Всего в экспозиции с названием «Сибирь - Тибет» представлено порядка пятидесяти работ последних лет. Тема выставки, по словам Николая Рыбакова, навеяна его путешествиями по Азии. (Западная цивилизация, с ее философией успеха, интересует художника мало.) В прошлом году он побывал в Непале, Тибете, Монголии и Гоби.
- Его более влечет внутренняя духовная сторона Азии, нежели внешнее предметное сходство, - говорит искусствовед НКГ Владимир Назанский, автор ряда статей о Николае Рыбакове. - Именно на границе соединения мира внутреннего и мира внешнего, искусства предметного и абстрактного и протекает его творчество. Большинство работ, хотя и имеют конкретные названия, выглядят как вещи абстрактные - названия лишь задают ассоциативную тему восприятия. Главное передается через цвет, ритм, через богатую проработанную фактуру. Подобно тому, как музыка доносит то, что не поддается буквальному бытовому описанию, так и живопись Рыбакова не сводима к голому тематическому узнаванию или распознаванию тех или иных предметов. Здесь не надо искать рассудочных схем, это надо воспринимать духовно, эмоционально. Эти вспышки света, разнообразие фактур, сгущения света, закладывание краски в складки, завихрения и прочее - передают энергетическую, духовную сторону мира.
Николай Рыбаков - открытие середины 80-х. В 80-е он приобретает общероссийскую известность. Его персональные выставки проходят в ряде музеев провинции и столицы (галерея «Марс», ЦДХ), а также за рубежом (Словения, Франция, Швейцария). Он победитель первой Российской биеннале графики в Калининграде и обладатель гран-при конкурса «Золотая кисть» в 90-м и 92-м годах. Его работы есть во многих музеях (в том числе в Третьяковке и Музее искусств Востока).
- Своеобразие Рыбакова заключается не только в его сложной эффектной технике, - говорит Назанский, - но и в интересе художника к архаическим культурам. В его ранних работах явно заметен интерес к истории и этнографии сибирских аборигенов, а также к российской культуре в Сибири. Рыбаков ощущает себя не только потомком русских староверов, но и наследником скифов, кыргызов, древних тюрок, палеоазиатов. Его творчество - место встречи архаики и современности. Он разрабатывает своеобразный «сибирский стиль», используя и соединяя архаическую знаковость древнего сибирского искусства и достижения авангарда ХХ века.
Но независимо от творческих ситуаций и творческих поводов «сибирскости» или «тибетскости» представленных на выставке работ их можно рассматривать и с точки зрения чистого искусства - как некий баланс ритма, цвета, массы, формы и фактуры.
- Чувствуешь, как погружаешься в некое заряженное пространство, - говорит искусствовед, - видишь, что его работы не только ремесло, но и искусство. Этим он ценен и отличается от большинства художников, работающих на рынок.
Выставка Николая Рыбакова в залах Картинной галереи продлится в течение месяца. До Новосибирска она уже экспонировалась в Красноярске и Новокузнецке. После Новосибирска Рыбакова ждут в Томске.