Новосибирск 10.7 °C

Нехороший праздник?

17.02.2011 00:00:00
Нехороший   праздник?
Дню святого Валентина подыскивают российскую альтернативу.

На прошедшей неделе затихшая было после Нового года торговля сувенирами вновь встрепенулась. Оно и понятно — народ готовился ко Дню святого Валентина. Однако, как отмечают маркетологи, с каждым годом ажиотаж вокруг сувениров, связанных с этим новомодным праздником, хотя и медленно, но стихает. Что на это повлияло, подлинно неизвестно, но постепенно отношение к этому празднику у россиян меняется, причём меняется в негативную сторону. Как утверждают некоторые психологи, февральский публичный любовный ажиотаж у русских людей подсознательно ассоциируется со свальным грехом.

Любить публично

В 2005 году в аналитическом документе, подготовленном сотрудниками МГПУ и Департаментом образования Москвы, отмечалось, что Всеобщий день влюблённых — это «праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует самые низменные чувства и извращает само понятие любви». Как тут не вспомнить слова писателя Сергея Довлатова, ставшие уже афоризмом: «Любить публично — скотство!»

Как оказалось, эта ёмкая фраза довольно точно отразила суть февральского дня всеобщей показной любви, поскольку истоки его как раз со скотством и связаны, так как берут начало в древнеримском празднике Луперкалии, во время которого проходило весеннее спаривание скота. После различного рода языческих ритуалов начинались игры молодёжи. Для выбора партнёрш молодые люди вытаскивали заранее спрятанные записки с именами девушек, которые становились их временными подругами на день празднества. И часто эти игрища заканчивались самым тривиальным блудом.

Римская церковь усиленно боролась с языческим непотребством и, в конце концов, добилась успеха, однако Луперкалии не исчезли, а мимикрировали в другой праздник и даже получили некоторую религиозную окраску, получив в название имя христианского святого. Каким образом святой Валентин, епископ Тернийский, принявший в III веке мученическую кончину за веру, стал героем «Дня влюблённых», неизвестно, но история о странствующем монахе Валентине, который перед смертью, нарушив монашеские обеты, влюбился в дочь тюремщика, постепенно распространилась по всему миру. С церковной точки приписать такое святому — это глумление над памятью мученика, отдавшего жизнь за Христа.

Неправда одного миссионера

Авторы вышеприведённого доклада Департамента образования Москвы расценивают День святого Валентина как часть мероприятий по разрушению страны, обусловленного идеологией глобализма. «Разрушение страны невозможно без разрушения национальных традиций. А разрушение национальных традиций невозможно без навязывания суррогатных заменителей», — поясняют они. А существуют ли вообще русские национальные традиции празднования дня всеобщей любви, не считая древнего славянского праздника Ивана Купалы, мало чем отличавшегося от древнеримских Луперкалий? На ум приходит только сохранившийся от советских времён целомудренный праздник 8-го Марта, когда мужчины высказывают свою признательность матерям, жёнам, женской составляющей рабочего коллектива и т. д., но с некоторых пор в православии этот праздник стал нелюбим. Виною этому стала книга диакона Андрея Кураева «Как делают антисемитом», выпущенная в 1998 году, в которой известный церковный миссионер ничтоже сумняшеся заявляет, что женский праздник россиянам навязала еврейка Клара Цеткин, и что на самом деле день 8 Марта есть не что иное, как иудейский праздник Пурим.

Немало сарказма излил диакон Андрей по поводу коварной Клары, которая вот так хитро заставила православных отмечать знакомый ей с детства иудейский праздник. Однако здесь профессор богословия допустил серьёзную промашку: в многочисленных откликах на эту скандальную книгу ему было разъяснено, что Клара Цеткин (урождённая Эйснер) была чистокровной немкой из лютеранской семьи и к иудейским традициям не имеет никакого отношения.

Несмотря на такой конфуз, православный миссионер в своих многочисленных встречах с общественностью до сих пор особое внимание уделяет уничижению праздника 8 Марта. Поделился отец Андрей своим возмущением по поводу ненавистного ему праздника и во время встречи с новосибирскими студентами летом прошедшего года. Всходы плевел неправды, обильно посеянных во время миссионерских поездок, принесли плоды, и теперь многие православные воспринимают упоминание о празднике 8 Марта как оскорбление их национальных религиозных чувств.

А нужна ли альтернатива?

И всё же православная альтернатива Дню святого Валентина нашлась. С 2008 года день памяти святого благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских (8 июля) получил официальное название — «День семьи, любви и верности». Романтичная история любви дочери пчельника и богатого князя, проживших долгую семейную жизнь и умерших в один день и час, достойна особого внимания. Но вот беда — несмотря на то, что праздник этот только зарождается, вокруг него уже начинает стремительно развиваться развлекательно-сувенирная индустрия: специальные открытки, эсэмэски с соответствующими текстами, якобы православные обряды обетов любви и верности, экскурсии на места, связанные с житием святых, и прочие завлекаловки. А продвинутые Интернет-тусовщики на все лады смакуют детали развития взаимоотношений бедной девушки и знатного князя, преподнося их в пошлой окраске. Судя по всему, святым Петру и Февронии уготована та же участь, что и святому мученику Валентину. Так, может, не стоит спешить с альтернативой, а подождать, пока русский народ, в конце концов, разберётся и откажется от самой идеи чуждых нашему национальному самосознанию праздников публичной любви?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: