«Русь крестил святой Валентин»
Сегодня наше общество вновь, как и в 20-е годы прошлого века, оказалось перед выбором новых путей школьного образования. В течение нескольких лет школа переживает бурное внутреннее развитие.
Тема преподавания истории и обществознания особенно актуальна в наши дни. Педагогов волнует не только опасность потери предмета истории, но и результативность его преподавания. Ни для кого не секрет, что знания вчерашних школьников, а нынешних студентов-первокурсников приводят преподавателей вузов в некоторое замешательство. Ничуть не сомневаясь в истинности высказываний, молодые люди уверяют, что Русь крестил не кто иной, как святой Валентин, либо Александр Македонский. А во время Великой Отечественной войны наши войска воевали под предводительством Кутузова. Правда, с кем воевали и кто победил, они не знают...
В чём причина такого плохого знания нашей русской истории — вопрос открытый. Одни обвиняют школу, другие — общество, третьи — семью.
Знают ли сегодняшние школьники историю своей малой родины: своего края, области, города, села. Во времена школьной реформы 20-х годов историю России вообще исключили из списка предметов, как науку буржуазную. А вот краеведению в те годы уделялось большое внимание. Вся школьная программа строилась на «трёх китах»: природа — труд — общество. «Палку тогда, конечно, сильно перегнули» и плоды реформы пожинали очень долго.
«Уникальная история Сибири»
В 90-е годы в связи с реформами федеральная образовательная программа стала делиться на компоненты. Среди них выделялся региональный компонент, обязательный для изучения. Управление народного образования администрации Новосибирской области приняло базовый план регионального компонента, в который входил курс истории Сибири с включением в него материалов по истории Новосибирской области. Однако учебников по этому курсу не было.
В это время издательство «Инфолио-пресс» задумало издать уникальный учебно-методический комплект по истории Сибири в серии «Сибирь: 400 лет в составе России». По замыслу компонент должен был включать в себя учебное пособие «История Сибири» в трех частях, учебное пособие «Сибирь: вехи истории», рабочие тетради «100 задач по истории Сибири» в трех частях и компакт-диск с задачами, картами по истории Сибири и компьютерной игрой «Покорение Сибири».
Учебное пособие «История Сибири» представляло самостоятельный курс, охватывающий период от вхождения Сибири в состав России до распада СССР. Каждая книга пособия, кроме основного материала, содержала выдержки из исторических документов, биографические очерки о выдающихся сибиряках, а также комплекс вопросов, способствующих закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления.
Над комплектом «История Сибири» работали известные новосибирские педагоги, учёные, кандидаты и доктора исторических наук: Фаина Кузнецова, Владимир Зверев, Андрей Зуев, Владимир Исупов, Иван Кузнецов.
С многочисленными вопросами о проблемах преподавания истории в средней школе, о значении региональной истории на развитие нашего общества, об изменениях в школьном образовании мы обратились к одному из авторов «Истории Сибири» кандидату исторических наук, доценту кафедры истории, обществознания, экономики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Фаине Кузнецовой.
«Есть история своя и есть история чужая»
— Нужно ли вообще в школах изучать региональную историю?
— Поставленный вопрос перекликается с вопросом, а нужно ли изучать историю России? Дело в том, что история Сибири является составной частью истории Отечества, которая включает в себя историю государства, народов, родного края. Так было всегда и во всех странах. В 70-е годы у нас были небольшие пособия по истории Новосибирской области, содержание которых интегрировалось в курс истории. Новосибирские школьники сегодня изучают историю России и новейшую историю.
Материал огромный. В ходе модернизации нашего исторического образования получилось даже отдаление этих курсов. Многие события, исторические лица забудутся, но останется главное: есть история своя и есть история чужая. Причем даже своя — отечественная — уж очень далека, почти что чужая, так как федеральные учебники повествуют только об истории европейской части страны. И если не включать нам материал из истории Сибири, то у ученика создастся впечатление: здесь не было никакой истории, никаких событий, никаких персон большого масштаба, которыми можно было бы гордиться. Один Ермак — покоритель Сибири, а народы «отсталые». А теперь, если мы возьмём федеральные учебники, то они очень сильно усугубляют картину, в них только один раз помещён материал из истории Сибири — о её включении в Россию в XVII веке.
В других говорится «об отсталой культуре народов Сибири». И если мы не будем включать в школьный курс сюжеты по истории Сибири, то в душу юного человека будет закладываться идея об неуважении к родному краю, к живущим здесь народам, на той основе, что здесь нет ничего интересного. И такой вывод ведь входит в историческое сознание. А историческое сознание — часть общественного сознания. То есть ценностные ориентиры, связанные с историей родного края, ученик не получает, что, конечно, не способствует воспитанию патриота и гражданина.
Сегодня школьный курс истории ставит важную задачу — утверждение идей российской идентичности, которые не противоречат культурному многообразию России. В решении этой задачи педагогическая общественность большую роль отводит региональному компоненту.
«Региональный компонент никто не отменял»
— Какие изменения произошли с региональным компонентом в последнее время? Уверяют, что его отменили?
— Стандарт первого поколения включал три составляющие части: федеральный компонент, региональный и школьный компонент. В учебных планах всех школ содержится и федеральный, и региональный компонент. Это было и раньше, и сейчас так. Но сегодня произошли некоторые изменения: изменилось планирование регионального компонента.
Дело в том, что региональный компонент имеет в виду не одну историю, он включает в себя многие школьные предметы. Рекомендуют часы, отведенные на региональный компонент, разделить между несколькими предметами. Это прописано в федеральном базисном плане, но мелким шрифтом, а многие учителя не читают эту приписку. Наш департамент образования постановил, что дополнительные часы на изучение регионального компонента у нас отводятся только в 9-м классе (34 часа) — 1 урок в неделю и в 11-м классе (34 часа), а в других классах такое же время определено на другие предметы. Вот в чем разница. Мы составили и план, и методические рекомендации, и на курсах об этом всем говорили, но многие учителя еще не разобрались.
Региональный компонент у нас никто не отменял. Сейчас идёт разработка стандартов второго поколения, и в программах, которые сейчас обсуждаются (примерные программы уже опубликованы для основной школы), больше внимания уделяется тому, что у нас единый курс истории должен включать материал по региональной истории.
«У нас нет предмета истории Сибири»
— Как лучше изучать историю Сибири: отдельным курсом или включить в историю Отечества?
— История Сибири... У нас нет такого предмета. И термин «история Сибири» возник в связи с тем, что так называется компонент наших региональных учебников. А наши чиновники, недолго думая, взяли и назвали региональный компонент — история Сибири. А ведь это не только история Сибири, сюда должна быть включена и история города, и история села, области.
Мы уже десять лет боремся — не надо выделять отдельный предмет! В сельских школах стоит в расписании история Сибири. Это что такое? Какой-то нонсенс!
Изучается столыпинская аграрная реформа. Например, ну как не сказать, что для Сибири она имела огромное значение. Учитель должен сам планировать. Учебные пособия по истории Сибири — это был первый опыт систематизации огромного научного материала. Они пользуются популярностью и в соседних областях. Если нас поддержит издательство «Инфолио-пресс», благодаря которому появились первые учебники по истории Сибири, то мы хотели бы заняться подготовкой обновленного комплекта.
— А чем новые учебники будут отличаться от старого учебно-методического комплекта по истории Сибири?
— Прежде всего, отбором материала, который нужно построить таким образом, чтобы учителю было легко решать вопрос связи с курсом отечественной истории.
Вторая проблема — это обновление методического аппарата учебника, то есть учебник должен помочь организовать учебную работу школьника. И, в-третьих, обновленный учебник должен включать в себя материалы из истории села, области, города. История Новосибирска у нас не изучается, но писать ее для школьников, похоже, нет смысла. У нас столько много материалов! Но нужно создать задания, вопросы, списки литературы по истории города для поисковой работы школьников.
— Новый учебник будет больше ориентирован на историю Новосибирской области?
— Дело в том, что выделить историю Новосибирской области можно только с 1937 года, когда она появилась. Но ведь раньше территория, которая теперь входит в Новосибирскую область, разделена была между другими территориально-административными единицами. Нельзя её замкнуть в узкие рамки. Мы обедним материал, сделаем мелкие факты, а процесс развития региона не покажем. Ведь региональная история должна помочь ученику осознать, что она есть часть истории страны. А история города — часть истории региона. И её не понять, если мы не знаем историю региона. Быстрый рост Новосибирска не на пустом месте возник и не случайно. Нам не отдельные факты важны, а связи. Ученики должны понимать процесс закономерностей, связей, знать народы Сибири.
— С какого возраста лучше начинать знакомить детей с историей родного края?
— Сегодня речь идёт о многоуровневом подходе к изучению региональной компоненты. В начальной школе ребёнок должен понять: «Я житель какого села, я живу на какой улице, в каком городе, в какой области. Я — гражданин России». Идентификация себя с определенной территорией — это первое начальное звено. Наша основная школа — с 5-го по 9-й класс уже систематически должна знакомиться с определенными сюжетами из истории своего региона. Даже изучая Древний мир, школьники должны знать, а что же происходило в это время на территории Сибири. Сибирские археологи обнаружили уникальный памятник Пазырыкской культуры VI—IV веков до н. э., а мы об этом ничего не говорим. А это было время, когда существовала Древняя Греция. И греки что-то писали о скифах. Пазырыкская культура — это единое культурно-историческое пространство — скифо-сибирское. На нас нападают половцы, печенеги. Откуда они? Это тюркские народы. Существует неправильное мнение, что сибирские татары — это монголы. Нужно объяснять это детям.
Отсутствие регионального компонента очень обедняет курс истории, остается только политическая история в центре страны. А жизнь народа, культура разных народов не доходит до школьника. Поэтому мы за разработку регионального компонента, изучение истории Сибири, области, родного города, села.