Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Смерти нет - почему умершие приходят к родственникам

27.11.2019
Алина Полонникова
Смерти нет - почему умершие приходят к родственникам
Посетителям выставки предстоит пройти по коридору между миром мертвых и живых. Фото автора.
Куда уходят мертвые и почему они возвращаются – выставку о смерти в понимании уральских марийцев привезли в Новосибирский музей природы на Вокзальной магистрали, 11. Заглянуть за грань черты мира мертвых марийцев через призму современного мультимедийного искусства решился и корреспондент VN.ru.

«Урал Мари. Смерти нет» – встречает нас вывеска у входа в музей. Первые шаги в выставочный зал по зеленому паркету. Прямо – стенд с березками, слева – фотографии современных жителей уральских марийцев. Это раздел про жизнь. Вот старики выглядывают в окно, молодежь в народных костюмах оседлала велосипеды. Но дальше – черта, за ней черный пол и высокие мрачные колонны. Это самая большая часть экспозиции и она является своеобразным переходом – зоной между жизнью и смертью, местом встречи живых и мертвых. Колонны украшены информационными мультимедийными экранами и символизируют собой священные рощи, где местные жители поклоняются богам и общаются с высшими силами.

TAN_0401.JPG

«Нас марийцы интересуют не как специальная этнографическая группа, а как конкретный пример отношений между живыми и мертвыми, которое было у всех. Нас эта история интересует как универсальная, – рассказывает автор выставки, именитый фотограф Александр Сорин. – Например, родительская суббота – это остатки тех дохристианских представлений, кормление мертвых. То, что мы оставляем на кладбище, оставляем мертвым, которые должны есть. На поминках тоже кормим мертвых, не сами едим и радуемся, мы через себя насыщаем мертвых. Смысл сегодня утрачен, но марийцы помнят, что они делают, когда, зачем и что это значит».

Марийцы – язычники и анималисты с огромным пантеоном богов. По их версии, человек не умирает, а переходит в другой мир, где продолжает жить, работать и даже может создать семью, но периодически он приходит к своим живым родственникам. В зоне перехода – сны, в которых люди общаются с умершими. Покойники приходят с просьбами и жалобами.

«Моя соседка умерла и мне снится сон, – повествует в экспозиции жительница деревни Андрейково Ольга Вапаева. – Я, говорит, дома шагу не могу ступить, у меня по дому проволока. Звоню дочери, та говорит: «Мы же цветов понатыкали поверх могилы, а они из проволоки». Потом она рассказала, что цветы они убрали и снова видели ее во сне в красивом платье».

TAN_0419.JPG

Большой белый стол с посудой, солью, мукой и яйцами – алтарь, место, где едят и живые, и мертвые. Такие же столы находятся у марийцев в молельных рощах. Там совершают ритуальное жертвоприношение, чаще всего режут барана. Мало кто знает, но на наших кладбищах столики в ограде тоже являет собой место для кормления мертвых.

Читайте также: Кладбище домашних животных – как новосибирцы хоронят питомцев

Третий раздел выставки – о смерти, которой, как считают марийцы, нет. Вдоль темного коридора, ведущего в небольшую комнату – круглые отверстия. Внутри находятся архивные фотографии умерших марийцев, детали их быта – покосившиеся дома, повозки с лошадьми. Зрители как бы заглядывают за грань смерти. А дальше по коридору – мультимедийный кинозал, где в режиме нон-стоп зрителям покажут нарезку документальных кадров. «Главная идея, что если мы знаем теперь про живых, про традиции взаимодействия, то про смерть мы ничего не знаем, - поясняет автор выставки. – Это про ощущения, настроенческо-символическая смерть. Вся эта выставка – скорее современное искусство, чем классическая этнографическая, но она немногослойная».

TAN_0429.JPG

Некоторые фото на выставке Александра Сорина, часть снимал его коллега – известный фотограф из Екатеринбурга Федор Телков. Интервью и текстовую составляющую готовила Наталья Конрадова.

Два года команда колесила по уральским деревням – за плечами фотографов десять экспедиций. Выставка мультимедийная – в зале установлено несколько мониторов с наушниками, зритель может погрузиться в атмосферу традиций марийцев через интервью, видео обрядов, своими глазами узреть процесс общения людей с мертвыми. На стендах – QR-коды, через которые можно узнать больше. Кстати, сам код очень похож на марийскую вышивку – те же геометрические фигуры.

TAN_0446.JPG

В гроб покойникам марийцы кладут деньги, одежду, полотенце, расческу и нитки трех цветов. В самом гробу прорубают окно, чтобы покойник мог приходить во снах и предупредить о беде. 

«Дочь соседки увидела во сне свою бабушку, она говорит, ругается, что не может из дома выйти, не может в дом зайти. На следующий день они с мамой пришли на кладбище, а на могилу огромная береза упала, придавила решетку и оградку», - написаны на стене воспоминания Ольги Вапаевой из деревни Андрейково. Марийцы хоронят мертвых на кладбищах, а молиться приходят в священные рощи. Считается, что если срубить священное дерево, обречешь себя и свою семью на гибель.

Выставка откроется завтра, 28 ноября, и продлится до 26 января следующего года.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости

В Новосибирске начался традиционный Международный Рождественский фестиваль. В Доме ученых Академгородка его открывал спектакль-концерт «Из жизни планет» легендарной московской группы «Мегаполис». На второй день фестиваля проект перекочевал на малую сцену Новосибирской филармонии. Между показами 2 и 3 декабря «Вечерний Новосибирск» поговорил с Олегом Нестеровым о том, какие надежды он связывает с Академгородком, и о неснятых фильмах шестидесятых. Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №49 от 6 декабря 2019 года.

Резонанс
Новости
Жителям Новосибирской области, которые планируют поехать в мегаполис на обследование в облбольницу или в гости к родственникам, теперь нужно брать с собой больше денег. С 8 декабря проезд в пассажирском транспорте Новосибирска подорожает. Правда, тем, кому положены льготы, беспокоиться не стоит. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №49 от 4 декабря 2019 года.
На собеседовании есть «условия игры»: одни делают вид, что успешны и востребованы, другие, что выбирают из кучи достойных кандидатов. HR-специалистов называют гавчарками, HRюшами, «херками», их ненавидят так же сильно, как риелторов. «Псевдоработницы с повышенным ЧСВ и синдромом вершительниц судеб», - презрительно говорят кандидаты. «Меня ненавидят, но мне пофигу», - отвечают эйчары.
Инициативу приравнять Кыштовку к районам Крайнего Севера поддержали депутаты на 38-й сессии районного совета. В случае, если эту меру поддержит Правительство РФ, кыштовчане получат северные надбавки и ранний выход на пенсию. Но это еще не точно.
Разработчики инвалидной коляски-вездехода испытали свое изобретение на одном из самых опасных пандусов города - у здания аптеки на улице Немировича-Данченко. Идея родилась во время безобидного спора в интернете.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил о том, что Бургинский мост не будут украшать новогодней иллюминацией. Так он ответил на предложение общественников развесить гирлянды и установить звезду на арке моста через Обь.
Срыв шапок стал самым распространенным видом преступления в 90-е годы. Методы «дергачей» поражают – меховые головные уборы снимали прямо в кабинках туалетов, когда жертва наиболее беззащитна, использовали собак, нагло обчищали в трамваях и не гнушались бить по голове. Милиция в ответ использовала «живцов».