Новосибирск -9.5 °C

Новый предмет — новые проблемы?

16.09.2010 00:00:00
Новый предмет — новые проблемы?
Начался учебный год.

Начался учебный год. И появление нового предмета — речь идет о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по-прежнему вызывает массу вопросов у школьников, их родителей и учителей.

Этот комплексный курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

Курс носит просветительский характер, он затрагивает вопросы развития и формирования духовно-нравственных основ, что очень важно в нашей современной жизни, но в нем не изучаются основы вероучений. Он должен подаваться детям с помощью истории, музыки, искусства, в доступной форме рассказывать о добре и зле, как правильно поступать...

Ирина Рогожникова, консультант управления общего образования министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:

— Это тот курс, который должен позволить молодому человеку выбрать некие основы для своего дальнейшего движения вперед. Данный курс введен только в 19 регионах РФ. Первый этап апробации начался в прошлом учебном году в четвертых классах в четвертой четверти, а завершится теперь уже у пятиклассников большим праздником к 4 ноября — Дню народного единства. Затем будет второй этап с учетом всех замечаний, предложений, корректировок, возникших в процессе апробации, который начнется также в четвертой четверти в четвертом классе. Родители имеют право и возможность сделать свободный выбор из предложенных модулей, кроме того, они в любой момент могут изменить свой выбор в пользу другого модуля.

В новосибирских школах было выбрано три модуля: «Основы православной культуры» как традиционной для России религии, «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» — как курсов, ведущих к согласию общества. В 12 регионах России такой же результат — 60% выбрали именно эти модули.

Как происходил выбор модулей для изучения? Большинство наших школ — многонациональные, и все их образовательные и воспитательные программы основаны как раз на интеграции, а не на разделении по каким-либо религиозным признакам. Родителям четвероклассников предложили на выбор программы, и большинство выбрало «Основы светской этики» — очень интересный, творческий курс.

Но большую тревогу у родителей вызвал тот способ, которым все это реализовано, потому что это было сделано в ущерб остальному образованию. Если четвертый класс в конце четвертой четверти в рамках собственной образовательной программы мог скорректировать свое расписание и поставить новый предмет, то в пятом классе «Основы светской этики» поставлены взамен русского языка.

Раиса Салмина, руководитель попечительского совета гимназии № 1: «Хотелось бы, чтобы представители департамента Министерства образования объяснили, каким образом эти два часа русского языка будут предоставлены детям, в какое время и за чей счет».

Но есть такое понятие, как государственный образовательный стандарт, и все образовательные учреждения нашей области перешли на этот стандарт, который предполагает, что на каждый предмет выделено определенное количество часов, то есть существует минимум, который гарантируется. Ни одна школа на территории Новосибирской области не может давать знания меньше этих установленных часов. А в федеральном учебном плане говорится о том, что кроме базовой нагрузки учащихся есть еще другая нагрузка — региональный компонент. И Министерство образования рекомендовало ввести новый курс именно за счет этих часов, отведенных на такие предметы, как история родного края, краеведение, экономика и право... У нас курс займет время дополнительных часов по русскому языку и литературе; из 248 берется всего 16 часов, кроме того, в рамках курса у школьников будут развиваться и разговорная речь, и читательские навыки, и коммуникабельность.

По словам Натальи Поповой (Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), и дети, и родители, и администрации городских школ — все приняли новый предмет. Для преподавания нового курса педагоги были подготовлены специально, в их числе преподаватели истории, мировой художественной культуры и учителя начальных классов.

Если говорить о психолого-педагогических особенностях детей, то четвертый класс — самое подходящее время для восприятия подобного рода информации, потому что у детей уже сформировался определенный уровень культуры, мировоззрение, и они мобильны. На этих уроках школьники проявили большую активность. Приходя домой, дети задают вопросы родителям, и это естественно, а данный курс подталкивает их к взаимодействию. Кстати, специально для родителей выпущена книга «Основы религиозных культур и светской этики», чтобы они могли более грамотно отвечать на вопросы детей. Подобная книга есть и для учителей. Кроме того, в гимназии № 13 выпускается специальный журнал для детей «Я живу в России» с иллюстрациями школьников, полностью посвященный курсу. 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: