Место выбрано для конференции неслучайно: Новосибирская область входит в число 17 регионов, где определены пилотные проекты по развитию агломераций и где должны разработать практические рекомендации для изменения законодательства.
Париж нам не соперник
— В Новосибирской области существует одна из крупнейших городских агломераций России, которая входит в группу лидеров агломерационного развития государства, — отметила Елена Чугуевская, директор департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ. Эксперт добавила, что ее коллеги в настоящий момент находятся в Париже на аналогичном форуме, однако она выбрала Сибирь, где сегодня обсуждаются ключевые моменты экономического роста территорий России. По словам Елены Чугуевской, очень много усилий прилагается правительством области и непосредственно губернатором для того, чтобы проекты состоялись. — Я считаю, что у Новосибирской агломерации большое будущее, она входит в базовый каркас расселения в Российской Федерации, — добавила эксперт. — Мы надеемся, что в свое время обсужденный проект по сибирской конурбации, когда крупные города Сибирского федерального округа связываются скоростными магистралями, состоится в рамках стратегии пространства развития. По крайней мере, проект будет обозначен как элемент фиксации территориальных систем, входящих в основную полосу расселения в России, который должен создать и усилить базовый расселенческий каркас в нашей стране. Новосибирску в этой структуре отводится достаточно серьезная роль...
Пять — число отличников
Тема форума в этом году — «Стратегическое планирование и пространственное развитие». Посмотреть на то, как на территории России проектируются и развиваются агломерации российских городов, в частности Челябинска, Кемерова, Барнаула, Петербурга, можно было на выставке, развернувшейся в «Новосибирск Экспоцентре».
Среди представленных макетов новых объектов Новосибирской области — Инновационный медико-технологический центр, Бугринский мост, «Аквамир». Фото Аркадия Уварова
Наш город представил свой проект, основная роль в котором отводится зонам опережающего развития: Аэросити, наукополису, порту Ташара, Восточной транспортно-логистической зоне, строительно-производственному кластеру. Кстати, в Новосибирской области агломерационное развитие уже перешло в практическую плоскость. — За минувшие годы пройден большой путь в разработке документов, которые регламентируют агломерационное развитие — это и пространственный каркас, и концепция транспортной схемы Новосибирской агломерации, и многое другое, — отметил побывавший на открытии форума губернатор Владимир Городецкий. — Но самое главное, за это время мы нащупали реальные точки роста, которые привязываем к территориям агломерации через программу реиндустриализации, через кластерное развитие, парковые проекты. Пять зон опережающего развития выверены с точки зрения их огромного потенциала. Они дадут новые рабочие места, новые высокотехнологичные продукты, конкурирующие на мировом рынке…
Глава региона подчеркнул: Новосибирская агломерация — это совместный проект областного правительства и муниципалитетов, причем последние выступают в качестве равноправных партнеров. Владимир Городецкий отметил, что в конце мая 2017 года планируется заключить контракты на подготовку научно-исследовательских работ для зон опережающего развития — порта Ташара и Аэросити. Их основой является развитие крупных транспортно-пересадочных узлов, в том числе всероссийского масштаба. — Развивать зону «Порт Ташара» предложила ассоциация логистов. В прошлые годы он был пунктом главной водной магистрали, через него осуществлялась поставка грузов на Север, — привел пример губернатор. — Мы изучили этот вопрос, выдали предложение. Чтобы порт работал как логистический центр, нужно восстановить железную дорогу. Считаем, что возродившийся порт Ташара будет востребованным и имеет великолепные перспективы.Конкурс и заключение контракта на научно-исследовательские работы по Восточной транспортно-логистической зоне запланированы на июль 2017 года. Что касается строительно-производственной зоны Новосибирской агломерации, то научно-исследовательские работы начались еще в конце 2016 года. Уже определены 25 перспективных участков для размещения инвестиционных площадок, которые в скором времени будут выставлены на аукцион. Сибирский наукополис в составе Новосибирской агломерации выделен как особая территория, на которой расположена научная, образовательная, инновационная инфраструктура. Его ядро — научно-производственный кластер информационных и биофармацевтических технологий и высокотехнологичной медицины, вошедший в число 11 приоритетных проектов Минэкономразвития России по поддержке инновационных кластеров — лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня.
Аэросити будит фантазию
Важное место участники конференции отвели вопросу транспортного каркаса территорий, без которого невозможно успешное развитие никаках агломераций. Посвященный этой теме доклад представил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в ходе круглого стола «Формирование каркаса агломерации на основании развития транспортно-пересадочных узлов». Он рассказал о реализации в регионе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». — Всего в период реализации этой программы запланировано провести реконструкцию и строительство 53,5 километра автомобильных дорог Новосибирской агломерации, отремонтировать 510,2 километра автодорог, ликвидировать 71 место концентрации дорожно-транспортных происшествий. Общая протяженность отремонтированных дорог к 2025 году должна составить 577,7 километра, — отметил Анатолий Костылевский, добавив, что проект реализуется на территориях Новосибирска, а также городов-спутников — Бердска, Искитима, Оби, поселка Кольцово. Кроме этого, часть средств предусмотрена на автодороги регионального и межмуниципального значения. Еще об одном важном аспекте — развитии государственно-частного партнерства рассказал заместитель министра экономического развития области Лев Решетников, который привел примеры точек социального и экономического роста экономики региона. В частности, речь идет о реконструкции инфраструктуры в сфере ЖКХ в Маслянино и городе Оби. — По сути, агломерация — это создание единой экономической системы, где нет перепроизводства, а сельское и городское население имеет равный доступ к технологиям. Это единственный способ остановить отток молодежи из глубинки в поисках лучшей жизни, — заметила Елена Чугуевская. Одним из самых интересных мероприятий в программе конференции стала творческая мастерская «Аэросити как транспортный хаб». Свои идеи и концепции авторитетному жюри представили научные и студенческие команды вузов и проектных институтов из Москвы, Омска, Новосибирска и других городов. Диплом I степени присужден проекту Российского института градостроительства и инвестиционного развития, диплома II степени удостоен Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет.
КСТАТИ Городская агломерация — это компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему, с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации. По некоторым оценкам, в России насчитывается до 22 агломераций.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 24 мая 2017 года