Новосибирск 4 °C

Партийные списки: за и против...

25.12.2010 00:00:00
Партийные списки:   за и против...
Какими должны быть выборы на муниципальном уровне.

В ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев предложил в обязательном порядке ввести выборы по партийным спискам (или, по крайней мере, по смешанной системе) там, где избираются представительные органы в городских округах и муниципальных районах с числом депутатов не менее 20 человек. Такое решение, по мнению главы нашего государства, необходимо, чтобы роль политических партий в работе муниципалитетов возросла, как и их ответственность перед избирателями.

Недавно соответствующий законопроект внесен президентом и в Государственную думу (он также гласит, что не менее половины депутатов представительных органов с численностью свыше двух десятков членов будут избираться по партийным спискам).

Нужно отметить, что возможность сделать этот уровень выборов «партийным» обсуждается уже достаточно давно. И высказываются не только доводы «за», но и «против». В частности, говорится, что представительные органы власти на местах должны в первую очередь заниматься хозяйственной деятельностью, и излишняя «политизация» может здесь только навредить.

Совет депутатов города Новосибирска мы в последний раз выбирали только по одномандатным округам (хотя, кстати говоря, роль партий все равно была здесь достаточно высока). Но при вышеупомянутом изменении законодательства на следующих выборах мы уже будем отдавать свои голоса либо только за «списочных» партийных кандидатов, либо по смешанной системе, где на каждом округе будут одновременно избраны один «партийный» депутат и один одномандатник.

Дать свою оценку мы попросили представителей разных политических сил, а также экспертов.

Владимир Леонтьев, политолог:

— Если посмотреть на современную избирательную систему, мы увидим, что выборы всех уровней стали более партийными. И с этой точки зрения только логично законодательно закрепить избрание по партийным спискам в представительные органы местного самоуправления. Вместе с тем у нас все-таки есть определенное число людей, которые могут стать хорошими депутатами, но при этом они не хотят примыкать ни к одной из политических партий.

Я был в Куйбышеве, Северном, других населенных пунктах и видел, что там есть инженеры, бизнесмены, представители других профессий, которые вполне могли бы избираться в местные Советы, но, действительно, не желают идти по партийным спискам. Если мы изменим избирательную систему и оставим только списки партий, такие люди могут остаться «за бортом».

Хотя, с другой стороны, большинство тех, кто сейчас находится во власти, уже принадлежат к каким-то партиям, и я думаю, что людей, принципиально желающих оставаться вне таких политических объединений, будет не очень много. Я бы сказал, что на 85% партийные выборы муниципальных представительных органов — это плюс и лишь на 15% — минус. Нужно все-таки отталкиваться от реалий сегодняшнего дня, а они таковы, что роль партий очень велика.

Олег Иванинский, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, фракция партии «Единая Россия»:

— Я считаю инициативу ввести выборы по партийным спискам на уровне представительных органов власти абсолютно правильной. Это позволит консолидировать силы вокруг партий — то есть кандидаты будут баллотироваться не поодиночке, а объединившись в команды, имея некие программы. И работать впоследствии депутатам в таких командах, в таких фракциях различных партий будет проще. Ведь, внося какие-то свои предложения, они будут иметь поддержку товарищей по фракции, а так гораздо легче добиться положительного решения, чем выступая только от своего имени.

Владимир Захаров, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, фракция партии ЛДПР:

— Я бы оставил выборы в представительные органы местного самоуправления так, как они есть. Потому что сейчас при выборах по партийным спискам у нас зачастую голосуют за первую тройку избирательного объединения, но она может потом уйти, а на деле депутатами становятся те, кого избиратели не знают. При избрании по одномандатным округам подобные вещи невозможны, там мы все-таки видим, что никто другой на месте человека, за которого отдали голоса, не появится.

Ренат Сулейманов депутат Совета депутатов города Новосибирска, руководитель фракции КПРФ:

— Мы считаем, что смешанная система применительно к Совету депутатов города Новосибирска — это положительное решение. И мы его поддерживаем, поскольку оно позволяет отразить реальное соотношение политических сил в нашем городе. Это касается и оппозиционных партий.

Потому что, если посмотреть на прошлые выборы в городской Совет и в Законодательное собрание Новосибирской области, мы увидим, что по партийным спискам КПРФ получает около 30% голосов избирателей. Но в то же время в городском Совете у нас в два раза меньше мандатов. Ведь, чтобы победить на большом одномандатном округе, необходимы значительные финансовые средства, и еще здесь влияние может оказывать использование административного ресурса. Тогда как выборы по партийным спискам более точно отражают мнение избирателей. Хотя, с другой стороны, депутаты, которые баллотируются по спискам партий, меньше связаны с конкретным округом, с конкретными избирателями.

Но президент внес в Думу законопроект, говорящий о возможности введения смешанной модели, а она представляет собой компромиссный вариант, когда половина депутатов избирается по спискам, другая половина как одномандатники. При такой системе можно, с одной стороны, привязать депутатов к одномандатным округам, а с другой — показать, как на самом деле распределяются политические взгляды наших избирателей.

Анатолий Кубанов, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, фракция партии «Справедливая Россия»:

— Я с большим одобрением отношусь к этой инициативе. Невозможно говорить о здоровой политической конкуренции, пока мы не видим на муниципальном уровне избрания по партийным спискам. Поскольку при этом выбор избирателя становится более обоснованным. Он голосует не просто за «хорошего парня», который на одномандатном округе много заплатил или провел грамотную предвыборную агитацию.

В случае избрания по партийным спискам голосуют именно за ту или иную экономическую программу, за ту или иную идеологию. То есть выбор избирателей отдается определенным идеям и знаменам. Только таким образом можно что-то действительно менять в жизни города. Что невозможно при допотопной системе, когда на одномандатных округах голосуют за людей с тугим кошельком. Конечно, в рамках своего округа они что-то решают: могут присыпать лужу песком, построить детскую площадку и т. д. Но на уровне всего города такой человек не заинтересован что-то менять.

А вот при голосовании по партийным спискам, если избиратели видят, что победившая партия ничего не делает, они просто отдают голоса за другую партию, за другую систему взглядов, в том числе на экономику. Такие выборы дают гражданину эффективные механизмы для ротации кадров, управляющих городом, для смены так называемых политических и экономических «элит». Что касается смешанной системы — мне кажется, это просто полумера, и вводить нужно сразу голосование по партийным спискам.

Александр Люлько, депутат Совета депутатов города Новосибирска:

— Что такое местное самоуправление? Эти органы власти избираются для решения наиболее насущных вопросов: уборка мусора, ремонт школ и дорог, благоустройство территории и т. д. А что значит избрание таких представительных органов по партийным спискам? Это значит, что все решения будут приниматься не самими жителями того или иного муниципального образования, а партиями. Которых, кстати, у нас на уровне региона нет. У нас только общероссийские политические партии, а региональные отделения их все равно подчинены Москве, и именно там в конечном итоге и определяют — кому быть депутатами на местах. Речь, по сути, идет о централизации, еще более жесткой, чем при КПСС. Ведь даже на самом первом уровне, на уровне муниципалитетов, власть будет формироваться по указке свыше. К чему это может привести? Люди просто начнут говорить: раз у нас теперь вообще за все отвечает федеральная власть и ее ставленники, то пусть тогда они и занимаются заменой лампочки в подъезде и уборкой. Мы просто лишаем жителей желания проявлять инициативу, самим что-то делать...

У нас есть активные люди, которые могли бы избираться в представительные органы и там реализовать себя, но они будут вынуждены направлять энергию в иные сферы. Может быть, в бизнес, а может быть — и в деятельность в каких-то организациях достаточно радикального толка. Не в системную, а уже во внесистемную оппозицию к нынешней власти. И у нас пойдет дальнейшая радикализация общества.

Посмотрите даже по сегодняшним депутатам разных органов власти, кого из них лучше знают? Конечно, одномандатников, а вот тех, кто шел по партийным спискам, зачастую вообще не знают и не представляют, чем эти люди занимаются.

Что касается возможности введения смешанной системы — да при ней останутся одномандатники, но вместе с тем не менее половины депутатов будут избираться по партийным спискам, а значит в конечном итоге именно партии все равно будут принимать решения.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: