Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Как вернуть детство

24.04.2015 00:00:00
Людмила Смирнова
Как вернуть детство
Новосибирский режиссёр поразил Европу документальной… анимацией

Недавно на самом крупном европейском канале культуры ARTE был показан фильм новосибирского режиссера Павла ГОЛОВКИНА  «Темное небо. Белые облака». Событие неординарное в культурной жизни не то что Сибири, но вообще страны, если учесть, что кино было снято в… «домашней» студии, хотя и командой профессиональных документалистов.

Какую историю поведал режиссер зарубежному зрителю и почему ее еще не видели земляки, выяснила корреспондент «ВН».

Как в жизни
Павел Головкин много лет проработал на телевидении, дебютировал как сценарист, потом стал сам  режиссировать документальные фильмы — о сибирском быте, звездах и даже музыке. В кризисный 2009 год не растерялся, собрал команду единомышленников и стал снимать кино «для себя». Фильм «Темное небо. Белые облака» — уже третья их совместная работа.

— Моя команда — это оператор Петр Сиднев, монтажер и человек, который оживил мои рисунки, превратив их в анимацию, — Денис Велинский и Дмитрий Макаров — оператор, который снимал часть фильма в Швеции, — рассказывает Павел Головкин.

А на вопрос, о чем же, собственно, фильм, отвечает загадкой: «Он о том, как жизнь отбирает у взрослого человека то, что сначала ему дарит в детстве».

Главные герои подсказки не дают. Их трое, и на первый взгляд они все очень разные. Это основатель новосибирской детской анимационной студии «Поиск» Петр Анофриков, кинорежиссер и один из лучших мультипликаторов мира Юрий Норштейн и… великая детская писательница Астрид Линдгрен. Да, ее нет в живых, но режиссер считает ее тоже героиней фильма, потому что снял ее мир, который она оставила после себя.

— Я не думаю, что правильно снимать только о том, что видишь и знаешь. Нужно создавать универсальные истории об общечеловеческой судьбе. Есть одна общая проблема для всего мира, которая заключается в том, что почти любой ребенок может стать добрым гением, — рассказывает режиссер. — К сожалению, этого не происходит. На мой взгляд, главным человеком, который сказал об этом в ХХ веке, была Астрид Линдгрен.

И мне было интересно посмотреть на нее не как на памятник или героиню серии «Жизнь замечательных людей», а как на человека с непростой судьбой. Поэтому я объединил ее и двух других героев в попытке увидеть, как все происходит в жизни, когда она постепенно выдавливает из человека ребенка.

Универсальный язык
Фильм идет 77 минут. В нем есть четыре анимационных момента, которые, как признается режиссер, несут важную поэтическую и эмоциональную миссию.

Часть съемок проходила в Швеции.

— Я впервые снимал за границей кино и иногда чувствовал себя как на другой планете, — откровенничает режиссер. — Помню, как брал интервью у одной шведской детской писательницы. Мы стояли на горе рядом с Музеем современного искусства, и все было прекрасно, но я чувствовал, что мое интервью проваливается! Женщина отвечала правильно, но не было тепла, сокровенных мыслей. Произошла техническая заминка, ко мне подошла переводчица и сказала: «Шведы вряд ли будут отвечать на абстрактные вопросы, они по-другому устроены». Но я подумал, что так не бывает, и спросил писательницу: «Если бы вам нужно было передать ребенку что-то такое важное, что он должен запомнить навсегда, что бы вы ему сказали?» Она ответила: «Я ничего не стала бы говорить, я бы до него дотронулась».

И я понял, что все люди абсолютно одинаковые, просто у каждого свой язык.

На вопрос, как возникла мысль показать фильм на зарубежном телевидении, автор отвечает искренне: «Нужно было закончить кино, денег не хватило, тем более что анимация — это дорого. Я написал 557 писем в разные точки земного шара, на самые разные киностудии и каналы с просьбой помочь нам закончить проект. Откликнулось на это немецкое телевидение.  Им наш проект понравился. Сначала его увидели во Франции и Германии, потом планируют показать на всю немецкоязычную Европу: Швейцарию, Австрию, Северную Италию и Лихтенштейн».

Кстати, в России фильмом тоже заинтересовались. На следующий день после премьеры на ARTE Павлу Головкину позвонили из отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля и попросили представить им фильм для просмотра.

Что будет потом? Режиссер об этом не задумывается. Говорит, не питает особых иллюзий на счет того, что его фильм изменит мир. Но очень хочет, чтобы зритель (пусть один или несколько) вспомнил, что когда-то в детстве он был невероятно талантливым и нежным существом, и попытался вернуть себе это.

КСТАТИ
Специального режиссерского образования у Павла Головкина нет. Он  окончил гуманитарный факультет НГУ и аспирантуру, после чего набирался практического опыта на ГТРК и ОТС, а потом снял свой первый полнометражный фильм — о певице Веронике Джиоевой «Зимнее соло волны».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.