Новосибирск 4.6 °C

Игорь Салов:«Не путайте публичность с популизмом»

08.06.2012 00:00:00
Игорь Салов:«Не путайте публичность с популизмом»
В последнее время председатель комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь САЛОВ стал очень популярен в весьма широких кругах. Депутат является абсолютным сторонником вступающего в силу с 1 июля 2012 года Федерального закона о запрете на продажу спиртного в нестационарных торговых точках и одним из флагманов в борьбе с несанкционированной уличной торговлей в Новосибирске.

В беседе с корреспондентом «ВН» Игорь Дмитриевич подробно разъяснил свою позицию и заочно ответил всем, кто считает его деятельность популизмом.

Эволюция уличных торговцев

— Игорь Дмитриевич, ваша настойчивость в продвижении инициативы по увеличению штрафов за несанкционированную торговлю и торговлю в неустановленных местах достойна уважения, но в то же время вызывает встречную негативную реакцию. Считаете, что проблема настолько остра?

— Прежде всего — два уточняющих момента. Во-первых, я считаю это не ПРОБЛЕМОЙ, а лишь борьбой с конкретным явлением, о сути которого расскажу чуть подробнее. Во-вторых, если уж говорить открыто, явление это незаконно по своей сути. Есть областной закон «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», и несанкционированная торговля и торговля в неустановленных местах подпадает под действие статьи 9.1. На первый раз нарушитель может отделаться предупреждением или заплатит штраф от 300 до 1000 рублей. Закон суров, но это закон! Если существующие штрафы недостаточно эффективны, не доходят до сознания нарушителей, то их нужно увеличивать.

— Но стоит только произнести это, и сразу слышатся возмущённые голоса в поддержку пенсионеров, которые не могут спокойно продавать урожай со своих дач и огородов.

— В этих утверждениях есть элемент лукавства, и я готов привести несколько примеров. В 90-е годы прошлого века, в предыдущем десятилетии это действительно было для многих способом выживания, довеском к маленькой пенсии. Но с тех пор уличные торговцы заметно эволюционировали. Сегодня это преимущественно хорошо структурированный и чётко организованный бизнес со своей логистикой и, не исключаю, действующий с молчаливого согласия со стороны официальных структур. Появляются эти точки в самых людных местах, и мы часто видим, что большинство торговцев — не пенсионеры. Аренды и налогов они не платят, существующие штрафы их не пугают. Располагаются торговцы в самых удобных, людных местах, нередко возле крупных магистралей и узловых площадей города. Про антисанитарию и повышенное содержание в овощах и фруктах тяжёлых металлов в данных случаях — а это официальные данные проверок Роспотребнадзора — и говорить не стоит: там половина таблицы Менделеева.

Теперь что касается пенсионеров и садоводов. В Новосибирске 31 универсальный рынок, каждый из которых является частной собственностью и уже несет социальную нагрузку в виде арендной платы и налоговых отчислений. Но между мэрией и владельцами рынков существует договорённость о безвозмездном предоставлении от 10% до 20% торговых мест для пенсионеров и садоводов. И отмечу, что она выполняется безукоризненно, но… За исключением трех-четырех самых крупных рынков, на остальных эти места полупусты. Я понимаю наших пред-приимчивых пенсионеров, но Центральный, Октябрьский и Ленинский рынки всех желающих не вместят. Помимо этого, в городе регулярно проводятся сельхозярмарки — только в
2012 году их пройдет 464, и на них также предоставляются бесплатные места для садоводов и огородников. Так что возможность торговать есть. И не с пенсионерами мы боремся: они в мае бананами и киви со своих огородов точно не торгуют.

Рейд, как боевая операция

— Если размером штрафов незаконных торговцев не напугать, то, может, «взять» частотой проверок?

— Если бы это было так легко… В 2011 году в Новосибирске было проведено более 1400 рейдов по местам несанкционированной торговли, и, по справке управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, в городе более 4000 точек незаконной торговли. И с каждым годом вырисовывается тенденция к увеличению этих цифр. Но категорически не хватает поддержки полиции, штатная численность которой после реформы и так сильно сокращена, а люди работают буквально на износ.

— А без полиции никак не обойтись?

— В том-то и дело, что нет, порой просто опасно: обычный рейд превращается чуть ли не в боевую операцию. Ведь члены административной комиссии — это, как правило, хрупкие женщины из торговых отделов администраций районов. И если они идут в рейд без сопровождения полиции и миграционной службы, то зачастую сталкиваются не только с вербальным хамством и агрессией, но и до физического воздействия доходило дело. К тому же все уличные псевдопредприниматели очень хорошо знают законодательство и разом «теряют» документы, без которых протокол не составишь. А когда рядом полицейский и сотрудник УФМС, то все такие смирные становятся, что просто диву даёшься.

Если подытожить, то могу сказать, что средняя сумма штрафов в 2011 году составила 580 рублей. Между тем ряд регионов Центральной России уже увеличил размеры штрафов за несанкционированную торговлю до трёх—пяти тысяч рублей. И мы к этому придём: за последние пять—десять лет в данном вопросе и так многое изменилось в лучшую сторону, но борьба будет продолжена. Напомню — на нашей стороне закон, как бы кто к нему ни относился.

Предпринимателей жалко, но здоровье нации дороже

— Если вопрос незаконной уличной торговли пока открыт, то для ларёчников и владельцев прочих нестационарных торговых точек наступают поистине тяжёлые времена: с 1 июля вступает в силу закон о запрете на торговлю в них спиртными напитками. Люди уже на митинги выходят, просят их пожалеть.

— Как председатель профильной комиссии горсовета я должен всячески защищать и поддерживать пред-принимателей, но не в этом случае. Развитие малого и среднего бизнеса — один из приоритетов развития России, но здоровье нации — приоритет на порядок выше. Поскольку закон федеральный, то я выскажу мнение простого гражданина.

Мне страшно, когда я вижу девочек-выпускниц, идущих по городу с банками пива и алкогольных коктейлей. Мне страшно читать статистику, что потребление алкоголя в стране растёт преимущественно за счёт подростков и молодёжи. И когда Минздрав прогнозирует, что только после запрета на нестационарную торговлю количество смертей в России будет снижаться на 150 тысяч человек в год — пусть не сразу, но будет, — я им верю.

По-человечески мне жалко тысячи людей, занятых в этом бизнесе, но давайте начистоту. Мы живём не в пустыне, а в третьем городе России, где обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей почти в два раза превышает федеральный норматив: 1200 квадратных метров против нормативных 650, и процесс только нарастает, так что работу найти можно.

К тому же я вспоминаю период, когда мы позволяли ставить эти ларьки в самых людных местах, и их владельцы обещали, что будут торговать горячим хлебом, свежим молоком «прямо от производителя» и так далее. А что в итоге? И ларьки, и модульные магазины забиты куревом и спиртным. Так что детей в данной ситуации мне жалко больше.

Это адекватная и правильная мера федеральных законодателей, и, насколько мне известно, они на этом останавливаться не собираются. Уже в этом году планируется запретить торговлю сигаретами на кассах в стационарных магазинах, затем надо будет серьёзно взяться за противодействие агрессивной табачной и алкогольной рекламе. И тут абсолютно неуместна ирония, мол, посмотрим, станут ли у нас меньше пить и курить. Уверен, так как эти законы рассчитаны на пролонгированный эффект, моментального результата ждать не стоит. Но он обязательно будет спустя некоторое время. И ещё больше уверен, что эти законы будут очень позитивно восприняты большинством наших граждан.

— Кстати, об общественном мнении: как вы относитесь к тому, что вас нередко упрекают в популизме? В Интернете немало высказываний в духе, что «лучше бы делом занимались, а не угнетали несчастных торговцев».

— Сейчас в ходу самое простое, поверхностное определение популизма — «деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний и демагогических лозунгов». Но изначальный, коренной смысл этого слова отражал идейно-политическое течение и разновидность политической деятельности, для которых характерна прямая апелляция к народу, общественному мнению и настроению. Большинство из нас постоянно, ежедневно сталкиваются с проблемами и неприятными явлениями нашей жизни. И если я предлагаю публично это обсудить — без раздувания истерии и зарабатывания политических дивидендов, а по сути, то пусть меня называют в таком случае популистом. Лишь бы польза была для города и его жителей. 


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: