Новосибирск 1.8 °C

Если бы бокса не было, Сергей Татевосян и Сергей Башкиров все равно стали бы боксерами

20.04.2001 00:00:00

В редакции «Вечерки». Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Имена Сергея Башкирова и Сергея Татевосяна о многом скажут либителям спорта и, в частности, ценителям бокса. Башкиров по сути является визитной карточкой клуба профессионального бокса «Крепость». Как правило, именно его лицо украшает афиши, плакаты и другую полиграфическую продукцию «Крепости». Татевосяна можно смело назвать любимцем публики. Недавно оба боксера побывали в Америке, где заключили контракты на проведение боев там же, в Америке, в мае-июне этого года, а несколько дней назад они стали гостями редакции «Вечернего Новосибирска».

Разговор, естественно, шел о спорте, о его любительской и профессиональной составляющих. Взгляды Сергеев во многом совпадали и дополняли друг друга, поэтому мы сочли возможным не выделять их ответы персонально. Все же заметим, что говорил по большей части Татевосян, а Башкиров отделывался короткими, но, надо отдать должное, весьма остроумными замечаниями.

- Итак, в чем отличия профессионального и любительского бокса?

-...Недавно закончился чемпионат России среди любителей. Можете себе представить, что за весь турнир не было ни одного нокдауна, не говоря о нокаутах. Объяснение этому очень простое, перчатки у любителей устроены таким образом, что кулак в них невозможно сжать, кисть остается полураскрытой, соответственно, сильно ударить нельзя. Такое нововведение чиновники любительского спорта объясняют заботой о здоровье спортсменов. Удар действительно слабее, но при этом умалчивается, что в таких перчатках гораздо проще сломать руку. В такой ситуации бокс становится очень темповым, каждый старается нанести как можно больше ударов, чтобы собрать как можно больше очков. Ни о каких сложных комбинациях не идет речи, спортсмены мало внимания уделяют защите. В общем, получается не бой, а толкотня. Другое дело у профессионалов, если ты знаешь, что можешь получить жесткий удар, естественно, больше думаешь о защите, о тактике. И шлемы, которые придумали для любителей, только мешают.

Сергей Башкиров. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Какие травмы бывают у боксеров?

- Начнем с того, что бокс далеко не самый травматичный вид спорта, как может показаться. На первом месте вообще идет альпинизм, и там такие травмы, что с ними просто не живут. Очень опасны игровые виды. На последнем олимпийском турнире по женскому баскетболу нашей девушке сломали челюсть, в боксе такую травму трудно представить, так как в основном все удары идут вскользь. А с другой стороны, представьте, как футболист отбивает головой мяч. Он же летит со скоростью сто километров в час, это все равно, что отбить кирпич.

- И все же не вредно все время получать по голове?

- Если тренироваться постоянно, сосуды головного мозга сохраняют эластичность. Если полгода ничего не делать, пить водку, а потом выйти на ринг, тогда может быть очень неприятно. А основные травмы боксера - это, как уже было сказано, - переломы рук и ушибы надбровных дуг. Естественно, как в любом виде спорта, часто встречаются и всякого рода растяжения. Здесь еще раз к слову о различиях между любителями и профессионалами... Турнирная схема предполагает проведение нескольких боев за несколько дней, то есть выступать приходится каждый день. Чтобы держать вес, всю неделю приходится ограничивать себя в еде и питье, а это дополнительная нагрузка на сердце. Если в первый день получил небольшое растяжение, то во второй день боль становится уже сильнее, а на третий разрыв гарантирован. Профессионал же после боя имеет возможность отдохнуть, за месяц-полтора-два качественно залечить микротравмы.

- Кто сильнее: любитель или профессионал?

Сергей Татевосян. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Татевосян: - Вопрос спорный и, может, не совсем корректный, так как по сути это два разных бокса. Мохаммеду Али после того, как он стал олимпийским чемпионом, потребовалось три года, чтобы стать чемпионом мира среди профессионалов. У нас в Новосибирске есть очень хороший парень, недавно он стал бронзовым призером первенства России, он и потяжелее меня будет, присутствующие не дадут соврать, что я с ним уверенно разбираюсь, если из десяти раундов один-два отдам, то и то, если сам захочу.

- У любителей существует понятная система отбора, если ты стал олимпийским чемпионом, значит, ты действительно сильнейший. Существует ли подобное «сито» у профессионалов?

- В мире существуют четыре основные версии: IBF, WBC WBA, WBO. На самом деле их больше, но это основные. IBF считается самой дорогой, там ставки самые высокие, соответственно, ее можно назвать самой престижной. Мы как раз деремся в этой версии. Жесткого отборочного сита у нас действительно не существует. В каждом весе в мире известны специалистам порядка двадцати боксеров. После того как мы оба стали интерконтинентальными чемпионами, мы вошли в эту двадцатку, а дальше из этой двадцатки промоутеры выбирают соперников. Если все складывается удачно, спортсмен продвигается к вершине, каковой является бой за звание чемпиона мира. Сам бой уже означает, что ты достиг верхнего уровня.

- Расскажите о ваших американских впечатлениях.

- Мы встречались с Доном Кингом, это один из ведущих промоутеров мира, можно сказать, самый авторитетный. Очень симпатичный, обаятельный человек. Мы с ним подписали типовой контракт на два боя каждый. Если все сложится удачно, контракт будет продлеваться. Типовой контракт подразумевает минимальную оплату, но мы даже спорить не стали, потому что считаем за счастье заявиться в Америке. А дальше в той же Америке теоретически гонорары могут вырастать в геометрической прогрессии.

- Может ли профессионал вернуться в любительский спорт?

- На этот случай существует жесткий запрет. Больше того, спортивные чиновники делают все, чтобы дискредитировать профессиональный бокс. Объясняется все чрезвычайно просто. Существует некая верхушка, которая управляет финансовыми потоками. Любительский бокс существует исключительно за счет спонсорских денег, а сами они зарабатывать не умеют. Совсем не думают о зрелищности, об условиях для зрителей, самое большее, на что могут раскрутиться, - это выпустить какую-нибудь бледную афишку, извещающую, например, о чемпионате России. Если какие-то зрители и приходят на финал, то происходит это не благодаря усилиям организаторов, а вопреки. Возьмем простой пример. В Новосибирске появился такой человек, как Кожемякин (напомним, что Эдуард Кожемякин помимо того, что является президентом клуба «Крепость», еще и организовал сеть популярных магазинов «Крепость». Недавно его выбрали в горсовет Новосибирска. - Авт.) Это настоящий художник, он влюблен в бокс и вкладывает в него деньги, даже не особенно надеясь их вернуть. Если бы он не придумал наш клуб, то, естественно, понес деньги в федерацию бокса, где бы им наверняка нашли своеобразное применение. Понятно, почему чиновники не любят профессионалов?

- Как вообще в России обстоят дела с профессиональным боксом?

- Мощные центры созданы в Екатеринбурге, Питере и у нас.

- Если бы не было бокса, чем бы вы занимались?

Татевосян: - Мы уже однажды отвечали на похожий вопрос в одной анкете: чем бы вы занимались, если бы бокса вообще не существовало? Серега Башкиров написал: боксом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: