Новосибирск 12.3 °C

После спектакля

23.01.2010 00:00:00
После спектакля
В третий раз театральные художники и дизайнеры Новосибирска устроили «Текстильное собрание».

У большинства спектаклей короткая театральная жизнь, как и у реквизита к ним. Когда занавес опускается в последний раз, костюмы и декорации отправляются пылиться в запасники. В этом заключается хоть и суровая, но все же справедливая правда жизни. А многим шедеврам театрального стиля, разделившим судьбу «отработавших свое» пышных платьев, суждено «почить» за кулисами, так ни разу не побывав на сцене. Обидно, да? Вот и решили новосибирские театральные художники подарить своим авангардным и классическим, футуристическим и фантасмагоричным созданиям возможность покинуть пыльные хранилища и показаться зрителям.

Актуально

Третий год в конкурсе-выставке «Текстильное собрание» участвуют десятки новосибирских стилистов и дизайнеров. А если мероприятие становится традиционным, значит, это кому-нибудь нужно. Нужно в первую очередь, конечно, самим театральным художникам, у которых не так много возможностей показать все грани мастерства, разнообразие идей и глубину таланта. Они хоть и отдают себя любимому делу, нередко полет их фантазии и вдохновения в театре упирается в стиль пьесы, видение постановщика и даже цензуру актеров, у которых тоже свое мнение о том, как они должны выглядеть на сцене. Каким бы грандиозным ни был результат такого «сотрудничества», иногда художнику кажется, что он что-то недоделал.

— В заказной работе мы реализуемся профессионально, — уверен автор проекта Владимир Авдеев. — А свое призвание мы реализуем только в авторских работах. Эту выставку и устроили для того, чтобы наши художники могли выразить себя, показать свои замыслы, костюмы и одежду для сцены, которая пока не попала в спектакли и, может быть, не попадет. А художник не может работать «в стол»: после того, как работа готова, ему нужно ее показать.

Театрального художника каждый может обидеть...

В идеале показать лучше во время театрального действа, но порой получается лишь на творческих выставках и в арт-галереях. А пока новосибирские дизайнеры ищут пути для самореализации, в местных театрах костюмы, декорации и прочая атрибутика создаются руками столичных или зарубежных профессионалов. Возможно, это добавляет престижа местным постановкам. Новосибирские художники все чаще ищут применение своему таланту на стороне.

Владимир Авдеев представил на «Текстильное собрание» эскизы костюмов, в которых играли «Короля Лира» актеры томского театра.

— Я готов работать со всеми театрами, но работаю с теми, которые меня приглашают, — говорит художник. — К сожалению, новосибирские меня приглашают довольно редко.

Значит ли это, что новосибирцы менее талантливы, чем москвичи? Едва ли. Многие экспонаты на выставке становились лауреатами всероссийских и зарубежных конкурсов. Костюмы из «Короля Лира» получили высокую оценку на Московском фестивале «Сцена России». На конкурсе сценографии и театральных костюмов в 2008 году в Корее эти эскизы вышли в финал. В прошлом году художник представлял их на выставке «Всемирный сценический дизайн» в Сеуле.

Фаворит «Текстильного собрания» Анна Сорокина с ее шикарными платьями тоже побеждала в международных конкурсах. Это не повлияло на популярность ее работ в собственном городе, на карьере почти не отразилось. Но она не жалуется: по крайней мере, ее одежду, в отличие от десятков других конкурсантов, можно увидеть на сцене. Она работает в театре музыкальной комедии.

— Только там я могу применить себя как профессионал, — говорит художница. — Другие меня на работу приглашать не торопятся. Я не гордая, я ходила со своими эскизами во все театры нашего города. Везде мне отвечают, что мои работы не соответствуют их стандартам.

Заграница не указ

Председатель жюри «Текстильного собрания», художник-модельер, член Союза дизайнеров России Людмила Соловьянова считает, что наши художники не уступают художникам из столицы, а русские мастера не менее даровиты, чем иностранцы.

— У нас столько нерастраченной энергии и таланта, что хватит не только на свою страну, — убеждена она. — Все равняются на Голливуд, а ведь там трудно найти звезду, у которой нет русских корней. У кого-то — дедушка, у кого-то — прабабушка из России. А Москва?! Сколько там наших, сибиряков!

Конечно, сделать себе имя новосибирскому художнику, дизайнеру, модельеру сложнее, чем тем, кто живет в столице. Потому что в нашем городе практически нет студий, мало дизайнерских школ. Что и говорить, даже театров, которые могли бы обеспечить театральных художников рабочими местами, в Новосибирске не особенно много.

Возможно, на невысокий спрос новосибирских художников влияет и их «узнаваемость». Людмила Соловьянова с легкостью отличает творения местных художников по их «региональному отпечатку».

— Это декоративность, фольклорность, некая самобытность, — говорит председатель жюри. — Это неплохо, но несколько чуждо людям, которые родились не в Сибири. Но это не помешает настоящему таланту пробиться. Главное — не отчаиваться, уныние вообще — грех. Сегодня уже появляются перспективы, в Новосибирске появляются студии, салоны, школы дизайнеров. Молодежь у нас талантливая, быстро всему научится и даже еще обгонит.

Мода

Может быть, они даже будут диктовать моду. Как ни странно, но капризные веяния влияют не только на то, что носят в реальной жизни. Даже в пьесы, которые рассказывают о жизни античных героев, прорываются модные тенденции.

— Как бы мы ни старались воссоздать ушедшие реалии, современность все равно отражается на костюмах героев и в декорациях, — говорит Анна Сорокина. — Во времена СССР был в ходу минимализм, еще совсем недавно в театре было модно показывать реальность без прикрас. Народ от этого устал и сегодня снова хочет приходить в театр как в сказку, поэтому и наряды актеров становятся все более пышными и красивыми.

Такие пышные платья, многослойные юбки и корсеты представила на конкурс Анна Сорокина. Не забыла и о зрителях — для них предложила платье для похода в театр. Правда, сама она сомневается, что кто-нибудь наденет такой шикарный наряд, чтобы сесть в нем в зрительном зале.

Коллеги Анну поддерживают и считают все споры о том, можно ли ходить в театр в свитере и в джинсах, надуманными. Ведь в чем приобщаться к прекрасному, не так важно. Важнее, чтобы вообще это желание было. А с этим у новосибирцев все в порядке. Во всяком случае, об опасениях искусствоведов, что кино и телевидение вытеснят театр, сейчас уже никто и не вспоминает.

— Упрекнуть новосибирцев не в чем, — говорит Владимир Авдеев. — Зритель в театр ходит, в театр не попасть, билеты раскупаются моментально. Для нас это самое главное, что людям театр как искусство интересно, что нам есть, для кого работать. А в чем зритель придет, разве важно. Наоборот, мне кажется правильным одеваться в театр проще, чтобы человеку было удобно, чтобы он погружался в спектакль, а не беспокоился, что он свой дорогой костюм зацепит или помнет.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: