Новосибирск 9.3 °C

Какой должна быть новая школа?

15.04.2010 00:00:00
Какой должна быть новая школа?
Молодые учителя ищут нестандартные решения.

Дискуссионная площадка, организованная в рамках IV городского форума молодых педагогов «Педагогическая ИНТЕRRА» в Доме учителя, привлекла внимание учителей и родителей, представителей прессы и общественности.
Может ли современная система образования «топтаться на месте», держась за методики вчерашнего дня, а точнее — прошлого века, в эпоху стремительного развития технологий? Очевидно, что нет. Поэтому все чаще заходит речь об инновационном пути, по которому должна двигаться школа. Почти все участники дискуссии высказали убеждение: сегодняшние дети совсем не те, что были раньше, лет десять или двадцать тому назад. Гиперактивные, интересующиеся буквально всем, талантливые, непредсказуемые, они требуют нестандартных подходов, новых обучающих программ.
Возникает вопрос: нужен ли новой школе институт наставничества? Не для чрезмерной опеки и не для назидания, но для творческого роста молодых специалистов? Вопрос о сотрудничестве поколений был задан председателем городского клуба ветеранов педагогического труда Валентиной Паршиной.
По мнению участников форума, наставничество необходимо школе как традиция, как мастер-класс, проводимый людьми, умудренными опытом. Применение новых технологий (навыков обращения с интерактивной доской и проч.) — это, конечно, замечательно, это эффективно и современно. И все же у каждого из нас от школьных лет в памяти остались учителя-воспитатели — не просто «ходячие энциклопедии», но яркие личности, умеющие зажечь, убедить, сориентировать в жизни. Быть интересным, уметь найти подход к детям — тонкое искусство, в овладении которым опыт педагогов-ветеранов очень полезен. В конце концов, любая система имеет свой жизненный цикл, и хотя отжившие методы приходится менять, основа, на которой зиждется школа, должна сохраниться.
Насколько оправданно стремление перевести процесс обучения целиком и полностью в область информационных технологий? Уже сегодня учителя и ученики некоторых школ, перешедших на использование интерактивных досок, начинают забывать, что такое, например, традиционный мел. Техническая переоснащенность вызывает побочный эффект: дети утрачивают навык делать своими руками что-то еще, помимо нажатия компьютерных кнопок. Это отрицательно сказывается на общем развитии школьников, тем более что некоторые ребятишки легче усваивают материал, записывая его от руки — мелом на доске или ручкой в тетрадь. Слайд-шоу, презентации, пусть даже самые интересные и содержательные, воспринимаются более поверхностно, чем собственноручные записи. Так почему бы из предыдущих традиций не сохранить опыт прямого контакта с детьми — контакта с опорой на практику?
Современный учитель — это человек, который умеет объединить все добрые качества, усвоенные от старших товарищей, и в то же время подойти к делу творчески, сформировать что-то свое. Если сложить старое и новое, получится школа с прочными традициями, в основе которых — опыт педагогов прошлого. Еще один острый момент обсуждения — пятибалльная система оценок, которая используется в наших школах. Насколько реально та или иная оценка отображает знания учеников? И есть ли смысл апробировать в школах Новосибирска десятибалльную систему?
В принципе, любой учитель знает, что привычные всем тройки и четверки бывают очень разными. Негласная традиция добавлять к основной оценке минус или плюс означает, что пятибалльной шкалы недостаточно. Впрочем, даже десятибалльная система — всего лишь очередная шкала, которая не даст возможности выделить, проанализировать личные качества ученика. Такие, как творческая продуктивность, активность, эрудиция. Почему бы в экспериментальном порядке не ввести систему оценок, учитывающую способности и таланты ребенка?
Большая проблема состоит в том, что многие педагоги-предметники вынуждены избегать двоек и единиц, выставлять за четверть только положительные оценки. Если в условиях советской системы двойки и колы за четверть были разрешены, если нерадивый ученик мог стать второгодником, остаться на осень, сегодня «неуд» за четверть грозит наказанием учителю со стороны школьной администрации. Таким образом, у нас действует даже не пятибалльная, а трехбалльная шкала оценок, и эту ситуацию, конечно, нужно исправлять.
Какой бы привлекательной ни выглядела десятибалльная система, при переходе на нее могут возникнуть сложности, связанные с разработкой оценочных критериев. Если сегодня школьники более-менее точно представляют себе, за что ставятся, допустим, тройки и четверки, к десятибалльной шкале им еще предстоит привыкнуть. Поэтому возможны конфликты, когда ученик с оценкой не согласится, и учителям надо быть к этому готовыми.
Вырабатывая оценочные критерии, стоит задуматься о тех специфических чертах, которые характерны для современных подростков. Какие они, эти «загадочные и сверхталантливые дети индиго», о которых впечатлительные наставники складывают целые легенды? И как относиться к такому качеству, как гиперактивность детей?
Переизбыток справочного материала (решебников, сборников сочинений и т.д.), почти безграничные возможности Яндекса — все это, естественно, отбивает у ребят охоту мыслить самостоятельно. По мнению молодых учителей, следует повысить требования к рефератам, чтобы избежать «отписок», чтобы побудить ребенка высказывать свое личное мнение. Что же касается гипервозбудимости, то, по словам психологов, это свойство далеко неоднозначное. При хорошем, грамотном воспитании гиперактивный ребенок может превратиться в многогранную, талантливую личность. Но, с другой стороны, для таких детей характерны поверхностное восприятие, нахватанность, неспособность сосредоточиться... И даже элементарная невоспитанность, мешающая педагогу держать ситуацию в руках. Наконец, многие дети сегодня страдают заторможенностью, дефицитом активности — возможно, это результат долгих сидений за компьютерами, за голубыми экранами. Пассивность — это не обязательно врожденное свойство характера. Она может проявиться как результат воспитания, если взрослые, ссылаясь на вечную занятость, отмахиваются от детских инициатив. Отсюда вывод: школьный педагог должен находить время, чтобы как можно больше общаться с детьми. Но, к сожалению, у предметников времени катастрофически не хватает, и воспитание ложится на плечи классных руководителей.
Наболевшая тема классного руководства взволновала практически всех участников дискуссии.
По мнению большинства молодых учителей, классное руководство дает хорошую возможность реализовать себя. «Отработал часы — марш домой»... Для энтузиастов такая система кажется просто скучной. Если отношения между учителем и учениками, вчерашними «нарушителями порядка», налаживаются, это большая профессиональная победа. И это тем более радостно, что чаще всего дети становятся трудными в силу каких-нибудь объективных причин. Если, например, классный руководитель подолгу отсутствует (увольняется, заболевает, уходит в декрет и т.д.), в детском коллективе назревают серьезные проблемы. Впоследствии таких ребят довольно трудно принять, перевоспитать, благополучно довести до выпуска.
Подводя итоги разговора, участники форума подчеркнули: без института воспитания, который сегодня утрачивает свои позиции, сформировать выпускника новой школы просто невозможно. Если не уделить внимания проблеме воспитания, фраза «новой школе — новый учитель» так и останется очередным лозунгом, который выдвинуло государство, но который оказался страшно далек от реальной жизни...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: