Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Шел трамвай девятый номер...

11.04.2001
Одна за другой с карты города исчезают трамвайные линии. Бал правит подход временщиков - дескать, автобусы с троллейбусами всех и так перевезут, а там еще метро построим, и такая транспортная жизнь начнется... Не вышло. И все же, сверкая забитыми железом вместо стекол окнами, переваливаясь, как утка, на просевших и расходящихся рельсах, левобережный трамвай въехал-таки в новое тысячелетие и второе шестидесятилетие своего существования - честь ему и хвала за это.

С карты Новосибирска исчезают трамвайные линии

 И ведь была же, что ни говори, великая эпоха: эпоха, когда все строилось, а за разрушение того, что строилось, можно было схлопотать бесплатную экскурсию по разным местам, от не столь отдаленных до весьма отдаленных...

Приказ N 74 по Управлению трамваем г. Новосибирска от 28 апреля 1941 года:
«Назначить начальником Левобережного трамвайного парка т. Трофимова Ф. К.
В 14 часов 30 апреля 1941 года пустить левобережный трамвай в эксплуатацию.
Установить время движения левобережного трамвая с 5 часов утра до 2 часов ночи.
Управляющий трамваем Крылов В.Ф.»

 Ровно 60 лет - срок, немалый и для человека. Прикинем, что это было за время. До начала самой свирепой войны в российской истории осталось меньше двух месяцев. Интенсивно, фактически в режиме военного времени, работают и строятся заводы промышленного левобережья. И одновременно решается стратегическая задача не меньшей важности - пуск трамвайной линии. Да и сам факт наличия в городе Управления трамвая, невероятный в свете сегодняшних реконструкций, говорит о многом.

Первое депо левобережья - не доживший до наших дней деревянный сарайчик на территории нынешнего Ленинского трамвайного депо. Первая линия 1941-го, маршрут А - пятикилометровое кольцо по улицам Троллейной, Широкой, Станиславского и Титова. Сегодня от него осталась примерно половина: остальное было ликвидировано лет 20 назад...

Уже в первые военные месяцы на левобережье была проложена вторая трамвайная линия - на Южный поселок. Открытый в том же году маршрут N 8, пожалуй, сегодня следует считать старейшим в Новосибирске, поскольку первые семь маршрутов трамвая, проходившие по правобережной части города, на сегодняшний день уничтожены вместе с трамвайными путями по Красному проспекту, улицам Гоголя, Челюскинцев, Большевистской. И если бы не потрясающая живучесть этого поистине народного вида транспорта, не сохранилось бы и того, что мы имеем сегодня.

Конец 1941-го - по левобережью курсируют 23 трамвайных вагона, которые обслуживает коллектив депо в составе 100 человек. Двадцать лет спустя, в 1961-м, на карте города появляется Ленинское трамвайное депо. Через три года, в 1964-м, количество трамваев достигает 148 вагонов. Возникает идея построить второе депо, и в 1971 году сдается современное даже по сегодняшним меркам Кировское трамвайное депо с парком в 116 вагонов. Примерно в то же время трамвайная сеть Новосибирска достигает максимума - а затем начинается скольжение вниз, переходящее в крутое пике...

Остается в далеком прошлом Управление трамвая, впоследствии вобравшее в себя троллейбусы. Лет десять назад ликвидируется и трамвайно-троллейбусное управление, а электротранспорт по административной прихоти объединяют с автобусами: хоть не с гужевым транспортом, и на том спасибо... Одна за другой с карты города исчезают трамвайные линии и кольца конечных остановок: «Набережная реки Плющихи» (кто помнит маршрут N 1 «Вокзал»-«Плющиха»?), «Вокзал Новосибирск-Главный», «ДК им. Кирова». Бал правит подход временщиков - дескать, автобусы с троллейбусами всех и так перевезут, а там еще метро построим, и такая транспортная жизнь начнется...

Не вышло. Не по Сеньке оказалась шапка. Когда грянули российские реформы под русской анестезией (для несведущих в отечественной медицине - стакан водки пациенту внутрь и кулаком ему же по башке, дабы сэкономить на медикаментах), оказалось, что долговечность автобусов вдвое ниже, чем трамвайных вагонов, а на своевременную замену их подвижного состава денег мэр наплакал. Планы метростроительства, под которые навсегда выкорчевывались трамвайные рельсы на улицах Гоголя и Челюскинцев, сегодня реализованы меньше чем наполовину, причем с опозданием в восемь лет. Да и у троллейбусов сегодня «рогов» не хватает, чтобы перевезти всех желающих.

А безотказный трудяга-трамвай - тю-тю, нет его. Реформаторы в нашем отечестве едва ли не большая беда, чем дороги: сломать-то, оказывается, легко, а вот построить...

Впрочем, левобережных трамвайных юбиляров хаос реформ коснулся в меньшей степени. Ну, довели пути до такого состояния, что как-то раз на улице Петухова приключилась уникальная авария: встречные трамваи сошли с рельсов и столкнулись лоб в лоб. Было еще дело, забросили несколько десятков вагонов от большого административного ума прямо в чистое поле около молкомбината ради эксперимента, что быстрее: растащат или само сгниет? Сработали оба фактора: что-то сгнило, остальное благополучно растащили - чего добру пропадать? И остались от тех вагонов грустные железные скелетики - но это так, по мелочам...

Пожалуй, верхом проявленной мэрией транспортной мудрости была зачистка трамвайной линии по Октябрьскому мосту, разделившая сеть новосибирских маршрутов на две независимые части. Аргумент за это дело был в самый раз для учащихся вспомогательной школы: дескать, проходящие в час по чайной ложке по мосту трамваи этот самый мост разрушают. В то время как в Петербурге, к примеру, мосты двухсотлетней давности со столетними трамвайными путями стоят и еще века стоять будут...

Впрочем, никто из горожан и не пикнул словечка в защиту трамваев. Забыли, однако, при этом, где бывает бесплатный продукт питания - сегодня переправа через мост, если не считать битком забитых троллейбусов, обходится вместо трех трамвайных рублей от четырех до шести и выше.

И все же, сверкая забитыми железом вместо стекол окнами, переваливаясь, как утка, на просевших и расходящихся рельсах, левобережный трамвай въехал-таки в новое тысячелетие и второе шестидесятилетие своего существования - честь ему и хвала за это. Это независимому среднеазиатскому верблюду проще удавиться, чем пролезть в игольное ушко, - а в России все выживало и выживать будет назло всем преобразованиям нашего тоскливого настоящего в еще более светлое будущее...

 Увы, однако, за выживание в эпоху открытых переломов приходится платить, и недешево. Сегодня парк трамвайных вагонов левобережья в полтора раза меньше, чем в далеком 1964 году - около сотни штук. Из двух депо осталось одно, объединенное: совместили ленинскую пятку с кировским носом. Самый новый трамвайчик закуплен еще при советской власти. Впрочем, согласно публичному заявлению одного из весьма ответственных транспортных лиц мэрии, износ трамвайных вагонов в Новосибирске на данный момент составляет 1 (один) процент. Несложно подсчитать, что если за 10 лет российской независимости вагон изнашивается на одну сотую, то служить ему, бедолаге, до полного износа придется ровно тысячу лет - аккурат до следующего тысячелетия...

Невеселый получается юбилей - как и вся отечественная реальность последних лет. И пусть не до новых вагонов сегодня - хотя и снятся они трамвайщикам длинными зимними новосибирскими ночами - но хотя бы доброе слово с транспортного Олимпа по сему поводу, как говорится, и кошке приятно, а человеку тем более. Вот и обратились они в родное управление пассажирских перевозок по сему поводу. Официальный ответ, мне кажется, заслуживает того, чтобы его процитировать.

Начальник управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов (письмо N 93 от 15.02.2001): «В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О наведении порядка в праздновании юбилеев» от 12.12.58 N 1361, которое не отменено и попадает под действие ст.4 КЗоТ РФ, юбилейными датами для юридических лиц являются пятидесятилетие, столетие и далее через пятьдесят лет со дня существования юридического лица. В дальнейшем, до внесения изменений, прошу руководствоваться названным выше постановлением».

Вот так. Не лишне отметить, что сегодня, к примеру, на федеральном уровне принимается решение о праздновании 125-летия системы управления исправительно-трудовых заведений в России, а вот трамвайное 60-летие на городском уровне, оказывается, отметить ну никак нельзя, поскольку ЦК КПСС запретил...

Ну да ладно - много пережил наш трамвайчик, переживет и подобное отношение к себе от собственного руководства. К тому же теперь есть стимул возить благодарных пассажиров еще сорок лет, а в 2041-м можно будет отметить сразу два юбилея: столетие левобережного трамвая в Новосибирске и пятидесятилетие со дня кончины Совета Министров СССР - политического трупа, по сей день направляющего деятельность отдельных подразделений нашей мэрии.

А что до нашей газеты - нам ЦК КПСС, в общем, не указ. Посему поздравляем наших левобережных трамвайных тружеников сегодня - успехов вам, здоровья и надежных рельсов под вагонами! Мы уверены, что журналисты «ВН» смогут как минимум повторить то же самое и через сорок лет.

Резонанс
Новости
Рейтинг районов Новосибирска, основанный на отзывах местных жителей, составил Domofond.ru. Лидером сразу по шести критериям стал Советский район, а в аутсайдеры попали Дзержинский и Ленинский районы. Их обитатели пожаловались на грязь и отсутствие развлекательных учреждений.
13.12.2017
Самые популярные запросы жителей Новосибирска в 2017 году опубликовал «Яндекс». В этом списке присутствует Владимир Городецкий, Дима Билан, Ждун, спиннеры, «Игра престолов», «Босс-молокосос» и многое другое.
Католическую школу в Кировском районе Новосибирска топят канализационные воды. Из-за зловония в школе отменили занятия, а учителя вынуждены направлять задания школьникам на дом.
Врачами и работниками пенсионного фонда представлялись пенсионерам три неизвестных женщины, похитившие у них почти миллион рублей. Полиция Новосибирска объявила мошенниц в розыск, опубликовав приметы и видеоролик.
12.12.2017
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.