Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирский крематорий: новое общественное отношение к усопшим

27.04.2001
Новосибирский крематорий сооружается на границе Дзержинского и Новосибирского сельского районов - 10 минут езды от ДК им. Чкалова. Архитекторы выбрали стиль классицизма для здания крематория и колумбарного парка.Творческий коллектив, работающий над этим объектом, видит крематорий как пантеон памяти. Архитекторы постарались найти такие образные решения, которые позволят снизить тягостное состояние участников похорон.

 Уход из жизни близкого человека - горе. И хотя процесс смены поколений - объективный закон жизни, силы переживания не становятся меньше. Важно, чтобы в сознании живых фиксировался след ушедших. В этом проявляется уровень духовной культуры. Траурная обрядность - один из видов бытовой обрядности. Это символическая форма проявления переломных событий в жизни людей. Безусловно, траурная обрядовая церемония преследует многие цели, например, воспитание живущих на опыте ушедших поколений. И все же основная задача траурного ритуала - принести облегчение, утешить находящихся в трауре, сопереживая, соучаствуя в их горе и одновременно убеждая, что время лечит любые раны, а жизнь продолжается. И что живущие должны жить.

Мое глубокое убеждение, наилучшим образом этой цели отвечает обряд кремации. Ритуальные процессы столь значимы и столь сильны по воздействию, что нуждаются в специальной среде. Крематорий, имеющий в своем составе парк скорби, комнаты для семейного прощания, залы прощания, более оптимально, чем кладбища, позволяет создавать соответствующую комфортную атмосферу, упрощает сами похороны, способствует сохранению здоровья людей, участвующих в похоронах. Смерть в семье - явление крайне редкое. Сталкиваясь с этим впервые, многие люди находятся в сложном психоэмоциональном, в трагическом состоянии, и часто оказываются в растерянности. Крематорий призван в этих случаях предоставлять высокопрофессиональную, гуманную помощь. Для этого в строящемся в Новосибирске крематорном комплексе предусмотрено все необходимое.

Новосибирский крематорий сооружается на границе Дзержинского и Новосибирского сельского районов - 10 минут езды от ДК им. Чкалова. Архитекторы выбрали стиль классицизма для здания крематория и колумбарного парка. Это стилеобразующий компонент нашего крематория - классицизм во всем своем великолепии. Творческий коллектив, работающий над этим объектом (главный архитектор проекта Л.Г. Казакова, НГСПИ), видит крематорий как пантеон памяти. Архитекторы постарались найти такие образные решения, которые позволят снизить тягостное состояние участников похорон. В этом заключается один из принципов гуманного обслуживания людей в момент постигшего их горя - ощущение святости, светлости и благоговения перед памятью ушедших.

Особое место в кремационном комплексе занимает колумбарный парк. Наряду с простыми, недорогими погребениями урн в ниши колумбарных стен предусмотрены захоронения праха в индивидуальных памятниках - склепах. Именно в памятниках, как показывает история, проявляется отношение к бытию человека. Со временем сооружаемый в Новосибирске Парк скорби станет вместилищем разных архитектурных направлений и стилей, отражающих духовные волнения времени, в которое жили погребенные в колумбарии люди, ведь в памятниках, как в зеркале, обязательно отразятся многие жизненные метаморфозы, социальные перемены, пафос общественного сознания. Это будет длительный процесс естественного синтеза архитектурных пристрастий живущих людей, своего рода коллективное зодчество памятников.

  Не секрет, сегодня у многих архитекторов Европы и России вновь пробудился интерес к классическим формам. Новосибирск в этом отношении не исключение. Что касается крематория, то нам вдвойне повезло. Во-первых, потому, что в новосибирской архитектурной среде, уставшей от постсоциалистических аскетических архитектурных стилей, раньше, чем в других городах России отчетливо проявилась тяга к ордерной и купольной архитектуре. Во-вторых, именно классика, выбранная в качестве основополагающего принципа архитектурных решений крематория, способна наиболее полно выразить всю гамму светлых чувств, состояний, чаяний скорбящих людей. Благодаря такому подходу, в центр внимания наши архитекторы ставят не потустороннее, не скорбно-мистическое. Крематорий строят для живого человека, который, оценивая опыт ушедших, способен видеть оптимистические мотивы в самом явлении смерти.

Мне посчастливилось посетить, ознакомиться с работой, изучить стилевое разнообразие более 40 крематориев в Европе, Америке, Китае. Конечно архитектура крематориев Германии, Италии, Англии тяготеющая к классицизму заметно отличается от конструктивистских, функциональных решений американского опыта в архитектуре крематориев. В Чехии, Франции и Швеции крематории строили больше в стиле модерн, а в Китае крематорные комплексы отчетливо прослеживают религиозно-национальные признаки. Суммируя увиденный архитектурный опыт многих поколений архитекторов мира, новосибирская творческая группа твердо выбрала стиль классицизма.

Этому стилю несколько веков. Его возрождали многократно в разных странах и в разных изобразительных жанрах. Всякий раз после очередного витка классических форм классицизм приобретал что-то новое, обогащался неординарными трактовками, элементами, решениями. Но всегда, вот уже более трех веков, он сохранял основное, незыблемое, что отличает его от других стилей.

Современные архитекторы-классики, по сути, реализуют простые решения. В предлагаемый для застройки ландшафт вписывают знакомые всем «останки» древних цивилизаций, сохраняя при этом природой дарованный этому стилю фундаментализм. Какой иной стиль, кроме классицизма, способен так естественно сочетаться с фундаментальными идеями кремации, так гармонично, не кричаще выразить общественное чувство скорби и коллективную память?

В классицизме все чисто. Пороки и добродетели распределены четко, как свет и тени. Мужественный герой мужествен до конца, любящая женщина любит до гроба. Это легко читается при посещении европейских некрополей и кладбищ урн. Именно эти идеи призваны проиллюстрировать скульптурно-парковые композиции будущего новосибирского колумбария. Поскольку переходы и оттенки у классицизма не в чести, то и в нашем проекте многое схематично и подчинено главной гуманистической идее: смерть - продолжение жизни.

 Почему классицизм стал колыбелью многих последующих стилей, например романтизма? Потому что основа классицизма в возвышении образа, в эстетическом преобразовании природной формы, наделении её повышенной эмоциональностью. Разве не в этом смысл кремации - освободить душу от тленной оболочки, чтобы возвыситься и воскреснуть?

Новосибирский крематорий состоит из приподнятого пространства, в котором расположен огромный вестибюль. Вестибюль украшает бронзовая скульптура женщины, возлагающей цветы. Это не богоматерь, в образе нет ничего религиозного. Изготовлена скульптура итальянским мастером и уже доставлена в Новосибирск. Привезенная скульптура в человеческий рост будет установлена на постаменте в нише вестибюля. Справа и слева от нее - две балюстрады и ступени, ведущие в два зала прощаний. Первый - большой, более 250 кв. метров, решен в греческом стиле: колонны, портик над постаментом, где устанавливается гроб; гирлянды, ниши, кронштейны. Здесь нет места вычурности, нет места для отвлекающего помпезного стиля ампир и тем более рококо. За скульптурное решение этого зала взялся председатель Новосибирского союза художников, известный скульптор Арам Григорян. Уже приготовлены первые эскизы.

Второй зал - бронзовый. Весь декор и скульптуры бронзовые. Много гранита, мрамора. Литье итальянское: уже в Новосибирске. Первый зал по своей атмосфере, стилевым решениям тяготеет к архитектуре православия (исторические элементы Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве). Второй малый зал воспринял признаки католицизма. Хотя прямых указаний на конфессиональное присутствие нет.

Архитекторами, на мой взгляд, выбрано правильное решение: в оформлении вестибюля и обоих залов прощаний не должно быть религиозной символики. Символы разных вероисповеданий вынесены вне здания, на фасад.

В основу ритуальной деятельности Новосибирского крематория заложена идея религиозной толерантности (терпимости). Архитектурно - планировочные решения предусматривают на фасаде здания обустройство специальных ниш, каждая из которых посвящена отдельной религии: ниша Русской православной церкви, ниша Римско-католической церкви, буддийская ниша. В Новосибирске будет впервые реализован проект, когда под одной крышей, в одном здании соберутся разные религии, включая те, по канонам которых тело должно быть погребено в землю. Инвесторы и руководство крематория постарались убедить ведущих новосибирских религиозных деятелей поддержать эту уникальную инициативу. Получено принципиальное согласие и одобрение на обустройство ниш разных религий и на совершение обряда отпевания накануне кремации. По проекту в парке скорби предусмотрено возведение православной и католической часовен, пагоды со скульптурой Будды.

Мотив «сквозных» колоннад по типу колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге связывает архитектурные элементы в виде каре, позволяет активно включить все парковые скульптурные элементы в самое ядро комплекса.

Смысловой сутью всего архитектурного ансамбля, безусловно, должна стать скульптура ангела, выполненная по нашему заказу в Италии. Ангел высотой два метра будет венчать купол крематория, который имеет 12 метров в диаметре и покоится на барабане, имеющем три метра в высоту. В сочетании с парковой конкретно-мемориальной семантикой, устремленный в небо и одновременно охраняющий жизнь и благо живущих, ангел символизирует благородство, заботу, чистоту мирских помыслов, бесконечность бытия, гуманную философию жизни, которая с трудом, но все же пробивает себе дорогу в наше непростое время.

Купол с ангелом подчеркивает идею космизма крематория. Если обычные захоронения направлены в глубь земли, то архитектурная форма, предложенная Ларисой Казаковой, устремлена в небо. Крематорий действительно связан со вселенским пространством. Философия огненного погребения - уход в небо, восстановление, синтезация человека из подвергшихся разрушению частиц, находящихся в космосе.

Подводя итог, нельзя не заметить, что архитектурный комплекс Новосибирского крематория во многом символичен. Каждая архитектурная составляющая крематория имеет выход из предметной плоскости в иную философско-мировоззренческую сферу: купол главного вестибюля, подчеркивающий соборность здания, символизирует небо; ангел - заботу небесных сил о том, чтобы мирские помыслы живущих были чистыми, а не рентными. Сам же колумбарий, который переводится с латыни как «обиталище голубей», ассоциируется с перевоплощением, с античным пониманием символа улетающей души.

Так естественно и гармонично, без излишней патетики, в проекте крематория сплелись два архитектурных стиля: классицизм и символизм. С таким видением трудно не согласиться. О смерти невозможно рассказать только обычным человеческим языком. Смерть явление многоплановое. Разные его смыслы могут быть расшифрованы с помощью других языков: язык архитектуры, язык символов, язык образов.

Убежден, строящееся здание новосибирского крематория станет достопримечательностью Новосибирска, его украшением и одновременно символом нового духовного осмысления вечности бытия.

А.М. КРАВЧУК, генеральный директор
новосибирского крематория

А.М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория, во время посещения крематория в Милане, Италия.
 Слева на пилоне барельеф вазы с огненными языками пламени. Именно этот барельеф стал прототипом эмблемы Новосибирского крематория, поскольку он как нельзя лучше отражает идею кремации: сгореть, чтобы вернуться, возродиться вновь, сжечь для небесного возвышения, воскресения души. В свою очередь мотив барельефа был заимствован авторами миланского крематория из настенных орнаментов древнеримской архитектуры. Таким образом, эмблема крематория в Новосибирске имеет многовековую историю. Эта фотография, случайно попавшая в руки новосибирским архитекторам, стала прообразом не только эмблемы крематория, но и подсказала одно архитектурно-планировочное решение в парке скорби. Основным символом Новосибирского крематория изначально был выбран ангел, устремленный в небо и одновременно охраняющий жизнь живущих. Но на территории крематорного комплекса имеются несколько мест, которые требуют самостоятельного архитектурно-стилевого решения. Например, Поле жизни, над которым, согласно прижизненным завещаниям усопших, будет развеиваться их прах. Теперь центральную площадь колумбарного парка, где ранее планировалось установить стелу, будет украшать огромная каменная ваза с вырывающимся из нее огнем - точный символ кремации, сочетающий в себе образ урны и огня раскаленной печи.

***

В крематории, кроме двух залов торжественных прощаний, предусмотрена комната (25 кв. м), где родственники, согласно русской и еврейской традиции, смогут провести последнюю ночь с их близким усопшим. Комната может быть оформлена по желанию заказчика с учетом вероисповедания покойного, его профессии, прижизненных привязанностей или посмертных завещаний. В комнате установлена мягкая кожаная мебель, имеется раковина, туалет. Этот семейный зал можно заказать на сутки, на несколько часов или четверть часа для индивидуального прощания семьи с покойным.

***

Семейный колумбарий будет установлен в Новосибирском парке скорби, который уже начинает приобретать свои первые очертания. Любая семья сможет заранее откупить колумбарное сооружение в парке, выбрав на свой вкус постамент, пьедестал, вазу, скульптуру, обелиск со встроенными нишами. В колумбарном парке, кроме ниш в ограждающих стенах, предполагается большое количество вариантов индивидуальных и семейных колумбарных монументов. Одно из предложений - ниши в цоколе возводимой в парке скорби часовни.

Резонанс
Новости
Спорный вопрос по установке памятника Сталину после публичных слушаний в интернете обсудил художественный совет города 9 ноября. Худсовет единогласно выступил против всех предложенных мест установки: у Дома офицеров, Ефремовского сквера и на площади Сибиряков-Гвардейцев у стелы «Штыки». Заявителям рекомендовали установить бюст Сталина на территории обкома КПРФ на ул. Большевистской.
12.11.2018 Жилье. ДОМ
Незаконно занимаемую комнату в общежитии, принадлежащем «СФБМИЦ имени академика Мешалкина», удалось освободить только после вмешательства судебных приставов и полиции. Бывшая сотрудница отказывалась освобождать помещение после увольнения, сообщает пресс-служба УФССП по Новосибирской области.
09.11.2018
Цены на дилерские автомобили вырастут из-за повышения НДС с 1 января 2019 года. НДС поднимут на 2%. Но специфика этого налога такова, что в цене некоторых товаров он заложен многократно. Новосибирские автосалоны уверены в росте цен после Нового года, но пока не получили новые расценки от производителей. Вероятно, продавцы постараются избежать резкого скачка цен, чтобы не отпугнуть покупателей.
16 тонн овощей,  1000 перепелиных яиц и 15 кг речной рыбы принесли обитателям Новосибирского зоопарка горожане. Тыкву, морковь, капусту и картошку едят даже хищники, а для медведей сварили лакомство - варенье из ранеток, груш и черноплодной рябины.
О сквере Ветеранов жители Ключ-Камышенского плато в Новосибирске мечтали давно. И место подходящее имелось — разбить его намеревались на неблагоустроенной площадке, где скопились металлические гаражи да мусоросборник. Чтобы найти средства на его строительство, решили участвовать в конкурсе грантов: выиграть его можно было бы, подав необходимые документы в прошлом году. Но сквер так и остался лишь мечтой — помешали действия сотрудников администрации Октябрьского района.
За необычным поведением птицы спасатели долго наблюдали в бинокль, и, наконец, не выдержав, отправились посмотреть, что происходит. Инцидент произошел 11 ноября на территории парка «У моря Обского» в Советском районе Новосибирска.