Выставка «Ездовые животные народов Сибири: мифы и реалии» открылась в музейных залах Института археологии и этнографии СО РАН. Как рассказал VN.ru куратор выставки археолог, доктор исторических наук Андрей Бородовский, наша культура создавалась благодаря мобильности древних народов и их стремлению к покорению пространства.
Небесный всадник Мин-Сусне-Хум
На выставке представлены артефакты в широком временном диапазоне —от второго тысячелетия до нашей эры до этнографических находок начала 20-го века, то есть второго тысячелетия уже нашей эры. Лошади, лоси, олени, собаки, быки и даже бобры – все они служили нашим предкам средствами передвижения, иногда мифическими – в загробный мир. «В мифологии известны сюжеты, когда герои и боги перемещаются на бобрах, это у нас отражено», – уточняет Андрей Бородовский.
Еще до эпохи великих географических открытий главный персонаж индоиранской мифологии бог Митра превратился в небесного всадника северных народов Приобья Мин-Сусне-Хума. Как считает Андрей Бородовский, всадник у хантов и манси имел число символическое и ритуальное значение.
«У хантов и манси в северной тайге невозможно ездить на лошадях. Там этот всадник существует как образ бога. Есть доказательства связей наших северных народов с Ираном. На территории распространения хантов и манси находят очень много иранского серебра, культовых предметов южного происхождения. Эти племена заимствуют и индоиранскую религию – митраизм», – объясняет ученый.
Для славян образ бога или святого на лошади – тот самый Георгий Победоносец, который дал имя русской копейке. На юг Западной Сибири лощадь пришла с запада. Самые ранние изображения всадников археологи находят в Приуралье, в районе нижней Волги. А вот олени, собаки и лоси именно на нашей территории совершили транспортную революцию, предполагают ученые.
Верхом на оленях
«Культурный пласт Сибири всегда недооценивается, считается, что тут практически ничего не было . А на самом деле в плане мобильности, транспортной инфраструктуры Сибирь находилась всегда в мировом тренде», – уверен Андрей Бородовский. Мало кто знает, что именно территория Новосибирской области входила в ареал распространения северного оленя. Использовали его не только в упряжке, но и как верховое животное. Среди находок археологов есть упряжки для оленей эпохи раннего железа.
По словам собеседника VN.ru, тофалары в Присаянье до сих пор ездят верхом на оленях. Научные споры о том, где это животное освоили под верховую езду, ведутся до сих пор. По одной из версий произошло это именно в наших краях – между Саянами и Алтаем.
Боевые лоси
Самые первые археологические находки с фигурками всадников на территории России найдены в Филипповских курганах в Башкирии. В Сибири самой древней подобной фигуркой оказался не всадник, а всадница. И не на лошади, а на лосе. Артефакт обнаружила археолог Татьяна Троицкая в Колыванском районе в могильнике Каменный мыс. «Всадница сидит на туловище лося. А около неё были две фигурки птиц, которые примыкали к её ушам, – описывает находку Андрей Бородовский. – Это одно из древнейших на нашей территории изображений всадника. Причем это не лошадь, а лось».
Лоси как верховые и даже боевые животные – полумифический и полуреальный мотив, который встречается и в древнем изобразительном искусстве, и в современной литературе, и кинематографе. Экранизацию исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» показали совсем недавно. Яркий запоминающийся кадр фильма – вогульский князь Асыка на огромном боевом лосе въезжает в русскую Чердынь.
Художественный вымысел или правда? Достоверных научных подтверждений существования боевых лосей нет. При этом есть фигурка из Каменного мыса и множество фактов одомашнивания лосей. «Факты использования лося в транспортных средствах известны в Скандинавии. В более позднее время, в 17-м веке, даже запрещали на лосях заезжать в скандинавские города, – рассказывает Андрей Бородовский. – И у нас, очевидно, это тоже имело место быть. Я лично видел много лосят в Колыванском районе, которые прибивались к домохозяйствам. Они жили там вместе с коровами».
Всадница на лосе из Колывани могла быть и реальной и мифической. Даже если древние жители Колывани не ездили на лосях, всадники становились символическими фигурами, которые позволяли перемещаться в другие миры, объясняет археолог. «Все исторические и культурные процессы крутятся вокруг реальной задачи – перемещения в пространстве. Символика и семантика движения – базовая для мировой культуры. Просто в ритуальной сфере вы двигаетесь по небу, в иные миры».