Новосибирск 0.2 °C

Когда он вернулся с войны...

09.04.2001 00:00:00

 Проблема психологической реабилитации вернувшихся из «горячих точек» в нашей стране достаточно серьезна. В России до сих пор не создано государственной системы реабилитации, не существует и единой концепции того, как она должна проходить. Поэтому мало кто из участников вооруженных конфликтов знает, куда ему можно обратиться за помощью со своими психологическими проблемами. По данным Главного управления воспитательной работы Минобороны РФ, при воинских частях в России открыто 135 пунктов психологической помощи, еще 37 центров развернуто в воинских соединениях. Большой центр работает в Северо-Кавказском военном округе. Военных учат саморегуляции, умению физически расслабляться и основам аутотренинга. Объясняют, что если стресс возник, «лечение» его водкой или наркотиками ни к чему, кроме как к еще более сильному стрессу, не приведет. Однако к специалистам обращаются не более десяти процентов воевавших в «горячих точках». Сложнее помочь тем, кто уже уволился из Вооруженных сил и перешел в гражданскую жизнь - они могут обратиться в общественные организации, но не делают этого, считая потребность в психологической помощи непростительной слабостью.

Точное число тех, кто служит сейчас в зонах локальных конфликтов, как сообщили нам в областном военкомате, не знают даже в Министерстве обороны. Неизвестно и то, сколько ребят в Новосибирской области уже сейчас нуждаются в помощи, чтобы вернуться к нормальной жизни в мирных условиях. В середине прошлого года вышло постановление губернатора Виктора Толоконского о том, что «дополнительные меры обеспечения социальной и медицинской защиты» лиц, вернувшихся из так называемых «горячих точек», должны осуществляться на базе областных учреждений соцзащиты. Первое учреждение, которое начало работать с такими людьми, - Областной центр социокультурной реабилитации инвалидов. Рассказывает Наталья Балышева, заместитель директора Центра по организационно-методической работе:

- В нашей области, как и во многих других, основная проблема на сегодня в том, что ребята, вернувшись со службы в «горячих точках», не знают о своих правах и о том, к кому им можно обратиться со своими проблемами. Слабо налажена связь между военкоматами, поликлиниками и учреждениями соцзащиты. А между тем, кроме бесплатной проверки состояния здоровья и, при необходимости, лечения, такие ребята могут получить нужную психологическую помощь, которая даст им возможность вновь обрести себя в мирной жизни. С мая 2000 года, когда наш центр начал работать по программе реабилитации участников военных конфликтов, только три человека обратились к нам самостоятельно. Как правило, первыми за помощью приходят мамы - ребята не хотят сами раскрывать свои проблемы, их пугает приставка «психо-» в слове «психолог», а многие уверены, что вообще нуждаться в помощи - признак недостойной солдата слабости. Мало приходят еще и потому, что о нашем Центре действительно еще почти никто не знает. Чаще приходят в Союз ветеранов Афганистана, Комитет солдатских матерей - эти общественные организации более известны, и некоторых ребят к нам направляют оттуда.

Несмотря на разный возраст и разную длительность пребывания в «горячих точках», проблемы, с которыми сталкиваются ребята, практически одинаковые. Во-первых, это сложности социальные: отсутствие какой-либо профессии и невозможность устроиться на работу. Во-вторых, психологический дискомфорт, связанный с резкой сменой условий боевых действий на мирную жизнь. После возвращения домой у таких людей возникают вспышки неконтролируемой агрессии, с которой они не могут справиться, сильная раздражительность, навязчивые воспоминания о войне, плохой сон. Появляются трудности в общении, в том числе и в семье, так как ребята переносят военный, «силовой» стиль взаимоотношений в гражданскую жизнь. Родители, как правило, раньше всех начинают беспокоиться из-за таких изменений в поведении и характере, поэтому и обращаются за помощью чаще всего именно они.

Центр предоставляет комплекс мер для восстановления физического здоровья - массаж, ЛФК, витаминотерапия, а также предлагает программу психологической и социальной реабилитации. Сначала специалисты определяют, насколько человек «доступен» - психотерапевты и психологи работают строго конфиденциально, один на один с каждым. От первоначального состояния зависит весь курс восстановления. Ребята узнают азы психологии, проходят различные тренинги. Моделируя разные ситуации и примеряя на себя разные социальные роли, они начинают лучше разбираться в себе и понимать окружающих, становятся более контактными и терпимыми. Самое главное, считают специалисты Центра, это помочь осознать, что универсальной «таблетки от проблем» не существует, но человек умеет сам находить выход из дискомфортных состояний - в данном случае, при возвращении из стресса войны в спокойную мирную жизнь. Помогут в Центре и разобраться в своих способностях, для чего есть специальные тесты по профессиональной ориентации и возможностям дальнейшего обучения.

Те, кто уже прошел курс восстановления, сами говорят, что стали по-другому смотреть на мир. У них улучшился сон, ушла агрессия, появились общительность и положительные эмоции. Те, кто своими глазами видел смерть, радуются даже тому, что просто снова начинают смеяться, нормально реагировать на шутки. Появляются жизненные цели. Один парень вдруг обнаружил у себя талант резьбы по дереву, чем и занимается теперь весьма успешно. Другой серьезно готовится поступать в архитектурный институт. Третий просто нашел хорошую работу, стал зарабатывать деньги, у него наладились отношения в семье.

Статистика показывает, что психическая устойчивость к реалиям войны у тех, кто воевал по призыву, выше, чем у контрактников и офицеров. И все-таки стресс перехода в мирную жизнь настигает практически всех - хотя бы потому, что сразу же после увольнения они остаются один на один со всеми своими проблемами. В результате социологических исследований среди участников первой чеченской кампании выяснилось, что подавляющее большинство «чеченцев» ничего особенного от общества не требует - они хотят просто достойного отношения к себе. Им непонятно и горько, когда их пребывание в «горячих точках» многие считают напрасным и лишенным смысла. Только из-за того, что на «гражданке» их просто не хотят брать на работу, многие уходят в криминальные структуры или возвращаются на войну, убежденные в том, что только там они обретут настоящие человеческие отношения.

Чеченский синдром - это только одна из примет нашего времени. Молодому поколению в России снова не приходится жить без войны. У каждого из нас, наверное, найдется знакомый, вернувшийся из так называемой «зоны локального конфликта» и не знающий, как в этом мире жить ему дальше. У таких молодых еще парней уже есть слишком страшный опыт познания ценности своей жизни. Которого не умеют пока понимать те, кто смотрит об этом только по телевизору...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: