36 винтокрылых машин в год возвращают в небо на новосибирском авиаремонтном заводе, а могли бы и все 50, были бы заказы, и, что еще важнее, производственные площади. Как манны небесной, ждут новый сборочный цех, в котором без проблем смогут разместить не только вертолеты, но и дополнительно три гиганта Ми-26.
Реорганизация назревала давно. Это узкоспециализированное предприятие, менять профиль нельзя, а количество заказов постепенно снижается. И не потому, что в отрасли кризис. Наоборот, вертолеты становятся надежнее. Всем от этого хорошо – кроме ремонтников.
«Сейчас более в приоритете идет инозаказчик, чем российский. Связано с тем, что ресурс поменялся у РВЗ им. Миля, и больше летают вертолеты между капитальными ремонтами», – сообщил директор по производству НАРЗ Сергей Юсупов.
Инозаказчики – то есть иностранцы – заполняют не только цеха завода, но и учебный центр. Такой – при ремонтном заводе – в России единственный, а подтверждать квалификацию техникам требуется раз в три года. Скоро тут введут дистанционную систему обучения, и ученики со всего мира – от Перу до Индии – будут приезжать только на экзамены. Еще одна важная задача – создание собственного конструкторского бюро. К концу года намерены получить лицензию. Тогда вертолеты смогут не только ремонтировать, но и улучшать, модернизировать.
«Направление развито давно, и каждый вертолет, который где-то в мире летает, проходит за жизнь несколько таких модернизаций. Заказчик дорабатывает под свои возможности, необходимости машины», – сообщил директор НАРЗ Алексей Белых.
Раздвинуть рамки узкого рынка – главная задача конструкторского бюро.
«Если только в таком состоянии быть и ждать чего-то, света в конце тоннеля не будет. Завод нашел некоторые направления своего развития, например, выпуск оборудования для ремонта, стенды различные, но этого мало, потому что объем этого оборудования тоже ограничен, – сообщил полпред Президента РФ в СФО Сергей Меняйло.
Новые цеха, системы обучения, КБ – все это нужно, чтобы завод удержался на плаву. В развитие предприятия до 2020 года направят четверть миллиарда рублей.