Фото Сергея ПЕРМИНА |
По данным отдела торговли и общественного питания мэрии, на 1 января 2001 года в нашем городе стало на 350 киосков, лотков, павильонов, занимающихся мелкорозничной торговлей, меньше по сравнению с 1 января 2000 года. Было 2122, а стало 1772. А мы как-то привыкли, что когда чего-то у нас становится меньше - это плохо. И приведенная выше статистика наводит на размышления. Порассуждать на эту тему «ВН» предложил директору департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Игорю Белякову.
- Сокращение торговых объектов мелкорозничной торговли не случайно, и это не эпизод. Дело в том, что когда 1 декабря 2000 года вышло постановление мэра N 2260 «Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Новосибирска», многие владельцы торговых точек для себя уяснили, что для действительно цивилизованной работы у них возможностей и средств нет. Потому что в этом документе перечисляются основные требования к их деятельности, и не каждому, как говорится, по плечу им соответствовать.
- Догадываюсь, что тут же пошли разговоры об административных препятствиях предпринимателям.
- Совершенно верно. А еще о препонах свободной конкуренции. Ни того, ни другого нет. Давайте сразу определимся: киоски киоскам рознь. Возьмем, к примеру, площадь Гарина-Михайловского у здания вокзала Новосибирск-Главный. На ней немало торговых точек, которые реализуют действительно нужные товары для тех же пассажиров железнодорожного транспорта: товары первой необходимости - это средства гигиены в фабричной упаковке, печатные издания, мороженое, цветы. Но ведь рядом торгуют продукцией, которая требует особых правил складирования, хранения, содержания и т. д. Например, продукция скоропортящаяся: молочная, колбасы. А к торговле ими предъявляются жесткие требования. Смотрите, что требуют от стационарных предприятий - магазинов, торгующих такой продукцией. Кроме холодильного оборудования на весь необходимый запас ее, еще и отдельное помещение для приема товара, помещение для его хранения с соблюдением температурного режима, витрина холодильная, санитарно-бытовое помещение. И, объективно говоря, если эти требования экстраполировать на киоск, то, я думаю, любому человеку станет ясно: последние этих требований выполнить не смогут. Зажимаем предпринимательство, препятствуем развитию конкуренции? Ни в коем случае. Я за предпринимательство и, кстати, возглавляю совет по поддержке предпринимательства, но ведь свободная конкуренция предполагает и создание равных условий, верно? Почему же тогда требования, предъявляемые к магазину, не должны предъявляться к временным объектам, торгующим аналогичной продукцией? Но киоски общей площадью шесть квадратных метров соответствовать им просто не могут. Вот объективные данные, подтвержденные неоднократными проверками и исследованиями: холодильные прилавки в точках мелкорозничной торговли могут вместить только 20 процентов от дневной реализации продукции. Соответственно, для стабильной работы необходимо три-четыре раза подвозить к нему эту продукцию. Реально? Нет. Поэтому зачастую завозят продукцию полностью на весь день и хранят бог весть как. Нам приходилось сталкиваться с тем, что складировалась она просто на голый пол. Вы бы стали покупать колбасу, провалявшуюся на полу не один час? Но ведь покупатели этого не знают, а мы не должны позволять их обманывать. И с прошлого года ужесточили и требования, и санкции. Если все оставить, как было, то наш город вскоре будет одним большим киоском.
- А что же в таком случае ожидает владельцев торговых точек и продавцов, скажем, с той же площади Гарина-Михайловского, с которой, судя по вашим словам, они будут убраны?
Игорь Беляков |
- Какова сама процедура предоставления земельного участка в аренду под временные торговые сооружения? Насколько она справедлива?
- Если говорить об объективности, то сразу следует сказать, что такого подхода - этому можно дать, а этому нельзя - не существует. Все объекты, которые сегодня есть в городе, уже сложившиеся, если можно так сказать, они на одних и тех же местах не один год ведут торговлю. А сейчас мы вводим механизм конкурсного распределения участков, т. е. определяем участок для аренды и на конкурсной основе определяем арендатора.
- И какие критерии? Вот, скажем, в один день, в один час обратились к вам два предпринимателя с намерением открыть торговую точку на одном и том же участке. Кому из них будет отдано предпочтение?
- Изначально никому. А право получит тот, кто предложит лучшие условия. По выполнению каких-то социальных программ - это, например, торговля социально значимой продукцией, а второе - по финансовым предложениям. То есть кто больше предложит за право аренды, тот это право и получит.
- А разве стоимость одного квадратного метра арендуемой площади не фиксированная?
- Она фиксирована распоряжением мэра, но это касается арендной платы. Я же говорю о праве аренды - это следует различать. И Гражданский кодекс предусматривает взимать плату за право аренды.
- А вам самому представляется наш город без киосков вообще?
- Как-то в одной из местных газет я прочитал статью о торговле хлебом и, в частности, о хлебных киосках. И там была примерно такая фраза: «Новосибирск должен радоваться киоскам европейского уровня». И я на ваш вопрос отвечаю вопросом: видели ли вы где-нибудь в Европе киоски? Безусловно, учитывая менталитет России, киоски могут и должны существовать. С теми же цветами, например, газетами или мороженым. Но не такие, в которых продается все и вся. Поэтому центральные улицы Новосибирска, которые сами по себе красивы, вполне видятся без киосков. Тем более что они больше его уродуют, чем украшают. Прошлогоднюю ситуацию у оперного театра помните? Когда он был загорожен желтым шатром? Дело, может быть, и благое, но оперный - это же своего рода символ Новосибирска. На всех буклетах, плакатах, рекламных изданиях - наш Театр оперы и балета. Это достояние, исторический и культурный памятник. А театр взяли и закрыли шатром... Мне кажется это безнравственным.
- Как вы думаете, Игорь Николаевич, в представлении предпринимателей ваш департамент - соратник или противник?
- А вы знаете, наш департамент - это двуликий Янус. Мы ведем жесткую политику по отношению к нарушителям правил торговли - это с одной стороны, а с другой - департамент занимается вопросами поддержки предпринимательства. Поэтому, как и все в нашей жизни, истина где-то посередине. Но заверяю: мнимой поддержкой предпринимательства мы заниматься не будем, но и нарушать права потребителей, покупателей не дадим.