Новосибирск 4.6 °C

Тек кана алfа, Казахстан!

08.07.2011 00:00:00
Тек кана алfа, Казахстан!
Субъективные путевые заметки непутёвого журналиста, побывавшего в суверенной Республике Казахстан после почти тридцатилетнего отсутствия в этой замечательной стране.

Я еду в Рудный

Шикарнейший фордовский автобус, следующий по маршруту Челябинск – Лисаковск, мчит меня с маленькой группой пассажиров в суверенный Казахстан, где в бескрайних степных просторах Кустанай-ской области ждут не дождутся своего беспутного племянника и братца родные тетушка Нюра (по-украин-ски – Нюра, по-русски – Анна) и сестрица Леся. По пути все заполняют какие-то специальные бланки, выданные водителем, что-то типа въездной визы. Это и есть первый обязательный документ, по которому где-то в районе Троицка на двух таможнях (российской и казахстан-ской) будут решать: впустить человека в дружественную страну или нет. «Пишите сразу максимальный срок пребывания – три месяца, — советует мне соседка. –Уехать-то раньше можно в любой момент. А так вас в течение всего этого периода никто из миграционной службы трогать не будет…» Итак, согласно заполненной бумаге пункт моего основного пребывания — город Рудный, где я буду в течение трех месяцев пребывать у Шевченко Анны Захаровны «с целью частного визита».

Ровно в полночь автобус подъезжает к российскому контрольно-пропускному пункту. Колючая проволока, столб с гербом России, люди в зеленых фуражках. Российская сторона долго с нами не церемонилась, у кого-то осмотрели багаж, у всех проверили паспорта, и пожалуйте: хотели в Казахстан – вот он! Снова грузимся в автобус и метров через двести оказываемся на территории казахстанской таможни. Вот здесь все по-взрослому. Первым делом в автобус запускается специально натренированная собака. На предмет наркотиков и всевозможного оружия пес ничего не обнаружил.

Непосредственно в здании таможни тщательнейшим образом исследуются абсолютно все сумки, пакеты, барсетки и т. д. Каждый четко и внятно должен ответить: кто ты есть, куда, к кому и с какой целью следуешь. Заканчивается эта процедура обязательным фотографированием лица гражданина РФ.

В четыре часа утра автобус останавливается у автовокзала Рудного. Ну, здравствуй, заграница! В кромешной тьме с двумя челябинскими попутчицами где-то на задворках находим одно-единственное такси с дремлющим таксистом: «Такса – двести тенге с каждого». Много это или мало, я еще не знал. «У меня только российские, сто рублей хватит?» Словосочетание «сто рублей» мигом вывело таксиста из состояния полусна, и минут через пять я был доставлен к нужному подъезду. Ошалевшая от негаданного (в моем лице) счастья тетя Нюра после слез и причитаний строго спросила: сколько я заплатил таксисту. «Сто рублей – это пятьсот тенге! Да за такие деньги по городу укататься можно», — преподносила мне первый финансовый урок тетушка. Так я узнал, по какому курсу мне предстоит жить в целинных степях Казахстана.

А был когда-то «самый русский город»

В советское время Рудный, основанный в пятидесятых годах прошлого века, считался одним из самых красивых и молодых (по среднему возрасту жителей) городов Казахстана. И самым «русским» — 90 процентов 

130-тысячного населения составляли братья и сестры славяне, а также немцы. И сейчас, казалось, он ничуть не изменился. Но что-то было не то. Только после двухчасовой прогулки я понял: «самый русский город» заговорил по-казахски. В банке рубли на тенге мне разменяла симпатичная казашка, ценники в магазинах и реклама на зданиях тоже только на казахском, и миграционную карточку в полиции мне подписал не Сидоров-Иванов, а Марат Курсугенович Ордабаев. Новостроек я так и не обнаружил. Зато на самом видном месте в самом центре города появилась огромная величавая мечеть. Православный храм скромно примостился где-то на окраине, по-ближе к берегу реки Тобол...

Астанинская свадьба

Имея на руках визу, я теперь мог свободно путешествовать по всему Казахстану. В Астану меня на своей «Ниве» доставил племянник Владимир. Бывший лидер всего руднев-ского комсомола, экс-начальник одного из крупнейших горно-добывающих участков Соколово-Сарбайского обогатительного комбината, плюнул на все и заделался… баянистом. И не просто баянистом, а этаким казахстанским Геннадием Заволокиным, виртуозную игру которого ценили все высшие чины республики (в том числе и Назарбаев), а также самые крутые бизнесмены. На свадьбу в Астану племянничка пригласил Амантай – чиновник высшего сословия, взявший в жены одну из русских красавиц.

Если честно, из-за свадьбы толком-то Астану я так и не увидел. Только через окно автомобиля. Но и этого хватило, чтобы оценить какое-то невообразимое и абсолютно не сочетающееся архитектурное многообразие, разбавленное множеством фонтанов и памятников. «Турки все это строили, — пояснил мне племянник. – Внешне все выглядит вроде бы здорово, а вот внутри, особенно в жилых домах, все уже начинает сыпаться и разваливаться…» За голубой лентой Ишима ютится другая Астана, состоящая из ветхих домишек и сараюшек.

Свадьба была веселой и бесшабашной. Как вы думаете, какие песни в основном пели под аккомпанемент вовкиного баяна гости – казахи, русские, уйгуры, узбеки, корейцы? Правильно: украинские народные «Ты ж менэ пидманула», «Дывлюсь я на небо», а также русскую «Ой, то не вечер». И обязательную «А где-то свадьба пела и плясала»...

Жених, узнав, что я из России, из Новосибирска, сразу же позабыл о своей красавице-невесте. Похвалив Медведева с Путиным, он безаппеляционно заявил: «А наш президент лучше. Не будь Назарбаева, Казах-стан постигла бы точно такая же участь, как Киргизию. И только поэтому мы готовы простить ему маленькие слабости: уж слишком много дарит он своим дочерям — Дариге, Динаре и Алие. Но, согласись, если бы ты был президентом России, неужели в чем-нибудь отказывал своему сыну или дочери?» По словам Амантая, единственную «тактическую» ошибку Нурсултан Абишевич допустил, когда бросил клич вернуть на родину так называемых оралманов…

Слова «оралманы» или «кайрылманы» обозначают возвращение на родину этнических казахов, предки которых покинули родные места из-за войн, голода, репрессий. Задумывая возвращение казахов на историческую родину, Назарбаев, конечно же, рассчитывал и на то, что в Казахстан вернутся те соотечественники, которые проживают в странах Европы или в Америке. А это ученые, деятели культуры, политики, экономисты. Но на родину потянулись не они, а кочевники Монголии, пастухи Туркмении и Таджикистана, неквалифицированные рабочие Китая, Узбекистана. Оралманам выдавались огромные подъемные, бесплатно предоставлялось жилье, им устанавливались высокие пенсии, предусматривались льготы на поступление в учебные заведения, медицинское обслуживание. Но с появлением возвращенцев некоторые города и поселки стали больше походить на аулы: оралманы прямо на улицах начали устанавливать юрты, загонять стада овец и баранов в парки культуры. Пустующие дома и квартиры подвергались варварскому разграблению и уничтожению. Были и прямые столкновения между местными казахами и оралманами. На республиканских интернет-порталах разгорелась жесткая дискуссия: а нужны ли стране казахи-пришельцы, которые ничего не умеют делать, только проедать деньги и баранов?

…В память об Астане, свадьбе и своем президенте Амантай подарил мне эксклюзивную желтую (национальный цвет) бейсболку, на которой на казахском и русском языках размещены два главных девиза республики: «Тек кана алfа, Казахстан!» (Только вперед, Казахстан!) и, естественно, «Назарбаев бiздiн елбасы!» (Назарбаев – наш лидер).

Казахстанский Клондайк

Из Астаны мой путь лежит на родину министра МВД России Рашида Нургалиева – в маленький городок Джетыгара (или, как его сейчас именуют, Житикара), где меня ожидала сестрица Леся. Некогда заштатный и неуютный городишко, расположенный на асбестовых залежах, предстал в неожиданно ярком и самобытном свете. Леся, лихо управляя «Тойотой», буквально за 15 минут показала все новые достопримечательности: великолепное озеро с белыми лебедями, шикарную детскую железную дорогу, новый парк культуры, почти настоящий лондонский Биг-Бен (только уменьшенных размеров), православный храм и мечеть. «Уж не Рашид Гумарович ли начал вкладывать деньги в развитие города?» Леська хитро улыбнулась: «А что, очень даже может быть. У нас же недавно открылись золотые прииски. Причем золота очень много и добывают его открытым способом. Нургалиев до этого в Джетыгару никогда не приезжал. Но как только появилось золотишко, ваш министр сразу вспомнил, что у него здесь на мусульманском кладбище похоронены дед с бабушкой. Прилетел на вертолете, раскинул огромный шатер. Тут же понаехали, поналетели всякие шишки из Астаны, Кустаная. Вот и думай, что хочешь…»

Почти полтора месяца я прожил в этом удивительном городке. Городке, где нет пешеходов, а есть только велосипедисты и автомобилисты. Где каждый третий добывает золото. Где все поголовно заняты ремонтом квартир, разведением цветов и благоустройством дачных участков. Где настолько безумно любят футбол, что в честь погибшей в автокатастрофе местной футбольной звезды всем городом воздвигают памятник...

На обратную дорогу в Новосибирск пришлось зарабатывать у местного бая в качестве батрака. Об этом я расскажу в следующем номере.

Кстати

Слово «тенге» происходит от названия тюркских монет из серебра – «таньга» или «деньге», чеканившихся в период Средневековья. Номинальный ряд ка-захстанской валюты представлен банкнотами в 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10 000 тенге. В обращении находятся монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: