Новосибирск -2.5 °C

Юрий ТАТАРЕНКО: «Поэзию хоронить ещё рано!»

20.03.2015 00:00:00
Юрий ТАТАРЕНКО: «Поэзию хоронить ещё рано!»
Накануне Дня поэзии корреспондент «ВН» выяснил, интересуется ли современная молодёжь стихами и помнит ли о том, кто такой Пушкин

21 марта весь мир отмечает Всемирный день поэзии, принятый благодаря инициативе ЮНЕСКО пятнадцать лет назад и призванный одухотворить общество и вернуть в нашу повседневную жизнь поэтические чтения. Поэт — это хобби или профессия? И кто в Новосибирске сегодня пишет стихи? Об этом и многом другом мы поговорили с известным в поэтических кругах человеком Юрием ТАТАРЕНКО, пригласив его в редакцию на вечерний разговор.

Поэты электричек
— Юрий Анатольевич, День поэзии — относительно новый праздник. Принято ли его отмечать в нашем городе?

— Эта традиция у нас только-только появляется. Проходят собрания, чтения, конкурсы, и по насыщенности литературной жизни мы приближаемся к Томску, скажем так, 10-летней давности. Это не значит, что Новосибирск был отсталым в плане поэзии городом, конечно нет, просто сейчас стало больше литераторов и поэтов-деятелей, которым очень важно показать свою работу, поделиться результатами своего труда с аудиторией. Они и стремятся преобразить поэтическое пространство вокруг себя.

— Литературное сообщество в Новосибирске — насколько оно многочисленно и чем живет?
Фото Аркадия Уварова

— Новосибирское поэтическое сообщество существует, и оно немаленькое. Неформальные поэтические объединения есть при библиотеках, домах культуры. Имеются в Новосибирске и литературные клубы — «Мечта», «Наследие» и другие, есть даже литературный интернет-портал «Белый мамонт». Другими словами, мест, где поэты Новосибирска могут себя в какой-то мере реализовать, проявить, сейчас предостаточно. Регулярно проходят поэтические турниры, на каждый из которых собирается до ста новых участников. Это говорит о многом.

— Стремится ли проявить себя в поэзии молодежь?

— Безусловно! Те же межвузовские поэтические конкурсы показали, что растет целая плеяда очень талантливых поэтов в НГУ: Тимофей Тимкин, Дарья Валова, Анна Жукова, Веселина Владимирцева, Екатерина Тупицина… Кто-то из этих ребят уже публиковался в литературных журналах, кто-то в  коллективных сборниках. Есть очень интересные поэты более старшего возраста, например Антон Метельков, Екатерина Климакова, уже зарекомендовавшие себя на литературном пространстве Сибири, участвующие в фестивалях, литературных встречах. Пишущие люди моего поколения были более замкнутыми, рефлексирующими. Сейчас же молодежь не успевает грустить, у нее здоровая энергетика, и это отражается в творчестве.

— Что предпринимают современные поэты для того, чтобы сблизить стихи и читателей?

— Как я уже сказал, поэты перестали быть такими, скажем так, робкими, как в прошлом, теперь они более активны в продвижении себя. Так, кто-то вывешивает собственные стихи на фонарных столбах, кто-то декламирует свои сочинения в электричках. Когда мне рассказали о таких случаях, я, конечно, удивился, но подумал, что это очень креативно.

Но все же читающих людей, в том числе и ценителей поэзии, в нашей стране очень мало. Но они есть! И новые стихотворцы появляются! Так что поэзию хоронить еще рано.

Все чувства в одном смайлике
— Однажды вы предрекли кардинальные изменения в школьной программе по литературе  исходя из того, что нынешним школьникам станет непонятен смысл многих произведений, созданных в XIX веке. Этот процесс уже стартовал?

— Действительно, лет десять назад я поспорил с томским приятелем о том, что Пушкина скоро уберут из школьной программы. Этого пока не случилось, но это не означает, что такой опасности нет. Сегодня у молодежи сформировалось клиповое мышление, все чувства можно уместить в смайлик. Какой здесь может быть Пушкин? Я слышал, многим школьникам тяжело прочитать «Горе от ума», текст кажется длинным и скучным. Недавно перечитал сам. Действительно, кое-что можно было бы и подсократить. Думаю, мы уже сейчас в плане литературы, поэзии стоим на пороге каких-то серьезных перемен, и отказ от наработок наших предшественников обязательно случится.

Плохо это или хорошо — не знаю. Человек ищет упрощенности во всем, так развивается наше общество, и дальше процесс будет только прогрессировать. Наступил век Интернета, и обычное человеческое общение стремительно уходит. По привычке мы сожалеем, как здорово было сидеть и говорить часами тет-а-тет, но ведь очень скоро люди, не имеющие такого опыта, просто-напросто не поймут подобных сожалений! Потребность в продолжительном личном общении отойдет вместе с чтением Пушкина. Грустить по этому поводу не стоит, поэзия будет всегда, просто она будет постоянно меняться.

Лично я убежден: в поэзии, как и в жизни в целом, очень важен момент настоящего. Все хорошо в свое время. Поэзия, как и журналистика, важна в первую очередь для современников и уж только затем — для потомков.

Фото Аркадия УвароваХочешь денег — пиши гимны
— На ваш взгляд, может ли поэт при жизни быть очень обеспеченным? На чем сегодня можно заработать, если ты пишешь стихи?

— Безусловно, можно стать богатым благодаря стихосложению, и если человек ставит себе такую цель, в этом нет ничего плохого. Мы сейчас приходим к тому, что понятие «коммерческая поэзия», как ни ужасно это звучит, существует, и вполне успешно. Можно писать гимны — банкам, городам, корпорациям. Можно быть автором либретто к мюзиклам, можно писать тексты для «человека с гитарой», но самая экзотическая и высокооплачиваемая работа для поэтов на сегодня — быть придворным поэтом-шутом у олигарха, общаясь со своим благодетелем исключительно  пятистопным ямбом.

Все, о чем я говорю сейчас, это единичные проявления, а в большинстве своем поэт, конечно же, все еще маргинал и интроверт, он чуждается общества, его запросы минимальны, ему просто важно не терять своего поэтического мировоззрения.

Без сверхусилий в реализации любого из вышеперечисленных сценариев разбогатеть поэту будет по-прежнему довольно сложно. Допустим, ты три года собираешь книгу, издаешь ее тиражом 1000 экземпляров — конечно, на эти деньги не прожить. «Богатый поэт» — в народном сознании это все еще какое-то нелепое словосочетание, оксюморон. Это как «веселый омоновец» — теоретически такого человека встретить можно, но на практике — поди попробуй!

— Другими словами, кроме написания стихов, поэты вынуждены еще и ходить на работу как все нормальные люди?

— Из моих знакомых поэтов чувствует себя более-менее неплохо в материальном плане только поэт-песенник Михаил Андреев. Остальные поэты действительно вынуждены, как вы сказали, «работать на обычной работе». Кто-то реализует себя в бизнесе, кто-то в журналистике. А кто-то и вовсе не работает, пребывая в уверенности, что писать стихи и трудиться — «две вещи несовместные».

Что такое талант
— Какие-нибудь полвека назад поэзия собирала стадионы. Что должно произойти сейчас, чтобы это повторилось?

— Уверен, ничего подобного мы уже не увидим. Это было чудо. А до этого еще одним чудом был Серебряный век.

Сейчас, на мой взгляд, нет ни одного поэта в России, который смог бы собрать стадион. Есть люди, которые собирают концертные залы, — это и Вера Полозкова, и Дмитрий Быков, — но опять же наверняка найдутся и те, кто скажет, что это вовсе не поэзия, а своего рода поэтическая эстрада. Я думаю, в этом контексте стоит задуматься о другом: почему в те времена была такая мощная потребность в поэтическом высказывании? То ли мастера были столь высокого уровня, то ли у читателя не было каких-то других интересов, и всю свою энергию он аккумулировал в интерес к поэзии. Вспомните, был железный занавес, люди не ездили за границу, ничего не видели, не так много знали. При этом у них была потребность жить, не ограничиваясь только семьей и работой.

— Вечный вопрос: можно ли воспитать поэтический талант, или все же это некая данность?

— Если очень скоро после своего рождения человек начинает ощущать и понимать, что такое ритм, рифма, образ, то в дальнейшем он способен все это еще и воспроизвести. Конечно, какая-то предрасположенность к стихосложению, если она есть, проявляется сразу.

Как можно развить поэтические способности? Рецепт известен. Это регулярное чтение хороших поэтов и требовательность к себе. Поэтам, как, впрочем, и журналистам, следует хотя бы периодически встречаться в различных литературных сообществах, где можно о чем-то спорить, чем-то восхищаться. Тогда будет рост, личностный и профессиональный. Бытует мнение: из графомана поэта не выйдет. Но я не вправе никому выносить приговор.

Способности развиваются у каждого человека, просто у одаренных это происходит заметнее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: