Новосибирск 6.5 °C

Выборы становятся другими

22.04.2010 00:00:00
Выборы становятся другими
Так считает председатель Новосибирского горизбиркома Юрий Петухов.

В этом году Новосибирску выпало участие сразу в двух очень важных для его будущего избирательных кампаниях. Одна из них — уже позади, это выборы нашего городского Совета. Другая ожидает нас осенью, когда предстоит голосовать за депутатов Новосибирского областного Совета, за наших региональных законодателей. Причем проходят обе кампании на фоне реформ нашего выборного законодательства.
Как влияют новые правила на ход избирательного процесса и его результаты? И какие еще нововведения ждут нас впереди? Об этих и других актуальных для всех жителей нашего мегаполиса темах мы попросили рассказать председателя Новосибирской городской избирательной комиссии Юрия Петухова.
У партий — кадровый голод
— Юрий Федорович, о результатах мартовских выборов в Новосибирский городской Совет депутатов уже все известно. И теперь хотелось бы понять, какого рода выводы можно сделать по окончании избирательной кампании. Например, часто можно услышать, что одна из ее особенностей — значительный рост влияния политических партий. Они, собственно, и являлись главными участниками мартовской предвыборной «гонки». Есть еще какие-то тенденции, на которые вы обратили внимание?
— Да, действительно, четыре парламентские партии намного активнее участвовали в избирательной кампании, чем самовыдвиженцы, число которых, кстати, к дню голосования весьма значительно сократилось. Так, на первом этапе об участии в выборах заявили 93 самовыдвиженца, а в конце зарегистрированных осталось только 53 (притом что всего кандидатов было 187).
Но при таком «перевесе» в сторону политических партий в местных и региональных отделениях прошедшие выборы выявили одну очень острую проблему — это «кадровый голод».
И здесь партиям можно посоветовать больше внимания обращать именно на местное самоуправление как уровень власти, наиболее приближенный к населению. И на этом уровне нашим партийным организациям нужно укреплять свой кадровый потенциал, партийный авторитет, работать с активом и населением. Ожидается, что в ближайшее время во втором чтении будет принят закон, согласно которому формирование представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов будет проходить по смешанной системе, т.е. не менее 50% депутатского корпуса будет избираться по партийным спискам. Прежде всего это коснется административных центров субъектов России.
— Какая из них более оптимальна для Новосибирска?
— Вопрос дискуссионный. У наших соседей в Томске и Красноярске смешанная избирательная система применяется не первый созыв... Но я все же сторонник мнения, что лучше система, предполагающая некое однообразие. То есть либо одномандатные округа, либо партийные списки. Чтобы по окончании выборов депутаты выстраивали работу с избирателями по определенному принципу. И в случае введения на выборах муниципального уровня пропорциональной системы (то есть избрания только по партийным спискам) мне представляется, что необходимо внутри списка партийных кандидатов «разбивать» их на территориальные группы, соответствующие, например, административному району города или определенной территории с соответствующей численностью избирателей. Чтобы избиратель знал, что такие-то конкретные люди баллотируются именно в его районе или на территории, где проживает избиратель.
Останемся без досрочного голосования
— Одно из нововведений, которое мы видели вступившим в силу уже во время мартовских выборов, — это отмена денежного залога. То есть теперь все самовыдвиженцы, как и не представленные в парламенте политические партии (они, правда, и не участвовали в избирательной кампании в Новосибирский городской Совет), должны были собирать подписи избирателей. На что повлияла данная норма?
— Прежде всего, на уменьшение числа потенциальных самовыдвиженцев. Избирательный залог во время выборов в городской Совет 3 апреля 2005 года составлял 150 тысяч рублей — и, как показывал прошлый опыт, желающих внести его и участвовать, не собирая подписей, было не так уж мало. Теперь же отмена этой возможности, судя по всему, привела кого-то из этих людей к нежеланию баллотироваться. Процедура сбора подписей в поддержку самовыдвижения, равно как и оформление подписных листов достаточно жестко регламентирована, и не все к ней готовы.
Но вместе с тем самих подписей на одного кандидата требовалось не так уж и много, максимальное количество — 338. Ведь, по большому счету, это примерно два больших дома. Неужели так сложно организовать сбор? И тем не менее у нас были случаи, когда люди приносили подписной лист, а там, например, оказывалось, что адрес указан один, а паспортные данные к нему — уже от следующего по списку человека.
— Будут ли какие-то еще изменения, которые касаются избирательного процесса?
— Да, такие изменения ожидаются. Есть определенная дискуссия по поводу нового законопроекта, внесенного в Государственную думу президентом РФ и фактически отменяющего такую форму, как досрочное голосование (за исключением труднодоступных поселений). Возникает вопрос — не ограничим ли мы в избирательных правах граждан, которые в силу объективных уважительных причин будут отсутствовать в своем населенном пункте в день голосования. Мне представляется, что досрочное голосование нужно было сохранить, при этом императивно закрепив в законе обязательность представления документов, подтверждающих уважительную причину невозможности проголосовать в день выборов, скажем, билет на поезд, путевку в санаторий или приказ с работы о командировке и т. д.
Кроме того, Государственной думой во втором чтении принят важный законопроект, предоставляющий «малым» партиям, которые не смогли преодолеть проходной барьер, право иметь своего представителя в региональном парламенте. Такое право уже предоставлено «малым» партиям при выборах в Госдуму. По действующему закону, сейчас субъект имеет право устанавливать проходной барьер в законодательный орган. При этом барьер не может быть выше 7%.
Партии, недобравшие необходимого количества голосов, но попавшие в региональный парламент, получают наравне с другими партиями право представлять предложения по формированию избирательных комиссий субъектов РФ и нижестоящих избиркомов, а также назначать в них по одному члену с правом совещательного голоса. Кроме того, этим партиям предоставляется бесплатное эфирное время на государственных и муниципальных телеканалах. В своем субъекте они смогут выдвигать кандидатов без сбора подписей. Также необходимо отметить, что предлагается освободить от сбора подписей при выборах президента РФ и депутатов Государственной думы партии, которые имеют своих представителей в законодательных органах в одной трети субъектов РФ.
Что касается в целом будущих выборов, то тут ожидается введение электронных систем подсчета голосов. Таких как КОИБы или КЭГи. Передовые информационные технологии не стоят на месте, и внедрять такие системы необходимо. Мы, например, будем говорить об этом во время проведения 21—22 мая большой конференции на секции по вопросам организации муниципальных выборов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). В ней ожидается участие представителей ЦИК России, ФЦИ при ЦИК. В ходе этого мероприятия будет организована выставка и презентация систем электронного голосования, можно будет ознакомиться с ними, пообщаться с представителями фирм-разработчиков.
Общественникам стоит стать активнее
— Интернет, насколько я знаю, тоже все более активно используется избирательными комиссиями.
— Конечно, мы активно используем интернет-ресурсы. У нас действует сайт городской избирательной комиссии, на котором размещена вся необходимая информация для участников избирательного процесса, избирателей. В ходе избирательной кампании на нем оперативно размещалась информация о кандидатах, методические материалы для кандидатов, политических партий, СМИ и др. Кроме того, можно было увидеть описание и графическое изображение округов, найти свой избирательный участок. Кстати, 14 марта, в день голосования, можно было следить за ходом и результатами голосования в режиме онлайн, все данные сразу выкладывались на сайт горизбиркома — его только в день выборов посетило около 40 тысяч пользователей.
— Насколько я понимаю, в организации самих избирательных комиссий на последних выборах тоже были какие-то изменения?
— Да, мы на этот раз не формировали окружные избирательные комиссии, а использовали предоставленную законом возможность возложения полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избиркомы, которые наиболее опытны и подготовлены, и, как показала практика, они со своей задачей справились. У нас очень многое было сделано для их подготовки, и мы старались заранее отработать все нюансы избирательного процесса. И будем продолжать это делать в наступивший «межвыборный период», взаимодействовать с отделениями политических партий, общественными и молодежными объединениями.
Помимо обучения наших коллег у нас запланированы мероприятия по правовому просвещению избирателей. Это также необходимо делать, чтобы у нас был ответственный избиратель, хорошо знающий свои права, способный принимать самостоятельные решения, активно принимающий участие в управлении государством. Без такого избирателя просто невозможно построить нормальную демократию, предполагающую реальную конкуренцию политических сил.
— Юрий Федорович, если говорить о политической конкуренции... Почему, на ваш взгляд, в выборах в Новосибирский горсовет не участвовали партии, не представленные в парламенте?
— Мне представляется, что региональные и местные отделения таких партий не в полной мере готовы к выборам на местах. Ведь для участия в выборах надо мотивировать людей становиться кандидатами, аккумулировать финансовые средства, создавать правовую поддержку и — самое главное — общаться с избирателями, завоевывать их симпатии и голоса. Как показали прошедшие выборы, не все политические партии на местах готовы к такой серьезной работе.
У нас сейчас действуют семь всероссийских политических партий, а вот общественных объединений, которые подпадают под критерии избирательного объединения, позволяющие им самостоятельно участвовать в выборах, по данным управления юстиции, насчитывается свыше трехсот. Но ни одного из таких объединений мы тоже на прошлых выборах не увидели. Будем надеяться, что их активность вырастет в будущем, а мы, со своей стороны, продолжим с ними и методическую, и правовую разъяснительную работу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: