Новосибирск 0.5 °C

Не надо бежать от балалайки

11.04.2014 00:00:00
Не надо бежать от балалайки
Любительница народных песен рассказала, чем ценны бабушки в платочках и как русскому человеку не потеряться в толпе

Может ли фольклор звучать современно и быть популярным? На этот вопрос уже ответили «Бурановские бабушки», которые засветились на весь мир пару лет назад. Сегодня под их хиты даже зажигают на дискотеках.

Все новое — это, как известно, хорошо забытое, но вкусно приготовленное старое. Каждый русский человек, если он считает себя действительно русским,  должен иметь представление о народной культуре своей страны и знать чуть больше, чем «Мороз, мороз» и «Валенки», считает фольклорист Нина МИНУЛИНА. Почему это так важно? Об этом наш сегодняшний «Вечерний разговор».

Не против «мороза», а за широту
—  Нина, с чего началась ваша любовь к народному творчеству и что вы имеете против песни «Ой, мороз, мороз»?

— Любовь к фольклору у меня от мамы. В непростой для России период, в 90-е годы, она увлеклась изучением народной культуры, и с этого времени я погрузилась в атмосферу праздников, а их у нас немало. Покров, Иван Купала, Пасха, Троица... Когда окончила 9 классов школы, поступила в Новосибирский колледж культуры и искусства на еще, скажем так, не до конца открывшееся фольклорно-этнографическое отделение. И так получилось, что я была единственной его абитуриенткой и потом — первой выпускницей.

«Ой, мороз, мороз» — прекрасная песня. Я привожу этот пример, чтобы просто чем-то проиллюстрировать стереотипные представления о народной культуре. Но, поверьте, это не все, что мы имеем...

Причина засилья таких стереотипов — наследие советского периода истории нашей страны, когда всех уравнивали-приравнивали, в том числе и русскую народную песню, и она звучала только так и никак иначе. На самом деле народная песня  разнообразна: сколько этносов проживает в стране, столько существует и разновидностей песен.

Но это я сейчас так говорю, а как вспомню свои первые шаги в фольклоре, костюмы, манеру пения... Конечно, чтобы достичь профессионального уровня, надо быть очень увлеченным человеком и годами работать над собой. Кстати, главными учителями всех фольклористов до сих пор остаются деревенские бабушки.

Бабушку на аву
—  Откуда они берутся, эти талантливые бабули в русских платочках, они еще действительно существуют?

—  Да, и их немало. Мы находим эти самородки, которые открывают нам то, что мы еще не знаем о нашем фольклоре, и обогащаем свой репертуар, нашу сибирскую коллекцию. Путь поиска прост. Сначала берем какой-нибудь район области, изучаем его, созваниваемся с главами администраций, с районными отделами культуры. Спрашиваем, есть ли у них таланты, и отправляемся в фольклорно-этнографическую экспедицию. Дело это всегда захватывающее, кто пробовал, думаю, меня поймет. Иногда люди на глазах меняются, раз побывав «в полях».

Помню, была у меня одна девочка, училась, можно сказать, формально, ей были нужны только корочки, но после того как мы съездили в экспедицию, поставила карточку бабушки-фольклористки вместо авы «ВКонтакте».

Со студентами мы ездим и в знакомые нам села, и в новые. Процесс общения с местным населением развивается стихийно. Идем по улице, бабушки на лавочке сидят, начинаем с ними заговаривать, выясняем, есть ли у них поющие подруги. Если есть, договариваемся, на следующий день собираем их всех в местном ДК либо у какой-нибудь бабушки дома. Селяне — люди открытые, они всегда приглашают в гости.

— Вы говорите о своих студентах, они, ясное дело, народ более или менее увлеченный. А в целом современную молодежь интересует народная культура?

— Вы удивитесь, но фольклор сегодня в моде! В крупных городах существует множество профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективов, в которых немало молодежи. В селах с этим ситуация сложнее, но мы не унываем, пытаемся заинтересовать. У нас, к примеру, есть интересный проект — мы возвращаем песни в деревню. Когда встречаемся с коллективами из районов области, дарим им наши старые записи, сделанные у них же, на местах, но много лет назад. Взрослые слушают и говорят: да, мы помним, благодарят. Такой круговорот фольклора в природе.

Свадьба на Красную горку
— Мы настолько все осовременились, что, думаю, никому в голову сейчас не придет надевать косоворотки и сарафаны без очень серьезного повода. Откуда это чувство стыда своего собственного прошлого?

—  Потому что все народное в нас искоренялось насильственным образом много лет. Оттого и такое отношение. Но вот что интересно... полуторагодовалые детишки, а я занимаюсь с людьми разных возрастов, прекрасно воспринимают и народные песни, и танцы — сознание их еще не забито стереотипами. Если прививать им любовь к народной культуре с раннего детства, она будет с ними и в будущем.

Родители, которые приводят ко мне своих детей, смотрят на то, что они делают, удивляются и сами часто заряжаются этим интересом к народной культуре. Часто, когда я играю что-то на балалайке, многие — и дети, и взрослые — начинают плакать. Отчего слезы? Пробирает отчасти от красоты звучания, отчасти от осознания своей принадлежности к чему-то большому, древнему. Мурашки по коже, слезы —  это нормальная реакция на фольклор.

—  Как созреть для понимания, что знание собственной культуры — это важно?

—  Имидж русских людей в мире  сейчас не самый позитивный. Мужчины — буяны, гуляки, женщины —  легкомысленные. Все это штампы, но они живут, потому что сейчас мы очень далеки от своих корней, постоянно стараемся уподобиться кому-то, люди просто теряются в этой массе. Мы почти утратили связь и с православием, и с народными традициями. Но, конечно, не все потеряно.  В плане возрождения народной культуры очень перспективна сфера этнотуризма. Пытаясь его продвинуть, нам придется изучать свою же родную культуру. Интересные задумки в этом плане я видела недавно во Вьетнаме. Приходишь в парк —  тебе напрокат дают национальный костюм, зонтик, делают прическу.  Почему бы нам не сделать все это у себя? Думаю, народ с удовольствием бы поддержал такую идею.

К себе из-за границы
—  Где еще может быть применима народная культура, традиции в современной жизни?

—  В совершенно разных сферах, и меня радует, что ее вокруг действительно становится больше. Стало много постящихся людей — вот вам народная кухня, в любом приличном кафе и ресторане сейчас есть постное меню. Стали опять популярны блины, появились специальные сети — лет 10–15 назад ничего этого еще не было.

Праздники стали широко отмечать. Масленицу, Пасху, Красную горку, которая идет  после Пасхи. Сейчас все это  набирает обороты. Посмотрите, сколько молодежи хочет сыграть в это время свадьбу.

Каждый год у нас гулянья в Нарымском сквере на Красную горку, и всегда собирается много народу.

А как полюбили у нас День Петра и Февронии, замечательный, светлый праздник. Не то что «полюби меня на один день», на 14 февраля. Я, конечно, утрирую сейчас, но тем не менее...

—  Встречали ли вы иностранцев, которые живо интересовались бы нашей народной культурой?

—  Иностранцы всегда воспринимают на ура, к примеру, наши игровые хороводы. По моим наблюдениям, иностранцы молодцы по части знания собственных традиций, они очень много знают о своей культуре, те же японцы приезжают, китайцы, немцы, любой из них может спеть народную песню и станцевать.

Фольклор —  это азы, начало начал. Говорят, если уничтожить культуру, то не останется и народа. В народной культуре и мораль, и нравственные устои, и связь с религией. В разговоре про нас и иностранцев есть один очень интересный момент. Иногда наша молодежь начинает заниматься изучением своей культуры, побывав за границей, особенно где-нибудь в Азии, там, где народная культура всегда цветет пышным цветом. Так, через восприятие культуры других народов, начинается путь к осознанию себя самих.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: