Место, ставшее священным для всего христианского мира
Крестный ход на Лазареву субботу |
Здесь кипит жизнь, работают рынки, открыты кафе и магазины. Но это не лишает Виа Долороза ее высокого символического значения.
Виа Долороза (в переводе с латинского - «Дорога скорби») - узкая, тесная и шумная улица восточного Иерусалима. Здесь проходил крестный путь - по евангельскому преданию, последний, самый тяжкий путь Христа: от места вынесения приговора до Голгофы. Священная для всех христиан, эта дорога вызывает особые чувства у любого, кто, даже не будучи верующим человеком, вырос в лоне христианской культуры.
Сегодняшняя Виа Долороза, скорее всего, не совпадает с тем путем, которым Христос шел на Голгофу. В I веке нашей эры улицы Иерусалима находились на два-три метра ниже, чем в наше время (единственное подлинное место крестного пути - это порог Судных врат). Однако дело не только в этом: человека, привыкшего, что все, связанное со святым и божественным, должно внушать благоговение, Виа Долороза пугает своей будничностью и суетой.
Порог Судных врат: идущий на Голгофу здесь ждал отмены или подтверждения приговора |
С орденом святого Франциска Ассизского как раз и связано современное представление о крестном пути. В конце XIII века, когда крестоносцы были окончательно изгнаны из Святой земли турками-мамлюками, монахи-францисканцы получили от папы римского Клемента буллу, объявляющую их хранителями христианских святынь в Палестине. Именно они определили четырнадцать мест, где, согласно Евангелию и апокрифам, Иисус останавливался в изнеможении. С середины XIX века, когда Палестина стала доступной европейцам, крестный путь сделался местом массового паломничества, а во второй половине XX века - еще и массового туризма.
Храм Гроба Господня. Пуп Земли |
Иерусалимские власти относятся к Виа Долороза и чувствам, которые она вызывает у христиан, с пониманием - при последней реконструкции улица была вымощена камнем, относящимся к эпохе Христа и добытым в археологических раскопках. Так что если современный маршрут и не тождествен историческому, по камням сегодняшней Виа Долороза все равно мог ступать сам Спаситель.
Совпадает ли нынешняя Виа Долороза с крестным путем - предмет тщательного изучения. Орден Сестер Сиона установил, что на месте, где теперь стоит их монастырь и арка с надписью «Ecce Homo», во времена Пилата никакой арки не было. И значит, прокуратор не мог именно отсюда, обращаясь к толпе и указывая на Христа, произнести слова «Се человек». Но этот научный факт никак не умаляет для верующих значения второй остановки. Третья остановка - на улице Хаги, слева от Виа Долороза. Она отмечает место, где Христос впервые упал под тяжестью креста. Здесь стоит польская католическая часовня. Четвертая остановка знаменует встречу Христа с Марией, лишившейся, согласно апокрифическому преданию, чувств при виде страданий сына. На этом месте построена армянская часовня Богоматери Великомученицы с выложенным мозаикой следом от сандалии Марии. Там, где стража возложила крест, который Христос уже не в силах был нести, на плечи Симона Киринеянина, находится пятая остановка. Отсюда начинается подъем к Голгофе...
Если вы не настоящий паломник, погруженный в религиозное переживание, тут стоит сделать передышку и осмотреться по сторонам. Человек, не сосредоточенный в этот миг на символическом значении Виа Долороза, увидит бойкую и колоритную торговую улицу в мусульманском квартале старого Иерусалима.
Эта неказистая закусочная с колченогими стульями и протертыми клеенками - местная достопримечательность. Здесь вас накормят действительно очень вкусной арабской едой, вот только выпить не дадут - даже пива. В мусульманской части города и самый малоградусный алкоголь под запретом. Но довольно бытовых отступлений.
Итак, впереди шестая остановка крестного пути, где стоял дом святой Вероники, стершей покрывалом лицо Христа от кровавого пота. Считается, что божественный лик чудесным образом запечатлелся на материи. Далее римская колонна и францисканская часовня отмечают место второго падения Иисуса на крестном пути. Восьмая остановка находится на улице Аханка, где Спаситель обратился к женам иерусалимским со словами: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». И наконец, девятая остановка спрятана внутри коптской церкви. Колонной отмечено место, где Иисус упал в третий раз, потрясенный видом Голгофы и предчувствием крестных мук. Здесь кончается Виа Долороза, но не крестный путь. Храм Гроба Господня (его правильное, каноническое название - храм Воскресения Христова) и Голгофа - святая святых христианства, завершение и кульминация крестного пути, место распятия, смерти и Воскресения Христова. Это место было указано в IV веке византийской царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. Она отправилась в Святую землю, чтобы точно определить все описанные Евангелием места, связанные с земной жизнью Иисуса. Император Константин первым возвел на холме, на месте, где некогда стоял храм Венеры, христианский храм, превосходящий размерами нынешний. Через триста лет он был разрушен персами. Потом был построен еще один храм, но он не выдержал землетрясения. До нашего времени сохранилась третья постройка: храм, открытый при крестоносцах в 1149 году.
За прошедшие восемь столетий храм Гроба Господня мало изменил свой облик. Здесь нет привычных для нас признаков того, что перед нами - ревностно оберегаемая святыня: ни аккуратной реставрации, ни свежего подновления, ни объединения разновременных фрагментов в единый ансамбль. Входящего ошеломляет вековая мощь сводов, копоть стен, хаос внутреннего пространства, расностильность владений шести христианских общин, которым издревле принадлежит этот храм.
Католическая, греческая православная, русская православная, армянская, коптская и сирийская церковные общины на протяжении веков находятся в сложных отношениях друг с другом. Поэтому ключи от храма уже три столетия хранятся у представителей одного и того же мусульманского рода. Нынешний ключник Ваджиб Нусейба почти все свое время проводит в храме, следя за порядком, регулируя поток посетителей и решая бесконечные межконфессиональные споры.
Храм Гроба Господня -- это место, где, как говорят верующие, «даже воздух свят». То же самое можно сказать и о пестрой, суетливой, многолюдной Виа Долороза, которая, казалось бы, менее всего располагает к молитвенному трепету. И тем не менее чувство благоговения, которое зарождается в вашей душе, несмотря на царящий здесь шум повседневности, оказывается несравненно сильнее и острее, чем то, что доводится испытать в музее, где посетитель чинно следует от экспоната к экспонату. Все, кому довелось пройти по Виа Долороза, говорят, что этот путь дает поразительные в своей подлинности и непредвиденности ощущения. Единство сиюминутного и вневременного, обыденного и божественного настолько поражает и захватывает, что с этой минуты Святой город остается с человеком на всю жизнь.
«GEO»