Новосибирск 0.6 °C

Горькая радость Победы

18.03.2010 00:00:00
Горькая радость Победы
Благодаря Кларе Шушариной родные и близкие тех, кто считался пропавшим без вести, через почти семь десятилетий узнают об их судьбах.

Безвозвратные потери
... «Сообщаем, что по документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат СА установлено:
— стрелок, рядовой Долгушин Егор Васильевич, 1900 г. р., уроженец Новосибирской обл., Черепановского р-на, д. Г.Лакти, призван в СА Черепановским РВК, умер в немецком плену 18 января 1942 г., шталаг Х1-В-Фаллингсбостель, Ю. Германия. Жена, Долгушина Агафья Федоровна, проживала: Новосибирская обл., г. Черепаново, ул. Цветковская, 6».
«Рядовой Апушкин Алексей Георгиевич, 1914 г. р., место рождения и место призыва не указаны, умер в лагере военнопленных 25 апреля 1942 г. в Финляндии, место захоронения не указано. Родственники, кто — не указано, проживали: Новосибирская обл., Легостаевский р-н, д. Малиновка».
«Рядовой Марусин Андрей Григорьевич, 1910 г. р., место рождения, призыва не указано, умер от болезни в немецком плену 30 декабря 1941 г. в Финляндии, место захоронения не указано. Мать, Марусина Евдокия Андреевна, проживала: Новосибирская обл., Куйбышевский р-н, Нозаревский с/с, с/з 294».
«Рядовой Нехорошкин Андрей Дмитриевич, 1911 г. р., место рождения и призыва в СА не указаны, умер от болезни 17.01. 1942 г. в немецком плену в Финляндии. Место захоронения не указано. Родственники проживали по адресу: Новосибирская обл., Сузунский р-н».
«Рядовой Кобзев Сергей Дмитриевич, 1915 г. р., уроженец Новосибирской обл., Ключевского р-на, д. Полуямка, призван в СА Сузунским РВК, пропал без вести в октябре 1941 г. Жена — Кобзева Анастасия Емельян., проживала: Новосибирская обл., Сузунский р-н, Новостройка». Уточнение: «Умер в плену 24.05.1942, Финляндия».
«Командир отделения 171-го минометного полка сержант Сарайкин Михаил Васильевич, 1908 г.р., уроженец Новосибирской обл., Доволенского р-на, умер в немецком плену 29 декабря 1941 г. Шталаг Х1С (311) Берген-Бельзен/Фаллингбостель, ФРГ. Жена, Сарайкина Нат. Андр., проживала по адресу: Новосибирская обл., Н. сельский р-н, племсовхоз 655».
Горестно-краткие эти справки — из Центрального архива Министерства обороны (ЦО МО). И за каждой жизнь — короткая, мучительная перед уходом. На моем столе стопка таких «безвозвратных потерь» первого года войны. Это те, кто принял на себя первые удары фашистской армады. Они «умерли от болезней», «от ран», как изредка отмечается в справках. Кто-то еще в 1941 году, кто-то дотянул до лета. Те, на кого приходили извещения «пропал без вести». Наши земляки, крестьяне, взрослые мужики, а значит, семейные, с женами и малыми детьми. Их ждали. Сейчас, конечно, уже не ждут, но дети и внуки хотят узнать, где и как окончил жизнь их брат, отец, дед, дядя...
«Теперь есть день, когда можно помянуть»
...Недавно Кларе Шушариной позвонили. Женщина торопливо объясняла: «Отец пропал без вести, мне сказали, вы можете помочь. Мне скоро восемьдесят, немного осталось, я должна узнать хоть что-то об отце!» Оказывается, позвонившая, через десятые руки, через знакомых и совсем незнакомых людей узнала этот номер.
— Что я могла ей сообщить? — говорит Клара Георгиевна. — Отец этой женщины призывался в Москве, а я занималась только поисками сведений о пропавших без вести солдатах из нашей области. Посоветовала зайти на сайт Центрального архива Министерства обороны. Теперь она звонит мне чуть не каждый день, и обе плачем. Я тоже потеряла отца на войне. Его останки почти десять лет назад нашли поисковики. Я всем сердцем ощутила, что значит знать, где и как погиб родной человек, где похоронен... Неизвестность не дает покоя.
— Я очень благодарна Шушариной, побольше бы таких отзывчивых людей, — сообщила по телефону Валентина Матвеевна Букарева. — Мне было десять лет, когда отец, Матвей Иванович, ушел на фронт в июне сорок первого. Последняя весточка от него пришла в октябре без обратного адреса, но слова помню: «Иду в бой под Волоколамском». И все, никаких известий. В сорок девятом году мама подавала запрос, сообщили, что пропал без вести. А на днях мой сын зашел на сайт Министерства обороны, как советовала Клара Георгиевна, и мы узнали: погиб седьмого января сорок второго года. Теперь хочу сделать запрос о месте захоронения.
...Мы привыкли повторять: война закончится, когда будет похоронен последний погибший солдат. Победе 65 лет. А мы все выясняем судьбы. Поисковики занимаются поисками останков погибших на местах боев. Клара Шушарина передала семьям 196 архивных справок с точными датами смерти воинов Великой Отечественной. Взамен напечатанным под копирку сухим извещениям о пропавших без вести. Сколько надежд нес этот листок и в войну и долго после. Но с годами надежды таяли, уступая место мучительной неизвестности: где хотя бы могилка, есть ли она вообще. Или, как писал поэт, «И во всем этом мире, до конца его дней, ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей».
Горькая радость — получить весточку, пусть и спустя уже почти семь десятилетий. На вручении архивной справки у Вечного огня монумента Славы дочь солдата Василия Адова рассказывала: «Папа был трактористом, сутками с поля не вылезал. Придет, а мы, четыре дочки, спим на полу. Он нас вершками пальцами обмеряет, как подросли. Только это и помню. Мы считали, папа умер в сентябре сорок первого, а оказалось — на год позже. Теперь хоть есть день, когда можно помянуть — двадцать первое сентября».
Семья солдата Ильи Яковлевича Григорьевского стала первой, получившей из рук Шушариной весточку об отце. Его дочь Галина написала: «Низкий поклон Кларе Георгиевне».
«Положить голову, чтоб не по-пустому»
Их уже сотни, потомков солдат Великой Отечественной, что доподлинно знают, какой смертный путь выпал их родным, какими молодыми они ушли. Вот еще история.
Последнее письмо Миши Елизарова, его фотографию принесла в дар музею Центра героико-патриотического воспитания «Пост № 1» его племянница Елена Моисеенко. Здесь она получила официальное свидетельство о смерти своего такого юного дяди. Документ из Ассоциации международного сотрудничества «Военные мемориалы» вручила Клара Шушарина. Это письмо стоит привести полностью. «Здравствуйте, дорогие мама, сестры Тая, Поля, Клаша, Маня и брат Ваня. Живу хорошо. Нахожусь сейчас под Сталинградом — 5 км от передовой, ждем каждый час приказ в наступление. Был уже несколько раз под бомбежкой, есть небольшие жертвы. Но у меня в роте покуда нет. Мои бойцы все хорошие, храбрые. Думаю гордо защитить родину, положить голову так, чтоб не по-пустому. Сначала сам убью несколько немцев, а потом лягу. Предупреждаю: обо мне сильно не плакать и не падать в панику. Вам надо жить и гордиться, что вас защищает сын. Мама, я вам выслал свой денежный аттестат на 400 руб. в июле, вы уже должны получить. Мама, если меня убьют или ранят, то вам сообщит моя знакомая Аня Лопшенцева. Она санинструктор. Но все же я прибуду домой после войны героем Советского Союза. У меня телохранители ребята хорошие. Если убьют, то похоронят меня хорошо, а ранят, то они не бросят меня. С приветом, ваш сын. 11 сентября 42 г.».
Через неделю Миша попал в плен. Это были самые жестокие дни войны, после известного приказа Сталина «Ни шагу назад». Многочисленные родственники лейтенанта Миши Елизарова теперь знают, что не пропал он без вести, что прошел самые страшные дни войны и умер в фашистском концлагере возле города Рорзен 17 мая 1944 года. Самый старший в семье, он никогда не узнает, что родня у него многочисленная, что в майский день все вспомнят, каким он был парнем, веселым, спортивным, как его все любили.
Каждый из миллионов...
Мы говорим о двадцати, тридцати миллионах (цифры приводятся разные) погибших на войне, умерших в фашистских лагерях, скончавшихся в тылу и на оккупированных территориях от голода и непосильной работы. Но когда вчитываешься в архивные справки, понимаешь, из кого состоял народ-победитель и какими жертвами мы вырвали эту Победу. Каждая строчка в ее истории, каждый шаг к истине неоценимы. И каждое старание чрезвычайно важно. И наша газета внесла свою скромную лепту, публикуя списки пропавших без вести. Фамилию Елизаров один из потомков лейтенанта Миши, живущий в другом городе, прочитал в Интернете на сайте «Вечернего Новосибирска» и сообщил родственникам. Каждая семья, получившая архивную справку, по-разному узнавала о том, что есть такие списки, что находятся волонтеры, как ныне говорят, которые как свою воспринимают чужую боль. Случалось, Кларе Георгиевне звонили из других городов.
Продолжим. Может быть, еще какая-нибудь семья узнает об участи родного солдата.
Все перечисленные ниже жители или уроженцы Новосибирской области погибли в самый тяжкий первый год войны или в начале второго года нашествия. Они оказались в плену на территории Финляндии и умерли в фашистских застенках. Кто-то там же и захоронен, как сказано в документах, в «братских могилах». Другим и этой последней привилегии не дано — «место захоронения неизвестно». Почти все они рядовые...
Соловьев Андрей Иванович, 1905 г. р. Умер в сентябре 1941 г., родные жили в Новосибирской области.
Тараданов Яков Федорович, умер 18 декабря 1942 г., родные жили в Тогучинском районе, село Гарьевка.
Филиппов Петр Дмитриевич, 1915 г. р., умер 31 марта 1942 г., родные проживали: Пихтовский р-н, н. п Усть-Тойе.
Хмелевский Дмитрий Гаврилович, 1907 г. р., скончался 8 января 1942 г. (других сведений нет).
Гребенщиков Василий Николаевич, 1912 г. р., уроженец Убинского р-на, д. Литвиново, умер в июле 1942 г., жена, Гребенщикова П. И., проживала в д. Литвиново.
Веревкин Дмитрий Романович, 1904 г. р., умер 22 февраля 1942 г., родственники жили в Новосибирске, Садовая, 44.
Ерохин Игнатий Салловатович, 1914 г. р., умер 26 мая 1942 г., родные жили в Новосибирске.
Ерохов Тихон Егорович, 1902 г. р., уроженец НСО, д. Журава, умер 25 сентября 1942 г., жена, Ерохова Анна Никифоровна, проживала в д. Журава.
Исаев Андрей, 1908 г. р., умер 12 января 1942 г., родные жили в Кыштовском р-не, с. Николаевка.
Лукашев Андрей Иванович, 1912 г. р., умер 26 октября 1942 г., жена, Лукашева Наталья, жила в Купинском р-не, Чумашевский сельсовет.
Нешатаев Константин Лукич, 1905 г. р., умер 11 апреля 1942 г., родные жили: ст. Кривощеково, улица Харьковская, дом 45.
Речкунов Константин Сергеевич, 1910 г. р., умер от заражения крови 28 июля 1944 г., родственница, Речкунова Дарья Игнатьевна, жила в Доволенском р-не, д. Шагалка.
Бойко Григорий Андреевич, 1920 г. р., умер 26 ноября 1941 г., родные жили в Карасукском р-не, с. Чернокурья.
Пушилин Михаил Андреевич, 1914 г. р., умер 8 августа 1941 г. Родственники жили в Тогучинском р-не, п. Сурья.
Максимов Михаил Иванович, 1921 г. р., умер от ран 26 июля 1941 г., родственники жили в НСО, Касеновский р-н (неточный перевод на немецкий), д. Антоновка.
Пивоваров Василий Фомич, 1900 г. р., умер 10 марта 1942 г., родственники проживали в Чистоозерном р-не, Ольгинский сельсовет.
Дюкарев Григорий Иванович, 1910 г. р., уроженец НСО Бартовского р-на (так в документах), умер 10 мая 1942 г., сведений о родственниках нет.
Мастик Василий Онуфриевич, 1900 г. р., родился в Заельцовском р-не, умер 1 марта 1942 г. в шталаге 353 д, д. Масюковщина в Белоруссии.
 
Телефон для связи с К. Г. Шушариной 8-913-759-85-83.
Сайт для поиска в Центральном архиве Министерства обороны www.obd-memorial.ru
 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: