Казнили каждого десятого жителя села Спирино и выпороли жителей Верх-Ирмени белогвардейцы. Та же страшная участь грозила козихинцам в 1918 году.
Мирную приходскую жизнь нарушила революция. В марте здесь начал работу первый сельский совет. Сельсовет отобрал земли у местных богачей, равно и 90 десятин церковной земли, и передал безземельным крестьянам. И пока, как пишет активный участник этих событий Григорий Макаев, «поп Владимиров бесновался», сам Макаев поднял над зданием маслозавода первый в истории Козихи красный флаг.
Летом власть перешла к «белым», и вскоре началась мобилизация в колчаковскую армию. Отец Александр Владимиров, в проповедях называвший советскую власть «властью большевиков-безбожников», по метрическим книгам составил список из 84 молодых жителей Козихи призывного возраста, но под влиянием Григория Макаева и других сторонников советской власти сельский сход постановил призывников не выдавать, отправить их на правый берег Оби. После этого на село была наложена контрибуция в размере 50 тысяч рублей, но и ее жители Козихи платить отказались. Тогда 27 ноября в село прибыл отряд колчаковцев, остановившийся на постой в доме священника Александра Владимирова. Прибывшие арестовали Макаева и еще четырех козихинцев и повезли их на санях в Ново-Николаевск. По дороге один из солдат предложил расстрелять арестованных, но вмешался офицер: «Когда поп поил нас самогонкой, он же просил не убивать их по дороге, а то его самого убьют. В тюрьме их все равно и без нас расстреляют».
Вот так, по мнению историка Лыкова, стало известно, что священник выдал белым сторонников советской власти. Далее в воспоминаниях Макаева сообщается, что «…священника кто-то из его единомышленников, оставшихся на воле, припугнул столь успешно, что он публично заявил земской полиции, что арестованные козихинцы большевиками не являются».
Возможно, правильнее было бы не обвинять отца Александра в сотрудничестве с «белыми», а благодарить за спасение села. Если бы он не выдал нескольких активных коммунистов и не угощал колчаковских офицеров водкой, с селом расправились бы более жестоко (достаточно вспомнить, как белогвардейцы казнили каждого десятого жителя села Спирино, провели бесчеловечную порку жителей Верх-Ирмени).
Отец Александр скончался от сыпного тифа 18 ноября 1919 года в возрасте 47 лет. Погребен на кладбище в церковной ограде. Вероятно, он был бы репрессирован после восстановления советской власти в декабре 1919 года, если бы не скончался.
Опубликовано в «Ордынской газете» №49 от 27 ноября 2019 года