Новосибирск -0.2 °C

Сибирь острожная

19.08.2011 00:00:00
Сибирь острожная
Остроги, как верстовые столбы, отмеряли достижения российских землепроходцев, исследователей, умножителей и собирателей новых земель. Где появлялся новый острог, там слышалась русская речь, там строилась православная церковь. Там защищали Россию и рожали российских подданных…

«Хрущёвки» XVII века

Основным типом опорного пункта, который использовался в ходе исследования и освоения Сибири в период с XVI по XVIII век, стал острог. Впервые в качестве укреплённого поселения он начал применяться ещё с XII столетия в пограничных районах Руси. Но особенно удачным этот вид поселения стал в условиях Сибири, где широко применялся поселенцами, значительную часть которых составляли казаки.

Остроги по существу были типовыми сооружениями и отличались исключительно окружающим их пейзажем. Поэтому сюжет знаменитой рязановской «Иронии судьбы» в XVIII веке вполне мог бы разыграться и в Сибири. Если бы упившегося лекаря Женю Лукашина его бравые друзья по ошибке отправили, скажем, из Умревинского острога в Каинский, тот бы, даже проспавшись, обнаружил подмену, лишь выйдя за пределы частокола.

Обычно остроги имели прямо-угольную форму с общей длиной стен в несколько сотен метров. При этом высота частокола, который назывался тыном, составляла от 4 до 6 метров. Верхняя часть тына была укреплена горизонтальными брусьями, называвшимися венцами. Существовало два типа острогов по способу постройки – стоячий и косой. В первом из них частокол состоял из отвесно вкопанных брёвен, во втором же — из брёвен, которые были вкопаны с наклоном внутрь.

Как правило, острог располагали либо на ровной территории, либо на небольшой земляной возвышенности. Снаружи по периметру он был окружён рвом. Часто вдоль стены острога с внутренней стороны сооружался помост для удобства при отражении нападения или штурма непосредственно через тыновое укрепление.

Строились остроги на стрелках, образуемых слиянием двух рек, и состояли из однотипных построек. На территории острога сооружались воеводский дом, съезжая изба (воеводческая канцелярия), тюрьма, аманацкая изба (для заложников) и амбары ясашной казны (для мягкой рухляди). Для хранения пороха и свинца выкапывались земляные погреба, а в особых амбарах хранился всевозможный скарб. Жилые дома в самой крепости не возводились, смены (годовальщики) располагались в жилых помещениях башен крепости, а постоянные служивые люди и другое население ставили свои усадьбы на посаде, т. е. на прилегающей к острогу территории. Церковь в виде надвратной постройки или отдельного здания также являлась обязательным элементом острожной застройки.

Более крупные остроги имели угловые башни и главную башню (до 15 метров высотой), под которой сооружались ворота для въезда в крепость.

В районах, граничащих с лесостепью, строились двойные остроги, которые сочетали крепость (городской острог) с укреплённым посадом. Городской острог-кремль назывался малым городом, посад — большим.

На территориях, где существовала повышенная опасность нападения, остроги окружали дополнительными укреплениями (засеками, рогатками, надолбами).

Бойтесь, джунгары!

По своему назначению остроги делились на жилые и стоялые. В первом случае они служили обычными поселениями, во втором – были временными пунктами для размещения солдат или казаков.

Гарнизоны острогов формировались в соответствии со старыми русскими традициями. Количество гарнизона и его состав зависели не только от размеров и значимости острога, но и от военно-политической ситуации на приграничных территориях. Во время войны Джунгарии с Китаем в 1721 г. воинская команда Чаусского острога состояла из 30 казаков. В условиях продолжавшегося русско-джунгарского военного противостояния численность чаусского гарнизона к 1731 г. составила уже 120 казаков. Среди них были 2 сотника, 2 пятидесятника, 

4 пушкаря, 6 знаменщиков, 2 барабанщика и писарь.

В острогах имелись орудия, обычно небольших калибров. Они, как правило, размещались на угловых башнях.

В описании вооружения Чаусского острога от 1740 г. упоминались пять артиллерийских орудий в станках и на колёсах, из них одна пушка была медная, четыре — чугунные. Зарядный комплект составлял 83 крупных и мелких ядра, что свидетельствовало о разнокалиберности орудий.

Артиллерия была и среди вооружения Бердского острога. В переписи 1719 г. среди жителей Бердского острога упоминается пушкарь Т. Кузнецов, но отсутствуют данные о количестве и калибре артиллерийских стволов.

Арсеналы сибирских крепостей можно представить по описанию оружия в Чаусском остроге от 1740 г. В документе упоминаются сорок две пищали, два знамени (одно из которых камчатое, а другое китайчатое) и два барабана.

По росписи Чаусского острога за 1759 г. количество казаков составляло 300 человек при 4 сотниках. Караульная служба велась не только на территории острога, но и за его пределами. Около городовых передних ворот находилась специальная караульная изба. Постоянный караул острога составляли 4 казака, 64 казака были в карауле у казённых судов, стоящих на реке Чаус, 30 казаков — в карауле на удалённом Бурлинском соляном озере и один казак охранял артиллерию острога. Вместо сигнальной сирены использовали колотушки, которыми стучали по доскам, подвешенным возле караульных изб.

Союз меча и орала

В первой половине XVIII века назначение Умревинского, Чаусского и Бердского острогов с военной точки зрения состояло не только в обороне южных рубежей от джунгар. Второй их задачей был сбор информации о военно-политической ситуации в Верхнем Приобье. Например, в мае 1717 г., после неудачной военной экспедиции Бухгольца на Иртыш, бердскому приказчику Ивану Будкееву удалось получить важную информацию о скоплении на реке Алей двух тысяч калмыков, готовых к нападению на русские территории. А в 1741 г. исследователь Сибири академик Иоганн Геоорг Гмелин-старший отметил в своем путевом дневнике, что урочище Писаная берёза называлось так потому, что в дупле дерева чаусские казаки-разведчики оставляли для проезжающих записи с предупреждениями о «калмыцкой опасности».

Остроги играли роль важного транспортного пункта, обеспечивающего движение на Тарско-Томском участке старого Сибирского тракта. В середине XVIII века 120 казаков Чаусского острога занимались содержанием зимовий на Тарско-Томском участке Сибирского тракта.
Ещё одной важной функцией острогов было обеспечение судоходства. Так, первоначально Умревин-ский острог строился для контроля перевозки соли по Оби с Бурлин-ского и Ямышевского озёр на север. Поэтому следует сказать ещё об одной причине, сыгравшей далеко не последнюю роль в появлении этого острога.

Россия ощущала острую потребность в освоении рудно-минеральных ресурсов Сибири. Новосибирский исследователь А. Бородовский сообщает, что в 1697 г. томский воевода В. Ржев-ский послал за образцами руд на Обь и ее притоки сына боярского Алексея Кругликова с товарищами. Им удалось найти выход рудной жилы и собрать несколько мешков образцов. В Томске они были опломбированы городской печатью и отправлены в Москву на определение качества руды. В конце XVII столетия экспертиза руды была хлопотным, длительным и дорогостоящим делом. Определение состава проводили только за рубежом: в Риге и Амстердаме. Кроме этого, Кругликов еще в 1695 г. основал пашенную заимку на реке Иксе. Она стала одной из первых русских деревень на территории новосибирского Приобья — современная деревня Кругликово Болотнинского района. В 1697 г. вблизи месторождения на реке Ояш Кругликов построил ещё одну деревню-одно-дворку, обозначенную на ремезовских чертежах на правом берегу реки Бакан. Таким образом изыскательские работы способствовали возведению Умре-винского острога в рамках комплексного освоения территорий северной части Верхней Оби. Ведь еще в первой половине XVII века в инструкциях о постановке острогов указывалось на необходимость их строительства вблизи рудных месторождений.

Справка

Основными занятиями жителей острогов были земледелие и скотоводство. Из архивных документов за 1703 г. известно, что в Умревинском остроге значилось 9 крестьянских семей и 2 семьи оброчных людей. Земли Чаусского и Бердского острогов тоже активно распахивались.
Александр Радищев, проезжая в окрестностях Чаусского острога в 1797 г., отметил, что жители его «питаются одним хлебопашеством». Успехи землепашества на этой территории нашли своё отражение даже в гербе Колывани, получившей город-ской статус в 1822 г. В нижней части поля геральдического щита Колывани изображена серебряная нива, сноп, серп и рог изобилия.
В Западной Сибири, по письменным свидетельствам от 1730 г., русским людям особенно «хорошо жилось». В Чаусский острог переселялись даже из Тоболь-ска. Но среди самих острожников во все времена было немало тех, про кого и тогда говорили:
«с шилом».
Поэтому остроги стали своеобразным промежуточным трамплином для дальнейшего освоения юга Сибири новыми переселенцами.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: