Новосибирск 3.2 °C

Вместо митингов - конструктивное сотрудничество

13.04.2001 00:00:00

В конце марта в Москве прошел XXVII съезд
Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

 Предыдущие четыре года были непростыми как для отрасли в целом, так и для 130-тысячного коллектива Западно-Сибирской железной дороги. По всей стране начался процесс реформирования железнодорожного транспорта, и процесс этот уже сегодня поставил перед профсоюзами немало вопросов. У нас в Сибири произошло объединение двух дорог, пять отделений было ликвидировано. В этой ситуации профсоюзам не пришлось сидеть без дела: приходилось решать и крупные стратегические задачи и вникать в повседневные вопросы.

Об этих задачах и вопросах, которые нашли отражение в решениях съезда, - наш разговор с председателем дорожного комитета профсоюза Западно-Сибирской железной дороги (дорпрофсож) Николаем Алексеевичем Никифоровым.

- Прежде всего профсоюзы должны были определить свое отношение к главному вопросу - реформированию железнодорожного транспорта. И отношение это далеко не однозначное.

Делегаты, прибывшие из дальнего зарубежья, предостерегали россиян от возможных ошибок: акционирование даже на благополучном Западе не дает желаемой отдачи! Поэтому акции должны оставаться в собственности государства.

Соответственно, отношение к реформе должно быть осторожным. По опыту мы также знаем, что в результате любой реструктуризации произойдет сокращение кадров. Съезд дал оценку этому процессу, было подчеркнуто, что очень важно, чтобы сокращение было максимально безболезненным, за счет естественного оттока кадров. Да, производительность труда будет повышаться, но при этом профсоюзы будут самым тщательным образом следить за ситуацией, связанной с сокращением кадров.

Причем помимо глобальных проблем нередко возникают и временные, субъективные: к примеру, МПС часто меняет задания по численности работников, а это нервирует трудовые коллективы. Мы отразили ситуацию в резолюции, обратили внимание министерства на эту проблему.

В выступлениях отмечалось серьезное отставание отрасли по зарплате - с седьмого места железнодорожники переместились на восьмое среди базовых отраслей промышленности. Причем отставание идет в разы - от нефтяников, газовиков. Хотя при всем том условия труда сравнимы, а кое-где даже и сложнее. Есть задача: до 2005 года поднять реальную зарплату (с 1998 года она, как правило, индексировалась) в два-два с половиной раза. Естественно, это увязано с грядущей реструктуризацией.

- Одна из главных точек приложения сил профсоюзов - социальная сфера. Что ее ожидает в будущем?

- Сто пятьдесят лет назад, когда в России начинали строить железные дороги, везде, включая дальние станции, появлялись школы, больницы, магазины, а потом и клубы. Все это нанизывалось на дорогу, как на ниточку. И это было необходимо, это было правильно. Кто, кроме железнодорожников, построит все это для своих людей? Купец поедет открывать лавку вдали от города? Невыгодно это ему.

Сегодня встал вопрос о передаче социальной сферы в ведение местных властей.

Вроде разумно: железнодорожники должны заниматься своим делом, да и платить дважды за социальную сферу тяжеловато (один раз в виде налогов, другой - непосредственные расходы на содержание жилья, объектов здравоохранения и т.п.).

 Но если в городе с его многообразием и возможностями, скажем, передача садика, больницы создаст не так уж много проблем, то что произойдет на отдаленных станциях?

Смогут ли местные власти достойно профинансировать школу, больницу, клуб (может быть, единственный в населенном пункте)? Никто гарантий не даст. Загубим то, что создавалось поколениями людей.

Обсуждение показало, что всех эта проблема очень беспокоит, и здесь необходимы взвешенные и гибкие решения.

Другой не менее важный вопрос - жилье. Сейчас редко найдешь отрасль, которая вкладывала бы в это средства, строила жилье для своих работников. Да и у нас темпы уменьшились в четыре раза.

Предлагается ипотечное кредитование: под 12 процентов годовых с рассрочкой на десять лет. Но подавляющему большинству железнодорожников это не по карману.

В общем, надо менять концепцию, чтобы люди могли реально покупать жилье.

- Речь идет о серьезных проблемах, о необходимости сохранить социальную сферу, о росте заработной платы. А есть ли возможности сегодня у профсоюзов влиять на решение этих вопросов?

- Четыре года назад XXVI съездом профсоюза был провозглашен курс на социальное партнерство. Как это сейчас выглядит на практике? Мы, прежде всего, уважаем мнение администрации железной дороги, а администрация уважает мнение профсоюза. Все главные вопросы решаются совместно. Таким образом, не на словах, а на деле мы договорились по самым принципиальным вопросам.

С 92-го года действует отраслевое тарифное соглашение. Коллективные договоры принимаются при непосредственном участии профсоюза. Договора эти всегда выполняются, люди знают эти документы, верят в их силу.

Программа занятости, разрабатываемая при активном участии профсоюзов, предполагает весьма гибкую стратегию: здесь и досрочный выход на пенсию, переподготовка работников, материальная компенсация в случае сокращения.

Не все, конечно, идеально проходит: были у нас проблемы.

Так, в 1997 году администрация без консультации с профсоюзами начала передачу объектов соцкультбыта, но уже в следующем году мы договорились, что решение принимается лишь после согласования с президиумом дорожного комитета, то есть профсоюзы должны дать добро. Ну а мы, естественно, предварительно изучаем ситуацию на месте: то есть каждый садик, каждая школа-интернат, каждый медпункт на учете.

И это только часть вопросов, в решении которых принимают участие представители профсоюза.

- Подобные взаимоотношения - фактор субъективный, зависящий от конкретных людей, или это специфика отрасли?

- Я думаю, что специфика отрасли диктует решения и постоянный уважительный диалог с руководством дороги.

Можно, конечно, встать в позу, изобразить из себя борца за интересы трудового народа.

Но вот такой пример. В 1989 году, я тогда работал в Кузбассе, началась забастовка железнодорожников. Причины были, конечно, серьезные, но за шесть часов забастовки движение остановилось аж до Челябинска. Представляете масштабы убытков! А потом все равно садились за стол и договаривались.

Так не проще ли исключить противостояние и сразу сесть за стол переговоров? Я знаю, что в других странах - ближних и дальних - забастовок зачастую избежать не удается, даже мои коллеги в других регионах иногда вынуждены пикироваться с администрацией. Это в том случае, если руководители начинают работать «на отбой»: мол, отстаньте, сейчас сложная ситуация, не до социальных проблем. И так далее.

Здесь нам, может быть, даже и повезло (вот он, субъективный фактор!) с начальником дороги Владимиром Ивановичем Старостенко, с которым можно решать любые вопросы. У него принцип: возникла проблема - нечего тянуть, надо решать. Мы можем с ним поспорить, но к людям уже выходим с готовыми решениями. Считаю, что это нормальная деловая практика.

- На какие льготы сегодня может рассчитывать рядовой работник дороги, член профсоюза?

- Все льготы записаны и тем самым узаконены в коллективном договоре. Так, к примеру, есть такой немаловажный пункт, как индексация в условиях инфляции: когда-то этот коэффициент составлял 0,7, а сегодня мы довели индекс до ста процентов.

Профсоюзы также узаконили ежегодный бесплатный проезд железнодорожников в купейных вагонах (если помните, раньше была плацкарта).

С руководством дороги по вопросам отдыха железнодорожников мы договорились так: оно решает хозяйственно-финансовые вопросы, а мы - организационные.

Минувшим летом 16 тысяч подростков отдохнули в летних лагерях (это на две тысячи больше, чем в 1998 году). А 1700 ребят смогли вывезти к морю - в бывший всесоюзный лагерь «Орленок» и «Зеленый огонек» (Северо-Кавказская железная дорога).

В санаториях-профилакториях поправить здоровье железнодорожники могут круглый год, всего за триста рублей. С ветеранов тоже берется символическая плата - 10% от стоимости путевки.

Забота о ветеранах - это целый блок вопросов. О том, как они решаются, можно говорить и говорить. Приведу такой пример. Совместными усилиями мы создали благотворительный фонд: люди ежемесячно вносят туда кто сколько может - и двадцать, и десять рублей. А так как у нас на дороге работают 130 тысяч человек - всегда есть возможность помочь ветеранам: к примеру, оплатить дорогостоящее лечение.

Дело, конечно, не в формулировках. Но если кто-то усмотрит в этом наследие социализма, то это хорошее наследие. И от него отказываться нельзя.

XXVII съезд Российского профсоюза железнодорожников
и транспортных строителей:
цифры и факты

 В работе съезда приняли участие представители 17 дорог России и 304 делегата, представители профсоюзов стран ближнего и дальнего зарубежья.

***

На съезде выступили 23 делегата по основным темам: структурная реформа, сокращение штатов, социальная сфера. Начальник Западно-Сибирской железной дороги В.И. Старостенко рассказал, как решаются проблемы, с точки зрения хозяйственного руководителя.

***

После доработок и уточнений принято два обращения четыре резолюции, в которые были включены все основные вопросы, обсуждавшиеся на съезде.

***

Принято решение в целом поддержать реформы, сохранив при этом целостность дороги и социальной сферы.

***

Съезд не согласился с положениями проекта нового Трудового кодекса, представленного Госдумой правительству, как ущемляющего права железнодорожников.

***

Отдельный вопрос по метрополитену: консервация обойдется дороже строительства. Делегаты обратились к правительству с предложениями продолжать строительство и вернуть долг метростроителям.

***

Необходимо сохранить как отрасль транспортное строительство. Необходимо решать вопрос по повышению зарплаты бюджетникам.

***

Председателем профсоюза железнодорожников и транспортных строителей единогласно избран Анатолий Васильев.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: