Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

На что «заточены» новые стандарты образования?

2011-09-23
Антонина Ефимова
На что «заточены» новые стандарты образования?
В этом году введены новые стандарты начального школьного образования. Они были утверждены и приняты после апробации в 2008 и в 2010 годах. Привыкать к новой системе придётся не только учителям, но и родителям.

Учить детей учиться
Различия между старой и новой программами существенные. В первую очередь поменялась методика работы с детьми. Большое внимание уделяется развитию детей — духовному, эстетическому, нравственному и моральному. Дополнительные занятия в кружках, спортивных, танцевальных и других секциях занимают около 20% от общего школьного времени.

— Сейчас мы не просто даём детям традиционные знания, умения, навыки, а занимаемся воспитанием. Какой бы тавтологии здесь ни было, но мы учим детей учиться, — комментирует заместитель директора гимназии № 14 Наталья Вагнер.

Меняется и мышление педагогов. Они должны стать не просто «информатизаторами», а организаторами учёбы. Творческая часть работы увеличивается — теперь уже отчитать урок по методичке не получится. Требуется направлять ученика на верную мысль, внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка в течение года и уметь его вовремя корректировать.

— К примеру, проходили недавно тему «килограмм», — вспоминает свой уже выработанный программой творческий опыт учитель начальных классов гимназии № 14 Юлия Шелопугина. — Я тему не обозначала. Мы сначала выяснили, зачем нам нужно это изучать, в каких ситуациях мы имеем дело с понятием «килограмм», и только потом пришли к математическому пониманию. Детям это интересно. В результате информация лучше воспринимается и хорошо усваивается.

Система оценки
Для ребёнка новая система оборачивается сплошным позитивом — он развивается со всех сторон. Этому способствует оценочная система. Тут ребёнок формирует адекватную самооценку — он пытается ответить на вопрос: «Как я работал в течение этого урока?»

— Начинается воспитательная работа, — рассказывает Наталья Вагнер. — Если ребёнок себя недооценивает или наоборот, учитель начинает с ним работать, объяснять, почему он завысил или занизил себе оценку. Я, кстати, вообще всегда была против оценок в начальных классах. Это же клеймо! Дети часто говорят «ботаник» или «двоечник». Понятно, что это не-приятно и плохо влияет на ребёнка. Здесь же все эти стереотипы ломаются: не «очкарик», а Миша написал контрольную на 98%!

Итак, учителя не ставят оценки — существуют только объективные проценты. Из этих процентов составляются схемы успеваемости. Причём критерии оценки для каждого предмета разные. К примеру, один из основных пунктов — наличие или отсутствие интереса к предмету (существует шесть уровней градации такого интереса). Также рассматривается реакция, поведение, в русском языке — аккуратность, грамотность и т. д. И каждая такая клеточка в диаграмме ученика одинаково важна. Во втором классе ребёнок может уже видеть, насколько он вырос по сравнению с прошлым годом, что нужно подтянуть – опять же происходит адекватная оценка ситуации. Естественно, эти результаты видят родители.

— Конечно, эти схемы более информативные, чем абстрактные оценки, — признаётся мама ученика Светлана Капитова. — Тут ты видишь работу преподавателя, замечаешь прогресс ребёнка. Мне очень удобно, так как я сама слежу за изменением графика успеваемости моего Саши и стараюсь тоже дать ему что-то, что в моих силах.

Учителя замечают: с приходом новой системы родители стали активнее интересоваться образовательным процессом, даже втягиваться в него. Тут, возможно, большую роль играет информатизация, когда всё можно найти в интернете.

Последние черты в положительный образ этой системы формирует новая учебная литература. Специалисты говорят, что старые учебники не отличаются особой логичностью, часто даже взрослые не могут понять некоторые формулировки. Новые учебники более структурированные и понятные.

Педагоги в дефиците
Но какую инновационную программу ни придумывай, каким оборудованием ни заполняй наши школы, роль учителя в образовании остаётся ведущей. Талантливые педагоги были всегда — их ученики выделяются среди других какими-то особенными знаниями, особым творческим отношением к учёбе. Однако есть и другие педагоги, некомпетентные, немотивированные, в творческом отношении пассивные. И уж главный бич в системе педагогики – оплата труда.

— Как может педагог учить других детей, когда он не может прокормить своих собственных? — взмолился преподаватель на одной из пресс-конференций, посвящённых вопросам образования.

Факт остаётся фактом: многие выпускники педагогических университетов не идут работать по профессии — даже после повышения зарплаты многие педагоги считают её недостаточной. Часто молодым учителям приходится делать выбор – заниматься ли любимым делом или сидеть в офисе менеджером и получать более-менее приличные деньги. Несмотря на существование факультета начальных классов в НГПУ, в этом году в Новосибирске остро не хватало именно этих самых учителей.

Смена мировоззрения

Проблемы на этом не заканчиваются. Сегодня педагоги особо выделяют проблемы с финансированием. Новые образовательные стандарты предполагают серьёзную техническую оснащённость кабинетов начальных классов. Это компьютеры, современные интерактивные доски и прочее. На всё нужны немалые деньги.

Но одно дело — закупить оборудование, другое — уметь им пользоваться. Многим учителям в этом плане необходимы курсы повышения квалификации.

Практика гимназии № 14 показала ещё один аспект новой системы – необходимость перестройки на иной вариант работы, на иные ценностные категории. Учителям, привыкшим к прежнему режиму работы, необходимо было поменять всё. Это сопоставимо разве что со сменой мировоззрения. Родители тоже пострадали — старая закалка всё же сказывается. Но после адаптации появились хорошие результаты.

— После апробации новой системы в 2008 году я ушла на больничный, — комментирует Юлия Шелопугина. — Когда вернулась, заметила, что мои ученики, попавшие тогда в эксперимент, лучше, чем в обычных классах. И вообще мне эта система ближе. Потому что и до её появления я делала многое, что там написано.

— Ведь это абсолютно естественно — поправить ребёнку спинку, пододвинуть стульчик, — подхватывает Наталья Вагнер. — По новым стандартам это называется «здоровьесберегающие технологии».

Но об однозначных результатах говорить пока нельзя — нужно подождать первый выпуск. А пока ждем – выйдут новые стандарты образования... 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
14.04.2021 Детифото
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год