По прогнозам ученых, к 2020 году роботы выгонят на улицу половину тружеников различных отраслей. В это легко верится, если вспомнить, что еще вчера армия диспетчеров такси принимала наши заказы, а сегодня по всему миру этим занимаются интернет-агрегаторы.
Еще вчера мы шли в турагентство, а сегодня сами себе навигаторы путешествий. А беспилотные летательные аппараты и, в ближайшем будущем, поезда и машины? Но вот вопрос: почему все-таки самые «устаревшие» профессии выживают? Что или кто их держит на плаву?
Уроки нетрадиционной формы
— Да, роботы-повара, роботы-официанты вытеснят среднестатистические кадры, но лучшие из них получат место в ресторанах премиум-класса, — считает преподаватель Татарского политехнического колледжа Елена Кузьмич. Замыленная поговорка «Не место красит человека, а человек — место», оказывается, характеризует и современные процессы на рынке труда. Например, спросим больного: кого бы он предпочел — робота-медсестру или живую женщину? Каждая специальность проверяется практикой на предмет ловкости, креативности и «эмоционального интеллекта» (когда уместно демонстрировать сочувствие, такт, заботу). Эти требования и определяют профессии (или кадры), которые остаются незаменимыми.
Навыки мирового уровня
Перспективу любой специальности определяет человеческий фактор, считают практики профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области, где в программах обучения используются международные стандарты WorldSkills (в переводе с английского «навыки мирового уровня»). — Эти стандарты — часть проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», который стартует в новом учебном году, — отметил заместитель министра — начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования минтруда Новосибирской области Андрей Головнин. — Он определяет основные векторы развития региональной системы среднего профессионального образования. Проект будет реализовываться до 2020 года включительно. Выпускники колледжей будут готовы к работе в высокотехнологичной среде на глобально конкурентоспособных производствах. Для этого идет модернизация образовательного процесса, совершенствование учебно-материальной базы и организации обучения в целом. Если начать с последнего, то учебные заведения получают возможность вносить свои инновации. И в этом им активно помогает самая заинтересованная сторона, участвующая в обучении, — производственники, будущие работодатели. Они знают, где будет вытеснен ручной труд, на смену которому придет армия роботов и программ. Но кто должен ими управлять, чинить и обслуживать?
Опыт дуального обучения
Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова еще несколько лет тому назад при поддержке регионального правительства и Министерства образования РФ создало профессионально-образовательный консорциум авиастроения. Он объединил учебные программы профтехучилища № 1, Новосибирского авиационного технического колледжа и факультета летательных аппаратов НГТУ. Для реализации этой идеи учебные программы были пересмотрены и приведены в соответствие с нуждами производства. Это позволило объединить материальные, методические и финансовые ресурсы для достижения высоких показателей в качественной подготовке специалистов. В результате на авиационное предприятие пришли выпускники, адаптированные к реальным условиям работы. Этот опыт практико-ориентированного (дуального) обучения сегодня как никогда востребован и будет распространен на все средние профессиональные учреждения региона. Принцип непрерывности подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования остается важнейшим для проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». Базовой площадкой для его реализации утвержден технический колледж им. А. И. Покрышкина, который в дальнейшем включит в процесс сеть учреждений.
КОММЕНТАРИИ
Светлана ЛУЗАН, директор Новосибирского профессионально-педагогического колледжа:
— Проект «Рабочие кадры для передовых технологий» включает в себя инклюзивное образование. Это значит, что получить профессию человеку с инвалидностью станет проще. Инклюзивное образование подразумевает вовлечение студентов с нарушениями здоровья в общую систему обучения. В колледже для ребят с инвалидностью будут созданы все условия, чтобы они смогли реализовать себя, получить профессию наравне со всеми. В июле этого года правительство Новосибирской области подписало соглашение с Министерством образования Российской Федерации о создании базовой организации, которая обеспечит поддержку всей региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования. Такой площадкой для внедрения системы стал наш колледж. Уже 27 средних профессиональных учебных заведений имеют «условия доступности». В каждом из них инвалиды могут получить профессию или специальность. Выбор широк: это IT-сфера — веб-дизайн, системное администрирование и программирование, — пошив одежды, графический дизайн и печать, парикмахерское искусство и прикладная эстетика, автодело и многое другое.
Елена ЕРЕМИНА, начальник отдела Новосибирского центра развития профессионального образования:
— Новый макет федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям предоставляет образовательным учреждениям большую свободу в части формирования структуры и содержания образовании. Сегодня введена новая форма государственной итоговой аттестации — демонстрационный экзамен. Все это предъявляет дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников.
Алексей ЛЕЙБОВ, директор Новосибирского центра развития профессионального образования:
— Новосибирская область — один из 20 пилотных регионов, где внедряется новая модель независимой оценки качества подготовки кадров — демонстрационный экзамен. В январе он уже состоялся в колледже парикмахерского искусства, колледже питания и сервиса, в техническом колледже имени А. И. Покрышкина. Эта процедура не только определяет уровень формирования профессиональных компетенций выпускников, но и выявляет недостатки программ обучения. Все это помогает принять управленческие решения по повышению качества образовательной деятельности в целом.
По прогнозам ученых, к 2020 году роботы выгонят на улицу половину тружеников различных отраслей. В это легко верится, если вспомнить, что еще вчера армия диспетчеров такси принимала наши заказы, а сегодня по всему миру этим занимаются интернет-агрегаторы.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №35 от 30 августа 2017 года