Новосибирск 8.5 °C

Юрий Петухов: Используя право не голосовать, не нарушаете ли вы право другогo избрать свою власть?

06.04.2001 00:00:00

Юрий Федорович Петухов. Родился в 1968 году. Холост. Образование высшее юридическое. Место работы - Новосибирский юридический институт Томского государственного университета. С 25 января 2000 года - председатель Новосибирской городской избирательной комиссии.

У Юрия Петухова забот сейчас хватает. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 - Выборы в горсовет 10 декабря, как известно, провалились в 19 округах. Как тогда чувствовал себя председатель горизбиркома?

- Ужасно, я это не скрываю. Полное внутреннее опустошение. Так, кстати говоря, чувствовали себя многие из тех, кто работал в участковых, окружных избирательных комиссиях. У нас немало людей, которые не только не один год, но и более работают на выборах. И вот такой итог.

- Паника была?

- Нет, паники не было. Паника - это самое деструктивное, что только можно придумать. Ну какой вывод можно сделать, поддавшись панике? Никакого. А мы сразу принялись анализировать создавшуюся ситуацию, отмечать для себя: что сделано и что сделано не так; когда проводить повторные выборы и что предпринять? Все это в последующем легло в основу нашей работы на повторных выборах.

- А как себя чувствует теперь председатель горизбиркома накануне решающего дня?

- Наш коллектив, как и все избирательные комиссии, настроен по-боевому. Конечно, несколько напряженно, но с надеждой и верой в разум избирателей. Мы надеемся, что избиратель все-таки откликнется, потому что информационно мы все сделали и по закону, и более того. Мы учли все промахи, которые были на предыдущих выборах, предложения окружных и участковых комиссий.

- «Даже более» - это как?

- Это в том смысле, что проявили в чем-то собственную инициативу, провели мероприятия, которые законом на избирком не возлагаются, но и не запрещаются. Перед нами стояли две задачи. Первая - выполнить полномочия, возложенные на комиссии в соответствии с законом. А вторая - всеми возможными средствами и способами, которые предусмотрены законом, содействовать активности избирателей. Мы сделали больше. Например, к нам нет такого требования - направить сведения о кандидатах избирателем, но мы пошли на это. Я считаю, что путь этот правильный, потому что обратная связь на сегодня есть. Дополнительно опубликовали весь список кандидатов после регистрации. Потому что избиратели звонят и интересуются: кто их кандидаты, что они говорят, какие у них программы? Или, к примеру, информационные ролики. Вместе с областной избирательной комиссией мы подготовили ролики о порядке досрочного голосования и об открытии избирательных участков. Нужно объяснять людям, к чему эти выборы, что они стоят, порядок голосования. Вот на эти вопросы мы и пытаемся отвечать в наших выступлениях, сообщениях и в телевизионных роликах. Кроме того, мы заказали шесть тысяч листовок с датой повторных выборов, еще 60 тысяч - о порядке голосования, опубликовали сообщение о порядке досрочного голосования. Эффект от таких мероприятий очевиден. К 28 марта досрочно проголосовали уже 610 избирателей - это те, кто в день выборов работают или по иным уважительным причинам не смогут прийти на избирательные участки 8 апреля. А на прошедших выборах 10 декабря в окружных избирательных комиссиях досрочно проголосовали только 196. Еще одно нововведение - мы на сей раз не забыли тех, кто будет голосовать в первый раз. Впервые мы приготовили им поздравительные открытки с этим важным в их жизни событием. Им это очень приятно. А мне особенно приятно, что не только избирком, власть и кандидаты заинтересованы в проведении выборов, но и избиратели, общественные объединения.

- Горизбирком пересмотрел свою стратегию, а как кандидаты?

- Надеюсь, они тоже. Их поведение по отношению друг к другу стало более корректным. Вот цифры. Во время прошлой предвыборной кампании было рассмотрено 214 жалоб и заявлений, из них 84 - в городской избирательной комиссии Новосибирска. А сейчас у нас 28 - в окружных комиссиях и 24 - в гор-избиркоме. Это по состоянию на 28 марта. Почему такое произошло? А потому, что во время прошлых выборов они некорректно вели себя по отношению друг к другу, распространяли незаконные агитационные материалы, и в итоге избиратель сказал: «Вы тут разбирайтесь сами, а мне такие депутаты не нужны!» И в результате более 32 процентов кандидатов голосов собрали меньше, чем подписей на этапе выдвижения, а 12,7 процента избирателей проголосовали против всех. А мы ведь и тогда говорили, и особенно сейчас настоятельно советуем кандидатам: меняйте тактику - встречайтесь с избирателями! Сейчас у вас реальная возможность их заинтересовать, появился важный, на мой взгляд, закон о наказах избирателей. Нередкий вопрос: а зачем мне депутат? Разумно: человека больше интересует, убран ли у него подъезд, работает ли лифт, расчищена ли дорога во дворе, есть ли детская площадка. Это же насущные проблемы конкретного избирателя. Мы чувствуем, что сейчас ситуация изменилась, кандидаты все чаще стали встречаться с избирателями.

- Вы говорили, что очень много телефонных звонков в избирком. С чем обращаются к вам новосибирцы?

- Звонки самые разные. Многие - социально-бытового характера: «Соседнему подъезду дали пенсию, а нам не дали. Не дадите - не пойдем голосовать!» Или: «У нас отключена горячая вода. Не будет воды - не пойдем!» Такие заявления мы незамедлительно направляем в группу оперативного реагирования мэрии. Но есть и звонки совершенно другого характера, позитивные. Они свидетельствуют о том, что на сей раз избиратели точно осведомлены о дате предстоящих выборов.

- А можно ли как-то застраховаться от повторения в будущем ситуаций, подобных той, что произошла на несостоявшихся у нас выборах?

- Мне представляется, что надо менять вообще правовую ситуацию. Идеальный вариант - совмещенные выборы. Есть регионы, где так и делается, и есть несколько, где они проходят так, как в Новосибирске. Если бы выбирали депутатов горсовета вместе с мэром и президентом, то они бы прошли без проблем. Но для этого у нас, в частности, надо было на 9 месяцев сократить полномочия депутатов горсовета прежнего созыва. Но это требует законодательного решения. В настоящее время Центризбирком выходит в Государственную думу с поправками в наш Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, предусматривающими возможность сократить или увеличить срок полномочий представительных органов. Мы надеемся, что это позволит решить названную проблему. В этом отношении мне понравились слова нашего президента на Совете безопасности о том, что местное самоуправление - это самая близкая власть к человеку. Это та власть, до которой житель может дотянуться рукой, и он должен влиять на эту власть и должен чувствовать ее влияние. А как избиратель может повлиять на эту власть? Только участием в выборах и возможностью отозвать несправившихся представителей власти. Каким образом это возможно... Мне представляется, что мы подходим к вопросу императивного мандата. Императивный мандат имеет три составляющих. Первая - наказы избирателей, вторая - обязательность отчета депутата перед избирателями и третья - возможность отзыва депутата, который не справляется со своими полномочиями. Две составляющих у нас есть: это закон о наказах избирателей и обязанность депутата отчитываться перед избирателями. У нас сегодня нет только механизма отзыва. В Уставе города (статья 35-я) написано, что депутат может досрочно прекратить свои полномочия в результате отзыва в соответствии с законом Новосибирской области. Такого законодательного акта на сегодняшний день нет. Но я надеюсь, что рано или поздно он будет принят, потому что это очень актуально.

- Несостоявшиеся 10 декабря выборы дали вам почву для размышления не как председателю горизбиркома, а как юристу?

- Да, безусловно. Есть принцип добровольности голосования: хочу - иду, не хочу - не иду. Но здесь ситуация заключается в следующем. Конечно, у меня есть право, но есть еще и принцип, которым мы должны руководствоваться в цивилизованном обществе: мои права и свободы заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. То есть возникает вопрос: если я не иду голосовать, используя свое право добровольности, то не нарушаю ли я право другого, кто идет и голосует, но в итоге не может по действующему избирательному законодательству сформировать власть из-за моей неявки? В гражданском праве есть такая норма, как злоупотребление правом. Мне кажется, здесь есть повод для размышления.

- Очень много говорилось и говорится о том, во что обходятся городскому бюджету выборы. А можно как-то вещественно представить, во сколько именно?

- Можно. Пожалуйста: прошедшие выборы обошлись казне в 6 миллионов 131 тысячу рублей. Предстоящие обойдутся в 4 миллиона 924 тысячи. В сумме - 11 миллионов. И 11 миллионов мы закладываем в бюджет города на приобретение 48 машин «скорой помощи». Это нужно городу? Нужно. 5 миллионов 451 тысячу стоит питание в детских дошкольных учреждениях и школах в течение одного месяца. Нужно? Нужно. Дальше: около 6 миллионов мы тратим на возмещение расходов за лекарства пенсионерам и другим категориям льготников. Или - новая электричка для метрополитена, в которой он очень нуждается, стоит 13 миллионов. Вот куда конкретно могли бы пойти эти деньги.

- Люди среднего и старшего возраста, конечно же, помнят, как проводились выборы в старые времена. С богатой торговлей, с буфетами, с концертами...

- Да, такое было, будет и сейчас. Буфеты, концерты, распродажа. Такая задача органами местного самоуправления поставлена - сделать людям праздник, потому что они приходят на избирательный участок, чтобы сделать великое дело - выбрать власть.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: