Новосибирск 0.4 °C

Кому мешает АИ-93? Только не автомобилистам...

10.04.2001 00:00:00

 На еще недавно спокойном и устойчивом рынке ГСМ опять кипят страсти. Но сначала нужно напомнить, что в 1998 году в Новосибирске рядом не зависимых от крупных нефтяных компаний поставщиков было создано «Некоммерческое партнерство предприятий нефтепродуктообеспечения «ГСМ-Сибирь». В то время эта организация составила конкуренцию известной компании «Новосибирскнефтепродукт» - крупному поставщику бензина на новосибирский рынок. Если за компанией «Трансервис», входящей в партнерство, стояли ее создатели - новосибирские предприниматели, то за компанией «Новосибирскнефтепродукт» стояла Москва, а точнее - известная всем компания «Сибнефть».

Если выйти за пределы новосибирского конфликта и рассмотреть ситуацию на бензиновом рынке в целом по стране, то выявится довольно интересная картина. Ряд авторитетных российских изданий давно пишут о готовящемся, а кое-где уже свершившемся переделе собственности на рынке ГСМ. Журнал «Клаксон» N 6 за март 2001 года публикует материал о том, что крупнейшие российские нефтяные компании решили создать собственный союз АЗС. По мнению ряда экспертов, это может нанести сокрушительный удар по мелкому и среднему бизнесу и привести к его полному вытеснению из сектора торговли нефтепродуктами. В проекте Устава будущей организации ясно сказано, что одной из функций ее будет координация взаимодействия нефтяных компаний в вопросах, связанных с приобретением ими АЗС, находящихся в ведении небольших предприятий и частных лиц. Проще говоря, нефтедобывающие компании хотят поделить Россию на зоны влияния (Новосибирск попадает под влияние «Сибнефти») и «наложить лапу» на все поставки и реализацию топлива в городах, тем самым обрести монополию и получить возможность авторитарно устанавливать цены на бензин. Автомобилистам же останется только внимательно читать все новые и новые ценники на заправках и готовиться платить за бензин по европейским розничным ценам (до 1$ за литр топлива). Конечно, возможна и обратная тенденция - снижение цен монополистом. Но в любом случае нарушается главный показатель бизнеса - наличие здоровой конкуренции, поддерживаемой работой небольших компаний. Куда же в этом случае смотрит Министерство по антимонопольной политике?

Усиление агрессии НК чувствуется на всей территории России. Это было отмечено и на заседании Совета директоров «Российского топливного союза», которое проходило на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. В Воронеже были закрыты 90% АЗС, принадлежащих небольшим предприятиям. Практически во всех регионах НК предлагают подписать кабальные условия договоров на поставку нефтепродуктов, в случае несогласия отказывают в поставках. В Омске, например, некоторые малые предприятия подписали договора с «Омскнефтепродуктом» на поставку топлива и взамен получили такие завышенные цены на топливо, что и предложить стыдно.

С начала этого года посыпались многократные предложения о подписании кабального договора с «Нефтепродуктом» («Сибнефть»). Суть - брать топливо только у него, по ценам гораздо выше существующих - в противном случае штрафы и все остальное. Но надежда «Новосибирскнефтепродукта» на то, что «Трансервис» согласится с кабальными условиями и по прошествии некоторого времени должен будет прекратить свою работу, не оправдалась!

В Новосибирске уже создан прецедент: закрытие заправочной станции компании «Трансервис» по жалобе компании «Новосибирскнефтепродукт» на якобы некачественное топливо АИ-93, которое с 1 апреля поставляется на новосибирский рынок компанией «Трансервис». Претензии, предъявляемые «Трансервису», не имеют под собой оснований. Но сначала необходимо немного подробнее рассказать о характеристиках двух видов топлива. Бензин в нашей стране выпускается на различных нефтеперерабатывающих комбинатах. Часть его выпускается в соответствии с ГОСТом, а часть - по так называемым техническим условиям (ТУ), которые предприятия определяют для себя самостоятельно, а потом утверждают в вышестоящих инстанциях всевозможными способами. ГОСТовские бензины - это как раз АИ-76, АИ-93 и АИ-95. По своим физико-техническим параметрам виды топлива, выработанные по ГОСТу, абсолютно соответствуют либо даже несколько превышают параметры марок, которые используются на западном рынке. Многие автолюбители хорошо помнят, что такое АИ-93. Основное отличие ГОСТовского бензина АИ-93 от бензина АИ-92, выпускаемого по техническим условиям большинством нефтеперерабатывающих комбинатов, в том числе и Омским НПЗ, который является основным поставщиком ГСМ для Новосибирска, в октановом числе. Октановое число - это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, то есть устойчивость работы двигателя в различных режимах работы. Соответственно, чем выше октановое число, тем лучше будет работать двигатель. У АИ-93 октановое число (по моторному методу) равно 85, а у АИ-92 - 83. Так что лучший бензин, конечно, АИ-93, и к тому же на заправках компании «Трансервис» цена этих двух марок оказалась практически одинаковой.

Понимая, что в ближайшем будущем потребитель выберет АИ-93, «Новосибирскнефтепродукт», видимо, испугался оттока своих клиентов в «Трансервис» за более качественным бензином и начал «нападать». Сразу же было предложено закрыть заправки «Трансервис», торгующие бензином АИ-93, и провести экспертизу в лаборатории. Это, конечно, и было сделано. Но вот незадача: у нас только одна лаборатория делает анализ на определение качества топлива: находится она в Красном Яру и принадлежит «Новосибирскнефтепродукту». Поэтому результат вполне предсказуем. Если бы нефтеперерабатывающая компания, которая поставляет топливо корпорации «Трансервис», принадлежала к группе компаний «Сибнефть», вряд ли такой инцидент мог бы возникнуть. Но руководители компании «Трансервис», опираясь на серьезные исследования и анализы топлива, поставляемого Башкирской группой предприятий, подтвержденные соответствующими сертификатами, собираются и впредь отстаивать свои права на рынке ГСМ Новосибирска и поставлять на свои автозаправочные станции более качественное топливо по прежней цене, не поддаваясь ни на какое давление со стороны «нефтяных гигантов» и руководствуясь только принципами здоровой конкуренции. Хотелось бы чувствовать поддержку еще и со стороны нашей администрации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: