Новосибирск 4.6 °C

Путь, которого нет

12.08.2011 00:00:00
Путь, которого нет
Вначале всегда было слово. В истории становления Российского государства таким словом было «дорога». Главной дорогой в стране суждено было стать Сибирскому тракту

Главная дорога

Сибирский (Московский) тракт был главным долгостроем России. На протяжении веков в его сооружении участвовали казаки, купцы, первопроходцы, служилые и торговые люди. Строительством в разное время руководили такие известные люди, как В. Н. Татищев, Д. М. Пожарский, В. И. Беринг, А. А. Виниус, П. И. Ягужинский. Большую роль в создании дороги сыграли российские цари и императоры: Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I.

Уже во времена Великого Новгорода княжеские дружины ходили за Урал. Из летописей следует, что и торговля с зауральскими народами была тогда вполне заурядным делом. Но в те далекие времена продвигаться за Урал можно было лишь звериными тропами да попутными речными долинами.
Из более поздних источников мы узнаем о Сибирском тесе (путники, продвигаясь на восток, оставляли знаки-затесины на деревьях). Это был «дедушка» главной дороги России.

С конца ХVI века от Москвы в Сибирь добирались через Вологду, Великий Устюг на Соликамск и Чердынь. От Соликамска двигались вверх по притокам Камы до реки Тавды, оттуда спускались к Тоболь-ску. Доpoгa эта была «слишком длинна и окольна», поэтому в конце ХVI века были предприняты попытки найти новый, более короткий путь. 

В Сибирь направили специальных сыщиков. В 1597 году крестьянин Артемий Бабинов проследил за группой манси, пересекавших Уральские горы. Бабиновский путь шел от Соликамска через Верхотурье и Тюмень, далее до Тобольска — летом по рекам Туре и Тоболу, зимой через Ирбит и Туринск. Так было ближе на 

2 тысячи верст. В Верхотурье срочно поставили острог, и уже в 1598 году эта дорога была объявлена правительственным трактом. А почти через столетие, в 1689 году, вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Однако еще 40 лет это решение пролежало под сукном и при Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков и водных путей.

Строительство начнется только в 1730 году и завершится во второй половине XIX века
До 1824 года путь из Москвы лежал через Муром, Козьмодемьянск на Казань и далее через Осу в Пермь, затем Кунгур, Екатеринбург, Тюмень до Тобольска, далее на Томск через Кыштовку, Каинск, Каргат и Колывань. Но после переезда резиденции сибирского губернатора в Омск трасса отклонилась к югу: от Тюмени на Ялуторовск, Ишим, Омск через Усть-Тарку, Каинск, Каргат и Колывань на Томск, Красноярск, Иркутск, огибая с юга Байкал. Далее тракт доходил до Верхнеудинска и разветвлялся. Восточная ветвь шла на Читу и Нерчинск, а другая — на юг в Кяхту, через которую шла торговля с Китаем. После закрытия Верхотурской таможни в 1783 году все движение из Москвы в Сибирь шло по этому пути.
Регламенты и циркуляры

Устройство Сибирского тракта регламентировалось рядом правительственных документов. Так, в 1748 году Сибирская канцелярия направила в Томск и Тару указ с требованием: «На тех дорогах, где больше проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей». В 1822 году был принят указ о содержании сухопутных сообщений в Сибири. Указывалось, что «дорога должна быть в середине возвышена до 2 футов», «мосты, имеющие длину более 20 саженей, должны быть не уже 3 сажен», «верстовые столбы ставятся при въезде в селения, где будут почтовые станции при почтовых домах».

Сибирский тракт был и первой в России платной дорогой. В том же указе 1822 года говорится: «Шлагбаумы устанавливаются на мостах, где учреждён денежный сбор с проходящих обозов», «на столбах прибивается табличка с указанием перевозной таксы».
В 1862 — 63 годах Главным управлением путей сообщения был принят ряд циркуляров, в которых говорилось об устройстве трактов. Трактовая дорога представляла собой широкую накатанную грунтовую дорогу, возвышенную в середине и с канавами по обе стороны для отвода воды. Вдоль тракта вкапывались трёхметровые верстовые столбы. Они устанавливались через каждую версту, при почтовых станциях, селениях и мостах.
Но, пожалуй, самым красивым указом, посвященным Сибирскому тракту, было требование Екатерины II посадить вдоль всего тракта по обе его стороны березы. Они еще кое-где сохранились, эти древние свидетельницы тех времен, когда государственные распоряжения обязательно выполнялись — немедленно и беспрекословно.
Люди и тракт

Обустройство тракта вызвало к жизни новый тип планировки населённых пунктов — притрактовую застройку. Деревни и сёла, расположенные у тракта, имели двустороннюю застройку по обеим сторонам дороги и большую протяжённость. Их окраины отставали от центра на расстояние 1— 2 км. Для создания большей компактности протяжённой улицы избы ставились обычно узкой стороной к дороге. Таким образом, на улицу выходили только торцы изб, амбаров и ворота. Центральная часть около церкви обычно расширялась за счёт дополнительных улиц, идущих параллельно тракту. Сибирское безлюдье стало причиной тому, что здесь дорога прокладывалась не от селенья к селенью. Тракт сам постепенно обрастал поселками, призванными обеспечивать его нужды.

Лучшим примером тут может послужить территория Новосибирской области. В ХVIII веке большую часть этой обширной земли называли Барабинской степью. Строительство Сибирского тракта способствовало ее заселению.

Дорога строилась методами принудительной правительственной колонизации. Сюда переселяли ямщиков из европейских регионов России, селили ссыльных и помещичьих крестьян, сданных в зачёт рекрутов. Сибирская канцелярия предлагала воеводам привлекать для переселения даже разночинцев. Постепенно тракт стал линией наибольшей густоты сибирского населения.
Характерна история села Помельцево в Куйбышевском районе.

В 1744 году крестьяне Чаусского острога пожаловались, что им очень тяжело обслуживать большой участок тракта (несколько сотен километров), и правительство приказало соорудить дополнительные зимовья на проезжей дороге от Тары до Томска, заселить их крестьянами и перевести их в ямщики. Именно в это время, в 1740 — 50 годах, возникает большинство селений вдоль тракта.

Из деревень часто отселялась одна или несколько семей на полюбившееся место, затем поселение в результате естественного прироста и подселения чужаков разрасталось и рождалась новая деревня. Так появилось Помельцево, названное по фамилии первого жителя, переселенного с семьей из Чаусского острога.

Содержание дороги было основным занятием населения деревень. Но кабала стала и благом, позволившим людям заниматься извозом, придорожной торговлей, содержать тележные, санные и сбруйные мастерские, фуражные склады и постоялые дворы. Это наряду с традиционным сельским хозяйством и лесным промыслом давало возможность не только сводить концы с концами, но и жить более зажиточно, чем крестьяне в Центральной России.

На крестьян притрактовых сёл и деревень после окончательного устройства тракта, кроме непосредственного его обслуживания, были возложены дополнительные повинности, связанные с содержанием дороги, мостов, переправ, провозкой воинских команд и прочее. Подсчитано, что натуральные и денежные повинности сибирских крестьян в 40 раз превышали расходы крестьян в других российских губерниях. Но это значит, что были и доходы…

Сибирского тракта больше нет. Его переехал поезд. Это не только метафора. Транссибирская железнодорожная магистраль моментально превратила главную дорогу в замшелый реликт, ведущий из прошлого в никуда.

И это грустно.

Цитата

В 1828 году из Санкт-Петербурга в Читу по Сибирскому тракту навстречу своему закованному в кандалы жениху проехала французская модистка Полина Гёбль. Через много лет жена декабриста Анненкова напишет в своих воспоминаниях свои впечатления об этой дороге. В частности, и о тех местах, где сегодня живем мы с вами.
«…В Барабинской степи, чтобы как-нибудь заставить меня выйти из экипажа, Степан (слуга) на одной из станций убеждал меня зайти посмотреть на красавицу. А так как я часто высказывала, что в России мало красивых женщин, то Степан действительно подстрекнул мое любопытство.
Я зашла в комнату и была поражена, увидев девушку лет 18, которая сидела за занавескою и пряла. Это была раскольница, замечательно красивая…
…В Каинске мне рассказал почтмейстер, как княгиня Трубецкая, рожденная графиня Лаваль, проезжая летом, должна была бросить в этом городе карету свою, которая сломалась дорогой и некому было починить ее. Таким образом, эта женщина, воспитанная в роскоши, выросшая в высшем кругу, изнеженная с детства, проскакала 1750 верст в сквернейшей тележке, потому что в Каинске, кроме перекладной, она ничего не могла достать, а кто знает, что такое перекладная!..
…Вопреки уверениям Александра Дюма, который в своем романе* говорит, что целая стая волков сопровождала меня всю дорогу, я видела во все время моего пути в Сибирь только одного волка, и тот удалился, поджавши хвост, когда ямщики начали кричать и хлопать кнутами…
…Проезжая через Сибирь, я была удивлена и поражена на каждом шагу тем радушием и гостеприимством, которые встречала везде. Везде нас принимали, везде кормили людей отлично, и когда я спрашивала, сколько должна за них заплатить, ничего не хотели брать, говоря: «Только Богу на свечку пожалуйте». Такое бескорыстие изумляло меня, но оно происходило не от одного радушия, а также и от избытка во всем»...
* «Учитель фехтования»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: