Новосибирск 4 °C

Владимир Женов: «У нас добрые клиенты...»

12.04.2001 00:00:00

 Председатель правления - генеральный директор Новосибирского Муниципального банка Владимир Гаврилович Женов не любит громких слов и пафосных заявлений. Чего ему стоило, чтобы оттенить успехи и достижения Муниципального за минувшие годы, перечислить названия других, некогда гремевших банков, которые не смогли удержаться на плаву в бурном море постперестроечной экономики и тихо ушли на дно? Не стал. Хотя сделанным и достигнутым коллективом, который возглавил с первого дня существования банка, Владимир Женов, безусловно, гордится. И говорит об этом, не преувеличивая, но и не преуменьшая. Действительно, простой ретроспективный взгляд на историю Новосибирского Муниципального банка позволяет сделать достойный вывод: выстоял - живет - развивается.

- Владимир Гаврилович, что, на Ваш взгляд, главное удалось сделать за минувшие семь лет?

- Прежде всего, хочу сказать, что в отличие от большинства банков - моих коллег, которые находились в неизмеримо лучших стартовых условиях (у них был коллектив, технологии, материально-техническая база), нам пришлось начинать с абсолютного нуля, с полузатопленного подвала. Нам оказал огромную поддержку Виктор Александрович Толоконский, который тогда по должности курировал банки. Он же рекомендовал меня на пост председателя правления Муниципального банка.

Что сделано за эти годы? Первое и самое важное - создан и работает тот самый коллектив, который является нашим главным нематериальным активом. Я горжусь им. И это не просто слова. Есть такое понятие - «синергетический эффект», то есть коммулятивный эффект совокупного действия. Именно он и помогает нам в работе. Готовясь к 7-летию, мы проанализировали многие цифры, и, не скрою, для меня было очень приятно узнать, что около 80 процентов коллектива работает в банке свыше 5 лет. Это ведь о чем-то говорит?

Второе. Банк - такое же предприятие, как и все другие. Нашей продукцией является услуга по движению финансовых ресурсов. А для этого нужны соответствующие инфраструктура и производственно-техническая база. Мы их создали. Мы имеем в собственности центральный офис на ул. Державина и восемь дополнительных офисов, около 25 пунктов по приему коммунальных платежей от владельцев автотранспортных средств. Таким образом, за эти годы мы фактически накрыли город сетью своего расчетно-кассового обслуживания.

- А есть показатели, которые Вас как руководителя не удовлетворяют?

- Да. В первую очередь, не удовлетворяет величина нашего уставного капитала. Мы, к сожалению, именно в этом и, пожалуй, я не побоюсь сказать - только в этом, отстаем от столичных банков. У нас (я имею в виду не только Новосибирский Муниципальный, но и все местные банки) нет возможности давать длинные мощные кредиты, которые хотели бы получать областная администрация, мэрия, развивающиеся предприятия. У нас нет возможности оперировать на рынке теми суммами ресурсов, которые были бы оптимальными для такого мегаполиса, как Новосибирск. Но, тем не менее, цифровые показатели говорят сами за себя. С оздоровлением финансового рынка, оживлением реального сектора экономики банк увеличил объемы деятельности на рынке кредитных операций. В 2000 году мы выдали кредитов на сумму 574 млн рублей.

- Недавно на городском собрании один из руководителей промышленных предприятий, выступая, сказал о местных банках: «Маломощные...». Вас это не задело?

- Нет. Это боль всех директоров, которые на самом деле по-доброму относятся к местным банкам. Они бы с удовольствием работали с нами и только с нами, зная, что деньги вращаются в финансовом обороте именно города Новосибирска, а не уходят за пределы региона. Но их резко возросшие потребности, к сожалению, не совпадают с нашими возможностями. Мы сейчас имеем возможность только осуществлять бесперебойное надежное расчетно-кассовое обслуживание, закрывать кассовые разрывы для мэрии и предприятий города, давать кредиты в небольших по общим меркам размерах. Поэтому сказанная фраза меня нисколько не покоробила. Я знаю, что за ней стоит, я уверен - именно это имелось в виду.

Замечу еще, что требования к наполнению уставного капитала со стороны ГУ ЦБ очень жесткие. Но у предприятия, нормально, легально, цивилизованно работающего, вряд ли найдутся свободные средства, которые можно было бы вложить в уставной капитал банка, априори зная, что это не принесет быструю отдачу. Можно говорить о долговременном сотрудничестве, но экономика сейчас не терпит, к сожалению, долговременных решений.

- Значит ли это, что такая ситуация сохранится на длительную перспективу?

 - Я отвечу еще более трагично. Она сохранится навсегда. Назову лишь несколько цифр. На сегодняшний день в городе действует около 40 кредитных организаций. Из них 15 - новосибирские банки. Весь их совокупный капитал составляет около 600 млн руб. Для непосвященного сумма гигантская. Но я назову другую цифру: каждый из входящих в первую сотню московских банков имеет капитал более 1 млрд рублей. Комментарии, я думаю, излишни. Мы их не догоним никогда. Поэтому речь идет не о путях выживания наших банков, а о путях решения этой проблемы. Возможно, это будет интеграция, слияние банков, пересмотр каких-то своих позиций.

- А может быть, нет повода для трагизма? Ведь у каждого своя ниша, и вы эту нишу нашли.

- Совершенно верно - для трагизма нет оснований. Я, наоборот, хочу сказать, что сам себе страшно завидую. В каком плане? Банк действительно нашел свою нишу. В первую очередь - расчетно-кассовое обслуживание. Мы социально ориентированный банк, постоянно работаем с врачами, учителями. Когда я встречаюсь с коллегами из других городов, с мэрами, они искренне удивляются, что мы реально являемся действующим муниципальным банком, уполномоченным банком мэрии. Недавно я разговаривал с вице-президентом одного московского банка, и он не поверил, что мы действительно полностью обслуживаем весь бюджет.

Правда, все, как правило, думают о гигантских денежных потоках и почему-то забывают об огромной картотеке, которая лежит на счетах мэрии. Забывают, что мы занимаемся гигантской рутинной работой по бесплатному обслуживанию школ, аптек, больниц, музыкальных школ и т. д. - всего того, что и составляет инфраструктуру города Новосибирска как хозяйствующего субъекта. Это ежедневная титаническая работа, она требует гигантской социальной ответственности, которая превращается в ответственность материальную. Вы спрашиваете, как мы прожили семь лет? Прожили с грузом этой ответственности. Но мы этим гордимся.

- Вас всегда называли банком для города и горожан. Судя по Вашим словам, банк этот свой статус сохраняет.

- Не только сохраняет, но и развивает. При этом мы прекрасно понимаем, что зависимость только от бюджета, как одного клиента, пагубна и опасна. Поэтому мы достаточно успешно, как показал прошедший год, диверсифицировали все направления нашей деятельности. В результате, если в целом удельный вес остатков на счетах клиентов у нас за год возрос, то удельный вес мэрии, как совокупного клиента, снизился по сравнению с 1999 годом на 15 процентов.

К нам пришло очень много хороших, добрых, нормальных клиентов. Здесь, в свою очередь, идет обратный процесс: клиенты верят нам, потому что видят, как мы обслуживаем бюджет, как завоевываем его доверие. Нам доверяют свои средства, поскольку выше того, чтобы обслуживать доверие бюджета, в нашей стране, вы знаете, просто нет.

Очень важным источником ресурсов для нас являются вклады населения. Горожане тоже верят нам, потому что все-таки верят власти, верят мэрии, исходя из ее политики. Мы планируем работать с мелким и средним клиентом, развивая в городе мелкий и средний бизнес. Это также будет наша ниша - в отличие от крупных московских банков.

Мы участвуем в очень многих городских программах - поставок топлива, развития предприятий и т. д. У нас очень много задумок.

- Среди тех программ, что Вы назвали, не прозвучала программа ипотечного кредитования.

 - В середине 90-х мы попробовали реализовать эту программу по своей технологии. Опыт показал, что она вполне эффективна практически для всех: мэрии, горожан, банка. Но резкие изменения в экономике, естественно, отразились и на бюджете Новосибирска: возможности строить в прежних объемах не стало.

Сейчас наблюдается оживление в производственном секторе, а строительство - это вообще локомотив всей экономики. И мы очень надеемся, что снова начнем реализовывать эту программу вместе с мэрией, причем уже в нынешнем году. Мы хотели бы принимать участие и в программе реконструкции старого жилищного фонда. Вполне возможно, банк не получит того эффекта, который получил бы от простого вложения средств, но мы отчетливо сознаем, что это долгосрочная программа, рассчитанная на сотрудничество с мэрией Новосибирска, как представителем города, - наш вклад в решение его социальных проблем.

- Говоря об участии банка в решении социальных проблем Новосибирска, не могу не вспомнить 1998 год, когда разразился кризис. Возникли серьезнейшие финансовые проблемы, но ведь жизнь в городе не могла остановиться ни на один день. Именно участие Муниципального банка помогло тогда стабилизировать обстановку в городе. Об этой заслуге банка говорили на одной из встреч мэров городов, входящих в АСДГ.

- Не люблю слово «заслуги». Я просто расскажу, как это было. То, что надвигается финансовое потрясение, мы как профессионалы чувствовали давно. Наши аналитики - не побоюсь быть нескромным - сумели просчитать ситуацию, и мы заранее избавились от пакета ГКО и областных долговых обязательств. Таким образом, к кризису мы подошли подготовленными. И все же нас очень крепко шатало минимум месяц. Началась паника среди вкладчиков. А у нас вкладчик довольно специфичный: средний возраст 50-60 лет, средний размер вклада - около 10 тысяч. Этот мелкий и средний вкладчик, конечно же, пошел к нам снимать свои скромные сбережения, поскольку после резкого роста цен людям просто не хватало на жизнь. Снимали деньги состоятельные вкладчики и спешно превращали их в валюту.

Но горжусь тем, что основная масса вкладов (минимум 80 процентов) сохранилась. Когда на сессии горсовета обеспокоенные депутаты спросили, сколько потребуется времени, чтобы разобраться с ситуацией, я ответил: «Чтобы выполнить наши обязательства по вкладам, нам нужно три дня и дополнительный кассир». И это не было бравадой.

Нас поддержала тогда мэрия, Виктор Александрович, Владимир Филиппович. Каждый день раздавались звонки: чем помочь? Спасибо главам районов, которые понимали наши трудности. Было очень тяжело оттого, что мы не имели права ни на секунду останавливать платежи. Тем не менее, задержки случались, но не по нашей вине, а по причине «тромбов», образовавшихся в финансовой системе Новосибирска, региона и всей России.

Это были месяцы истинных испытаний для коллектива банка, для бюджета Новосибирска, для всего руководства города. И приятна оценка, что мы с честью выдержали эти испытания. Кризис еще раз показал (и не только на примере нашего банка, а по России в целом), что местные региональные банки работают гораздо более эффективнее колоссов на глиняных ногах, многие из которых на сегодняшний день просто прекратили свое существование.

Кризис был, на мой взгляд, катарсисом - очищением для финансовой системы. Она просто избавилась от тех, кто был по сути «мыльным пузырем». Очень важным этапом стал кризис и для банковского коллектива: мы проверили себя, и, пережив эту трудную ситуацию, лишь больше укрепились. Пусть моя мысль будет кощунственной, но кризисные ситуации (не с точки зрения финансовой, я имею в виду философский аспект проблемы) должны повторяться.

- Хочу спуститься с философских высот на землю и просто как обыватель спросить: «Что вы, как банк, можете мне, горожанину, гарантировать, что предложить?»

 - Абсолютную надежность сохранности ваших средств. У людей, поверьте, есть деньги, хотя они с очень большой неохотой их доверяют. Но семь лет показали, что в нашем банке бояться нечего. Ваши деньги будут в целости и сохранности, и они будут понемножку преумножаться. А гнаться за большими процентами я бы не советовал. Мы предлагаем горожанам целую гамму (около 20 названий) вкладов, социально ориентированных: на пенсионеров, молодежь, ветеранов Великой Отечественной войны и т. д. Это первое.

Второе. Мы можем предложить вам пользоваться нашей Муниципальной картой системы «Золотая корона». Это очень важный момент. Нужно воспитывать культуру потребления, которая давно принята в мире. Тем более, что наш город не лидер, конечно, но один из ведущих городов России, где развивается система денежного оборота с помощью пластиковых карт.

Третье. Мы предложили очень эффективную систему сбора коммунальных платежей, развиваем и укрепляем ее (она действует в Кировском районе). Это очень удобно, поэтому планируем в ближайшее время открыть еще две дополнительные кассы по приему коммунальных платежей. Мы также активно принимаем участие в системе «Город».

Четвертое. Мы открываем уже четвертый офис по сбору платежей с владельцев автотранспортных средств - на Станционной. Автовладельцы знают, какая это гигантская проблема - уплата сбора за техобслуживание, за регистрацию, переоформление и т. д. Огромные очереди, пробки... Надеемся, с нашей помощью проблем у горожан поубавится. Спасибо городской и областной ГИБДД, которые поддерживают наши начинания.

- Только перечисленного достаточно, чтобы сделать вывод: вы, действительно, банк для всех и каждого.

- В своей концепции развития, которую утвердили до 2005 года, мы ориентируемся именно на физических лиц, на мелкий и средний бизнес. Наши банки сейчас предлагают 15-20 видов услуг, не более. А любой банк на Западе - до 300 видов. То есть мировая практика показывает: здесь диапазон безграничен. Это все наши ниши, мы будем с этим работать.

- Вы с оптимизмом смотрите в будущее?

- Я не оптимист. Я нормальный, трезвый человек. Более того, эти семь лет приучили меня к еще большей трезвости в оценке ситуации. Я просто считаю, что мы должны и обязаны жить. И город - как столица федерального округа, и мы вместе с городом. И стремиться уже не к выживанию, а к развитию. Будет развиваться город - будет развиваться и банк. А он, я думаю, сумеет угнаться за темпами развития города. Это наша первоочередная задача в новом веке.

- Что бы Вы пожелали сегодня самому себе?

- Чтобы я в 10-летие банка сказал себе: прошло 10 лет, а мы работаем, работаем, работаем.

Беседовала Галина Коханова

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: