Десять участников из разных городов России, а также мастера из Франции и Узбекистана, сразились за звание лучшего гончара в Новосибирске. Во владении древним ремеслом состязались в фойе киноконцертного комплекса им. В. В. Маяковского. «Наша битва – регулярное соревнование профессионалов. Задания приготовили им нешуточные, хотя некоторые моменты на скорость, на реакцию, и, конечно, на мастерство», - поделился организатор Битвы гончаров Юрий Неупокоев.
Гости именитые. Вахобжон Буваев основал собственную школу в Узбекистане, четверть века мастер всерьез занимается глиной, а впервые взял в руки податливую массу в 12 лет. Кажется, он умеет делать все – сосуды, чашки, фигурки, но больше всего ему по душе ваять традиционные узбекские вазы, это почти утерянное мастерство. «Ручная формовка на гончарном круге – неотъемлемая часть традиций, которые до сих пор живы в Узбекистане. У меня своя школа и ученики, я преподаю в университете прикладное искусство», - рассказывает Вахобжон Буваев.
Поролоновые губки, струны, набор скребков и кистей – вот инструменты профессионалов. Первое задание сложное, но во время него мастера примеряются к глине, знакомятся с ней. Работа напоминает работу с тестом – материал должен быть однородным, чтобы слушался и не имел воздушных пузырей. Для этого мастера долго мнут комья глины руками. Из двух кусочков весом 0,5 и 1 кг нужно изготовить полые шары. На изготовление маленького шара дается 10 минут, чтобы смастерить большой – 25. Но все участники справляются раньше. Чем более точной, равномерной и объемной получится форма, тем больше очков зарабатывают гончары.
Самый первый шар буквально за две минуты сделала Наталья Христенко из села Фокино Приморского края. «Глина сегодня слушается», - смеясь, рассказывает женщина. Она занимается керамикой уже 20 лет. В Приморье, по словам мастерицы, гончарство угасает, но Наталья и ее муж стараются всячески популяризировать ремесло. «В нашей мастерской ремесел показываем, что гончарное дело - это красиво, популярно и можно делать не только горшочки», - говорит Наталья.
И если даже первое задание неискушенному зрителю кажется невыполнимым, то дальше и вовсе диву даешься – скопировать за 20 минут форму кувшина, смастерить вазу с завязанными глазами, слепить одной рукой горшок. И вишенка на торте – изделие в особой технике, глину нужно обжечь снаружи, а внутри оставить сырой.
Надежда Посевкина из Красноярска – мастер с большим стажем: «Я в глине 25 лет. Из них 15 лет делала цветочные горшки, работала на производстве керамики». Другая участница - Лидия Климченко из Кемерова за гончарным кругом всего полтора года, но уже проводит мастер-классы. Она специализируется на вазах восточного типа. Чем больше размер – тем сложнее, пока девушка может поднять вазу в высоту лишь на 30 см за 20 минут. Конкурс для Лидии – один из способов повысить квалификацию и пообщаться с более опытными мастерами.
«Я знала давно о конкурсе и готовилась заранее. Здесь серьезные люди, подготовка нужна хорошая, чтобы не упасть в лужу лицом, - рассказала нам кемеровчанка. – Самое сложное – подготовка самой глины, она должна быть мягкая, эластичная, упругая, чтобы держала форму».
По итогу всех пяти конкурсов жюри оценило работы, но окончательный вердикт судьи вынесут сегодня вечером, 20 декабря. Готовые работы керамистов можно будет увидеть в Новосибирском государственном художественном музее, выставка будет работать до 2 февраля.