Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Игорь Беляков: Киоски более уродуют город, чем украшают его

11.04.2001
Учитывая менталитет России, киоски могут и должны существовать. С теми же цветами, например, газетами или мороженым. Но не такие, в которых продается все и вся. Поэтому центральные улицы Новосибирска, которые сами по себе красивы, вполне видятся без киосков.
Фото Сергея ПЕРМИНА

 По данным отдела торговли и общественного питания мэрии, на 1 января 2001 года в нашем городе стало на 350 киосков, лотков, павильонов, занимающихся мелкорозничной торговлей, меньше по сравнению с 1 января 2000 года. Было 2122, а стало 1772. А мы как-то привыкли, что когда чего-то у нас становится меньше - это плохо. И приведенная выше статистика наводит на размышления. Порассуждать на эту тему «ВН» предложил директору департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Игорю Белякову.

- Сокращение торговых объектов мелкорозничной торговли не случайно, и это не эпизод. Дело в том, что когда 1 декабря 2000 года вышло постановление мэра N 2260 «Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Новосибирска», многие владельцы торговых точек для себя уяснили, что для действительно цивилизованной работы у них возможностей и средств нет. Потому что в этом документе перечисляются основные требования к их деятельности, и не каждому, как говорится, по плечу им соответствовать.

- Догадываюсь, что тут же пошли разговоры об административных препятствиях предпринимателям.

- Совершенно верно. А еще о препонах свободной конкуренции. Ни того, ни другого нет. Давайте сразу определимся: киоски киоскам рознь. Возьмем, к примеру, площадь Гарина-Михайловского у здания вокзала Новосибирск-Главный. На ней немало торговых точек, которые реализуют действительно нужные товары для тех же пассажиров железнодорожного транспорта: товары первой необходимости - это средства гигиены в фабричной упаковке, печатные издания, мороженое, цветы. Но ведь рядом торгуют продукцией, которая требует особых правил складирования, хранения, содержания и т. д. Например, продукция скоропортящаяся: молочная, колбасы. А к торговле ими предъявляются жесткие требования. Смотрите, что требуют от стационарных предприятий - магазинов, торгующих такой продукцией. Кроме холодильного оборудования на весь необходимый запас ее, еще и отдельное помещение для приема товара, помещение для его хранения с соблюдением температурного режима, витрина холодильная, санитарно-бытовое помещение. И, объективно говоря, если эти требования экстраполировать на киоск, то, я думаю, любому человеку станет ясно: последние этих требований выполнить не смогут. Зажимаем предпринимательство, препятствуем развитию конкуренции? Ни в коем случае. Я за предпринимательство и, кстати, возглавляю совет по поддержке предпринимательства, но ведь свободная конкуренция предполагает и создание равных условий, верно? Почему же тогда требования, предъявляемые к магазину, не должны предъявляться к временным объектам, торгующим аналогичной продукцией? Но киоски общей площадью шесть квадратных метров соответствовать им просто не могут. Вот объективные данные, подтвержденные неоднократными проверками и исследованиями: холодильные прилавки в точках мелкорозничной торговли могут вместить только 20 процентов от дневной реализации продукции. Соответственно, для стабильной работы необходимо три-четыре раза подвозить к нему эту продукцию. Реально? Нет. Поэтому зачастую завозят продукцию полностью на весь день и хранят бог весть как. Нам приходилось сталкиваться с тем, что складировалась она просто на голый пол. Вы бы стали покупать колбасу, провалявшуюся на полу не один час? Но ведь покупатели этого не знают, а мы не должны позволять их обманывать. И с прошлого года ужесточили и требования, и санкции. Если все оставить, как было, то наш город вскоре будет одним большим киоском.

- А что же в таком случае ожидает владельцев торговых точек и продавцов, скажем, с той же площади Гарина-Михайловского, с которой, судя по вашим словам, они будут убраны?

Игорь Беляков
 - О площади Гарина-Михайловского разговор особый. Сегодня уже утвержден план ее реконструкции, которым предусмотрено строительство совершенно новых, современных капитальных торговых и сервисных заведений. С гаражами, подземными автостоянками. Но мешать здешним предпринимателям заниматься своим бизнесом мы не хотим и не будем. Хотя разговоры, конечно, идут, что, мол, постановление 2260 предписывает все киоски позакрывать, все поубирать, людей выбросить на улицу. Не будет такого, подчеркиваю. Определен четкий порядок, предусматривающий, как поступать в подобных случаях. Во-первых, мы не прерываем ни один действующий договор до истечения срока. Второе. Главам всех районных администраций предписано определить места для организации микрорынков, куда могли бы перебазироваться все объекты торговли и где они будут наиболее востребованы гражданами. Это места компактного проживания и места, где значительные людские потоки. Но не оживленные магистрали, а скорее внутриквартальные улицы. Более того, предприниматель сам может выбрать место для своего киоска или павильона, если это не противоречит постановлению и не входит в перечень улиц, на которых такие киоски устанавливать запрещено. И мы, естественно, будем возражать против того, чтобы объекты мелкорозничной торговли размещались под боком у стационарных объектов торговли.

- Какова сама процедура предоставления земельного участка в аренду под временные торговые сооружения? Насколько она справедлива?

- Если говорить об объективности, то сразу следует сказать, что такого подхода - этому можно дать, а этому нельзя - не существует. Все объекты, которые сегодня есть в городе, уже сложившиеся, если можно так сказать, они на одних и тех же местах не один год ведут торговлю. А сейчас мы вводим механизм конкурсного распределения участков, т. е. определяем участок для аренды и на конкурсной основе определяем арендатора.

- И какие критерии? Вот, скажем, в один день, в один час обратились к вам два предпринимателя с намерением открыть торговую точку на одном и том же участке. Кому из них будет отдано предпочтение?

- Изначально никому. А право получит тот, кто предложит лучшие условия. По выполнению каких-то социальных программ - это, например, торговля социально значимой продукцией, а второе - по финансовым предложениям. То есть кто больше предложит за право аренды, тот это право и получит.

- А разве стоимость одного квадратного метра арендуемой площади не фиксированная?

- Она фиксирована распоряжением мэра, но это касается арендной платы. Я же говорю о праве аренды - это следует различать. И Гражданский кодекс предусматривает взимать плату за право аренды.

- А вам самому представляется наш город без киосков вообще?

- Как-то в одной из местных газет я прочитал статью о торговле хлебом и, в частности, о хлебных киосках. И там была примерно такая фраза: «Новосибирск должен радоваться киоскам европейского уровня». И я на ваш вопрос отвечаю вопросом: видели ли вы где-нибудь в Европе киоски? Безусловно, учитывая менталитет России, киоски могут и должны существовать. С теми же цветами, например, газетами или мороженым. Но не такие, в которых продается все и вся. Поэтому центральные улицы Новосибирска, которые сами по себе красивы, вполне видятся без киосков. Тем более что они больше его уродуют, чем украшают. Прошлогоднюю ситуацию у оперного театра помните? Когда он был загорожен желтым шатром? Дело, может быть, и благое, но оперный - это же своего рода символ Новосибирска. На всех буклетах, плакатах, рекламных изданиях - наш Театр оперы и балета. Это достояние, исторический и культурный памятник. А театр взяли и закрыли шатром... Мне кажется это безнравственным.

- Как вы думаете, Игорь Николаевич, в представлении предпринимателей ваш департамент - соратник или противник?

- А вы знаете, наш департамент - это двуликий Янус. Мы ведем жесткую политику по отношению к нарушителям правил торговли - это с одной стороны, а с другой - департамент занимается вопросами поддержки предпринимательства. Поэтому, как и все в нашей жизни, истина где-то посередине. Но заверяю: мнимой поддержкой предпринимательства мы заниматься не будем, но и нарушать права потребителей, покупателей не дадим.

Резонанс
Новости
Небольшое ЧП произошло в школе №160 Новосибирска. Обвалилась штукатурка вместе с пластиковой панелью, обрамлявшая окно. В результате двое детей получили шишки и ссадины. Медик их осмотрел, показаний для вызова скорой помощи не было.
18.01.2018 ЖКХ. ДОМ
Очередное заседание рабочей группы по выработке подходов и решений к заключению нового концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области 18 января провел временно исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков.
Почти три недели городская легенда трамвай №13 мирно перевозил пассажиров, однако 19 января «не выдержал» и открыл «сезон охоты»-2018. На этот раз жертвой «тринашки» стала Toyota Caldina.
Родители воспитанников одного из детских садов в Октябрьском районе Новосибирска жалуются: в дошкольное учреждение они вынуждены сами закупать хозяйственные средства. Также, по их словам, администрация дошкольного учреждения халатно относится к своим обязанностям.
Девять тысяч ламп от старого табло, вышедшего на пенсию, решило продать руководство хоккейного клуба «Сибирь» из Новосибирска. Каждая лампа упакована в отдельную коробочку, а цены вполне демократичные – от 150 до 200 рублей.
20-летний новосибирец Игорь Мельников, лишившийся зрения еще в детстве, решил встать на лыжи. Вчера, 18 января, начинающий спортсмен провел уже вторую тренировку.