Новосибирск 2.3 °C

Вячеслав Подъельский: «Иногда я думаю, уже пятьдесят, иногда - еще только пятьдесят...»

30.03.2001 00:00:00

Пятьдесят лет со дня рождения, двадцать лет творческой деятельности
отметит завтра заслуженный деятель искусств России,
главный хормейстер Новосибирской оперы

Вячеслав Подъельский. Рабочий момент

 «Все очень просто» или «биография у меня самая простая», - любит повторять главный хормейстер оперного.

С музыкой был связан с самого детства - повезло родиться в музыкальной семье. Отец (тоже Вячеслав Подъельский) - известный в городе музыкант, профессор консерватории, всю жизнь заведовал кафедрой народных инструментов. Подъельский-младший с детства занимался на фортепиано и очень любил петь. С удовольствием участвовал во всех смотрах художественной самодеятельности и непременно в качестве вокалиста:

- Потом понял, что настоящего голоса у меня нет, что поделаешь, - признается хормейстер. - при другом раскладе я бы, может, пел и сделал более яркую карьеру, но бог не дал...

Однако своей судьбой он нимало не разочарован:

- Я люблю этот театр и люблю эту профессию, все мои творческие достижения связаны с ним. Нагрузка колоссальная. Но это моя жизнь. Я пришел сюда по призванию.

В новосибирский оперный Вячеслав Подъельский был приглашен пятнадцать лет назад, сначала очередным, потом главным хормейстером. До этого после окончания консерватории шесть лет был дирижером камерного хора филармонии (которым тогда руководил заслуженный деятель искусств России, профессор Борис Певзнер). Первой серьезной работой в театре стала постановка «Бориса Годунова» Мусоргского, теперь на счету Вячеслава Подъельского 33 оперных спектакля, где он выступил в качестве хормейстера-постановщика. Среди них этапные для театра «Хованщина» Мусоргского, «Аида» и «Набукко» Верди (последняя совместно с Варненской оперой Болгарии), «Молодой Давид» Кобекина, «Русалка» Даргомыжского.

- Когда я пришел, хор был укомплектован преимущественно любителями, фанатами своего дела, но людьми без специального музыкального образования, - вспоминает главный хормейстер, - а выучивать все по слуху, если не читаешь нот, достаточно сложно...

Сегодняшний хор новосибирской оперы составляют преимущественно музыканты-профессионалы, выпускники консерватории или музыкального училища.

- Когда-то я поставил себе задачу сделать в театре хороший хор, чтобы этот хор пел не только оперные спектакли, но и мог петь самостоятельно, как самостоятельный художественный коллектив. Такую цель я себе поставил, и я ее если не на сто, то на семьдесят процентов выполнил. Это стоило огромных трудов...

Действительно, хор оперного успешно выступает и как концертный коллектив с исполнением сложнейших хоровых произведений крупной формы.

Среди музыкантов у главного хормейстера репутация руководителя жесткого, даже жестокого во всем, что касается вопросов ремесла. Но результат, наверное, стоит того. На сегодняшний день мы имеем один из сильнейших оперных коллективов в стране, и вряд ли кто станет с этим спорить. С Большим и Мариинкой сравниваться не будем, у них статус особый, но из нестоличных театров Новосибирск стабильно держит одно из первых, если не первое, место.

Хор небольшой, порядка полусотни человек.

- Я и не стремлюсь к количеству, финансы не позволяют, да и надобности особой нет, - говорит главный хормейстер.

В консерватории Вячеслав Вячеславович заведует кафедрой хорового дирижирования, где тоже есть хор студенческий, который он возглавляет.

- При необходимости, если нужны большие полотна, где требуется большое количество людей, мы соединяемся и поем спектакли вместе...

***

Из наиболее ярких хоровых событий главному хормейстеру запомнились, например, гастроли в Испании и Германии. В Испанию хор был приглашен в интернациональную бригаду на постановку «Аиды» Верди.

- Это мне очень запомнилось, - говорит Подъельский, - репетировали две недели в Севилье, сыграли шесть спектаклей подряд, получили блестящую прессу. Сам слушал и скажу без ложной скромности, что это было хорошо.

В Германию часть мужского хора ездила на постановку «Бориса Годунова» Мусоргского, и работа Вячеслава Подъельского в качестве хормейстера-постановщика тоже получила высокую оценку.

Из спектаклей, поставленных в последнее время на новосибирской сцене, он называет «Молодого Давида» Кобекина, где занят мужской хор. (К сожалению, сегодня спектакль временно не идет.

***

Большой зал театра, очевидно, закроется на два сезона для ремонтных работ. Спектакли придется ставить на малой сцене, отсюда вопрос главному хормейстеру оперного: как это событие отразится на хоре. Оказалось, что ситуация вовсе не представляется ему драматичной:

- Напротив, мне это даже больше нравится, - признается он, - малая сцена предполагает другой уровень музицирования, более филигранную работу и оркестра, и хора, и солистов, более скрупулезную, более тщательную... Мне это по душе.

Сейчас хор работает над постановкой «Кармен». Опера хоровая, исполняется на языке оригинала, работы много.

***

Концертную программу по случаю круглой даты, бенефис хора, решено перенести на осень. И вообще, к своему 50-летию юбиляр относится весьма сдержанно:

- Ну пятьдесят и пятьдесят. Рано еще что-то подытоживать...

На вопрос, как ощущает себя в свои полста лет, отвечает:

- Каждый день по-разному: иногда встанешь утром и думаешь: «Уже 50», а иногда: «Еще только 50».

Со вторым чувством просыпается чаще, и вообще, полон сил, идей и оптимизма. Пятьдесят для мужчины - разве возраст!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: