Новосибирск -0.6 °C

И вновь про «Царя»

21.01.2010 00:00:00
И вновь про «Царя»
Об исторической драме Павла Лунгина «Царь» по-прежнему продолжают спорить.

Вот, например, восторженный отзыв: «После обширного травматического опыта отечественных премьер последних лет на «Царе» чувствуешь себя, как на неожиданном прекрасном банкете. Будто с тобой несколько месяцев подряд пытались разговаривать исключительно междометиями, а тут вдруг пришёл человек и заговорил связными красивыми предложениями на литературном русском. И самое прекрасное, что ему при этом было, что сказать» (Newslab.ru. Серж Кочерыжкин). А вот — отзыв сдержанно-критический: «Главная проблема фильма — полная жанровая неопределенность. Ни продюсеры, ни режиссер так и не смогли определиться, что хотят получить в итоге — масштабный исторический эпос или драму о конфликте убеждений. Результат оказался невнятным, для эпоса — слишком незрелищным, для драмы — чересчур поверхностным и вдобавок наполненным множеством ненужных эпизодов» (Ruskino.ru. Светлана Степнова). И все же... все же есть в этом фильме нечто такое, что делает его настоящим и очень своевременным произведением искусства.

В некоторых кадрах картины можно почувствовать интонации Брейгеля и Босха. Вполне устраивают костюмы и декорации. Но, пожалуй, самым главным украшением фильма стали актеры: Петр Мамонов — Иван Грозный (бесноватый самодержец-душегубец, отчаянный софист, гротескный Горлум), Олег Янковский — митрополит Филипп (жертвенный, кроткий, неотмирно-бесстрашный — «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся?»), Иван Охлобыстин (по меткому выражению сетевого рецензента — «не шута сыграл, а внутреннюю подспудную сущность» грозного царя), Александр Домогаров, Юрий Кузнецов и многие, многие другие. Все хороши, все на месте. От Марии Темрюковны (Рамиля Искандер) — инфернальной жены, сидящей на звере багряном, до мишки-медведя, который, несмотря на все свое зверство лютое, не более чем тварь дрожащая, голодная и подневольная, пуще холопа-человека. Фильм Павла Лунгина — глубокое, болезненное погружение в тайны духовных побед и поражений. Фильм о том, какой ценой можно выстоять под нажимом, поступая по чести и совести. О том, как случается Апокалипсис — не только в отдельно взятом государстве, но и в биографии конкретной, отдельно взятой личности...

Личность царя Ивана Васильевича до сих пор вызывает споры, и эта борьба мнений разгорается с новой силой, стоит только появиться очередной громкой книге или экранизации. Вообще, наше отношение к сильным мира сего, облеченным властью карать и миловать, свидетельствует о многом. Что же касается Ивана IV, свое мнение о нем народ уже высказал: и Грозный, и Сталин — личности весьма почитаемые. Их рейтинг в телепроекте 2008 года «Имя России» был шокирующе высок! Это, как минимум, повод задуматься.

После выхода на экраны фильма Павла Лунгина прошли пикеты, выражающие протест против режиссерского видения исторических событий. Якобы фильм является «издевательской карикатурой на помазанника Божия, очерняет русскую историю и культуру» (http://www.orthedu.ru/news/495-09.html). Интересно, что премьера «Царя» была назначена на 4 ноября — день празднования образа Божией Матери Казанской. Данное обстоятельство также было воспринято как тревожный знак, поскольку именно в этот день русскими войсками под предводительством Ивана IV было покорено враждебное Руси Казанское царство. Вправе ли мы считать подвиги предков ненужными, «ошибочными»?..

Вот фрагменты дискуссий на исторические темы, опубликованные в сети Интернет (http://www.megacritic.ru/film/1012.html#josc8765):

Сергей К. Отклик из журнала «Деловой Подольск»: Компрометация идей — это лучший бизнес современности на мультимедийном поле. Просматривая фильм Павла Лунгина, именно эти мысли и приходят в голову. Ещё приходит в голову фраза по Станиславскому: «Не верю!» То, что там показано, даже в самом идиотическом обществе не бывает и не бывало на всём протяжении истории человечества. Это — небывальщина. Поэтому ни нравственным, ни историческим уроком не может быть в принципе.

Великих князей, самодержцев и императоров на Руси было много. Среди них фигура Ивана Васильевича Грозного выделяется особенно. Именно при нём государственное устройство стало принимать централизованный характер. Именно при нём упорядочено законодательство, принят «Стоглав», при нём строились тракты, на пример римских военных дорог... Иван Васильевич оставил большое количество памятников литературы. Написанное Грозным является высотой таланта, юмора, кругозора и мудрости. Иван IV любил шахматы, был благочестив. Один только пример его смирения перед волей настоятеля храма говорит о многом. Настоятель запретил царю входить в церковь, и Иван Васильевич приказал выстроить придел к храмовой стене, чтобы приходить в ненастную погоду для слушания звуков литургии — песнопений и молитв. При нём было выстроено на Руси огромное количество церквей: храм Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого и др...

Да и ещё — камень преткновения, для наших политиканов: по сравнению с государями Европы Грозный казнил очень мало. Есть известный пример сравнения его опалы и репрессий Елизаветы английской. Сравнивают Ивана Васильевича с ней, потому что они были современниками. Иван Васильевич Елизавету в письмах ласково называл сестрёнкой, он ей подарил рецепт анисовой водки, которая до сих пор ценится в Англии. Елизавета за 30 лет своего правления казнила, по официальным данным, 300 тыс. своих подданных, а Иван Грозный — 30 тыс. за 50 лет. Более чем в 10 раз кровожаднее была европейская владычица... А если принять во внимание масштабы — Англию и Россию, то можно сказать, что Грозный был первым в истории гуманистом из царей. Вот такой мудрый и благочестивый образ самодержца рисуется читателю серьёзных исторических книг. В которых историки дают оценки, опираясь на факты, а не на легенды и показания заинтересованных лиц, подвергшихся опале и гонениям. Да, кстати, род Романовых прейдя к престолу, немало сделал для того, чтобы очернить имя прославленного Рюриковича. Но это так, политика...

Если говорить конкретно о «Житии митрополита Филиппа»... оно не может быть историческим документом. Вообще историческая наука знает 170(!) вариантов этого жития. Версий о смерти Святого Филиппа Колычева — четыре. Все равнозначные. Самая естественная — это та, что он просто умер своей смертью. Малюта Скуратов приехал на похороны почтить его память, поскольку сам царь приехать не мог. О Малюте, в «миру» Григории Лукьяновиче Скуратове-Бельском, хочется сказать следующее — погиб он в сабельной сече с врагом и завещал похоронить себя в монастыре прямо на тропе, где ходят монахи. Иван Грозный так и сделал, схоронив его где-то на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Поэтому могила Малюты до сих пор не найдена.

То, что митрополит не был убит, совершенно не умаляет его святости. Филипп Колычев очень много сделал для жизнеустройства Соловецкого монастыря, был кроток и трудолюбив. Эти деяния, возможно, и стяжали ему венец святого на небесах. А не то, что он «боролся» и «обличал»...

«Лунгины» воспользовались нашими внутренними политическими разборками, которые нашли отражение в написании жития, не преминули через эту лазейку ещё раз плюнуть в русских людей и русскую власть. Плюнули зло, смачно и небесталанно.

Антон Николаевич: Хочу оппонировать монархолюбивой тираде цитатами историков российских, взятых, для простоты поиска, из «Википедии», из темы «Опричнина». «Поход против Новгорода». В декабре 1570 года, подозревая новгородскую торговую знать в подготовке перехода города на сторону Речи Посполитой, Иоанн, в сопровождении дружины опричников, стрельцов и других ратных людей, выступил против Новгорода. В начале января войска подошли к Новгороду и, по описаниям небеспристрастных новгородских летописцев, опричники людей забивали до смерти палками, бросали в Волхов, жарили в раскаленной муке. Были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 — 600 человек, считались счастливыми... Р. Скрынников, подсчитав число жертв, упомянутое в «Синодике» Ивана Грозного, вывел цифру 2170 — 2180 человек; однако уточняет, что донесения могли быть не полны, и допускает цифру три-четыре тысячи человек. В. Кобрин считает цифру в 10 — 15 тысяч наиболее близкой к истине. Общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч.

Искали сообщников новгородской измены. В конце июля 1570 года в Москве было казнено до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Преследованию подвергались жены, дети казненных, домочадцы. Царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело... Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, велел взорвать на бочке пороха на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо.

Последствия опричнины многообразны. Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». Непосредственным результатом запустения был «глад и мор». Бегство крестьян привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. Попрание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении Церкви привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени». ЧИТАТЕЛЬ, ВЫВОДЫ СДЕЛАЙ САМ.

Про фильм Павла Лунгина можно сказать, что он далеко не «дословно исторический». Да, Ивану Грозному было в те годы 35 лет, никак не 50, но... так ли это важно?! Если человек сквозь слой своего «интеллектуализма» — выученных знаний, гордыни за себя умного да «правильного» — способен уважать и прислушаться к чужому мнению... Я уверен, такому человеку незачем будет очернять и охаивать фильм. Как не очернял и не охаивал образ «Царя-Батюшки Ивана Грозного» Павел Лунгин. Фильм про то, что у каждого из нас ВСЕГДА есть выбор — по совести ли жить или по обстоятельствам? Верить в того Бога, что говорит с нами голосом совести нашей, или того, кому кланяются в церквях расписных по Великим Праздникам Большие Чиновники Государевы...

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: