Новосибирск 4 °C

«Вася + Маня», или Альтернатива серости

18.05.2012 00:00:00
«Вася + Маня», или Альтернатива серости
Граффити — вид искусства, который распространился по городам Европы и Америки в конце прошлого века. Художники-любители расписывали стены, заборы, тротуары, поезда подземки… Когда рухнул «железный занавес», творческие порывы западных умельцев увлекли за собой и россиян. Что движет людьми, которые рисуют и пишут на стенах — профессионально и не очень, похабно и оригинально?

Художник Александр ТАИРОВ убежден: прежде всего граффитистами движет стремление выплеснуть мироощущение, заявить о своем «я».

Природа не терпит пустоты

Александр Таиров причастен к созданию городской символики. Среди его творческих достижений — образ Городовичка, ставшего символом Новосибирска.

— Чем больше в Новосибирске будет людей с высоким уровнем культуры, чем меньше — граждан с мировоззрением «перекати-поле», тем краше, теплее будут наши улицы, — считает художник. — Что же касается ребят, которые занимаются граффити, — думаю, они вносят живость в окружающую однообразную, техногенную среду, позволяют жителям города приобщаться в повседневной жизни к изобразительному искусству. Природа не терпит пустоты, в особенности — природа внутренняя. А город — открытая среда, которая и должна быть украшена фресками, мозаиками, рисунками. Скажем, к примеру, как Мехико, который украшен мозаиками Сикейроса и фресками Риберы! Жизнерадостный, яркий мегаполис, где много солнца, много красок. Новосибирск, в отличие от Мехико, город северный — более сдержанный, более суровый. Нам как будто сам Бог велел выплеснуть наше мироощущение на стены, позаботиться о том, чтобы среда, в которой мы живем, заиграла красками.

Бабочка и кошка

В принципе, граффити можно отнести к одному из древнейших видов искусства. Ведь ещё в первобытные времена люди разрисовывали стены пещер, а русские иконописцы покрывали стены храмов ликами святых, побуждая к мыслям о разумном, добром, вечном.

Впрочем, большинство авторов граффити не слишком-то задумываются об исторических корнях и философских аспектах творчества, просто повинуясь модным тенденциям, существующим в мире. Тем более что современные технологии предоставляют массу возможностей для самовыражения: краски в баллонах (дешёвые, быстро сохнущие, удобные в употреблении) доступны каждому. Есть также акриловые краски, позволяющие создавать настоящие шедевры. Именно акрилом чаще всего пользуются профессионалы, занимающиеся граффити.

Мастер-классы, вернисажи под открытым небом — всё это, наверное, могло бы вывести уличное искусство на новый уровень. И возможно, в нашем городе вскоре появятся такие конкурсы, как «самый весёлый дом» или «самый расписной трамвай» (беседка, калитка, скамейка — всё, что подскажет фантазия).

В 2008 году по инициативе московских художников был организован арт-проект «Красота. Города». Цель проекта — украсить фасады типовых многоэтажек. В преддверии финансового кризиса о красоте задумались 11 крупных российских городов, и в том числе Новосибирск. Наши художники представили на суд жюри около пятидесяти работ, причём среди конкурсантов оказались не только профессионалы, но и студенты, школьники и даже целые семьи. Победительницей была признана Виолетта Ермоленко, студентка НГАХА. Арт-фантазии Виолетты — «Бабочка и кошка», «Волшебная звезда», «Дождь» — украсили фасады трёх пятиэтажек на улице Немировича-Данченко — дома №№ 22, 24 и 26.

В советские времена самыми колоритными новосибирскими улицами считались Цветной проезд и Жемчужная в Академгородке. Сегодня яркие многоэтажки красуются не только на ул. Немировича-Данченко, но также на Плющихинском жилмассиве, поблизости от педуниверситета (конь на фасаде дома) и в некоторых других точках города.

— Самое главное — понять важность такого явления, как граффити, — резюмирует Александр Таиров, — санкционировать его и найти возможность для финансирования. До тех пор, пока мы считаем, что водо-провод — это важно, а «художество» — баловство, без которого можно обойтись, наш город не украсится, не расцветет. Да, конечно, без баловства жить можно, но в долговременной перспективе это проявляется весьма ощутимо. Потому что не хлебом единым жив человек. Потому что окружающая среда формирует менталитет и культуру общества. Является причиной бесполетности мысли, убожества суждений или, напротив, — нестандартности, глубины мировоззрения.

Стена самовыражению не преграда

А как выглядела настенная живопись, скажем, полвека тому назад? Новосибирский старожил-краевед Борис Антипенко, вспоминая 50-е, рассказывает, что одним из главных сюжетов того времени была советская символика. Мальчишки рисовали на стенах пятиконечные звёзды, а иногда и свастики — когда играли в «наших» и «фрицев».

— Стены домов, заборы, школьные парты пестрели всяческими надписями — цензурными и не совсем, сделанными руками детишек и не только, — рассказывает Борис Антипенко. — От традиционных «Вася + Маня = любовь» или «Петя осёл» до картин-плакатов или поэтических строчек.

В середине прошлого века популярным направлением уличного арта являлись миротворческие мотивы: «Мы за мир!» и так далее. При этом любители прекрасного не ограничивались разрисовыванием стен. Взрослое население увлекалось татуировками, и граждане с трёхцветными якорями на груди встречались на пляжах довольно часто. Школьники жаждали следовать моде, однако педагоги, по воспоминанию Бориса Антипенко, в борьбе с модным поветрием выдвигали весьма своеобразные доводы. «Вам хочется быть разведчиками?» — спрашивали учителя. Разумеется, разведчиками хотели быть все. «А наколка не позволит…» Как?! Почему? Потому что это примета, по которой вас опознают враги. Вот так. Достаточно было нескольких слов, и больной вопрос отпадал сам собой.

Кстати, осуждающую сторону, не приемлющую тату и граффити как виды искусства, тоже можно понять, потому что далеко не все рисунки и надписи ставят перед собой безобидную цель сделать жизнь краше, ярче, веселей.

— В сентябре 2011 года, в ясный солнечный день, я прогуливался у монумента Славы с моими друзьями, специалистами, командированными из Китая, — говорит Борис Антипенко. — И увидел надпись, от которой стало больно на душе: «Вечное проклятье красным ордам». Чёрные буквы — на памятнике Матери-Родине, со стороны улицы Пархоменко. Как будто не было подвига наших солдат. Как будто речь о каких-то бандитах, а не о людях, которые, прежде всего, отстаивали Родину! Конечно, надпись вскоре закрасили, но отпечаток в памяти остался. Полагаю, ребёнок такую фразу не придумает...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: