Новосибирск 4.9 °C

Ход конем по горизонтали, или Что происходит в «Новосибирскэнерго»?

27.04.2001 00:00:00

 Поверите ли вы, если вам скажут, что судьба огромного города с полуторамиллионным населением, да, кстати, и ваша собственная судьба, зависят от некоего неведомого вам Ивана Петровича Сидорова, проживающего где-нибудь в Урюпинске или Козельске? Ведь правда, не поверите? А напрасно. Новейшая история уже не раз преподносила нам примеры того, как в обществе случается нечто, немыслимое еще каких-то пару десятков лет назад. Случается, увы. И, как правило, тихо. Шум поднимается тогда, когда изменить уже в принципе ничего невозможно.

Аллегория с безвестным господином Сидоровым навеяна самой что ни на есть реальностью. А полуторамиллионный город, как нетрудно догадаться, - наш Новосибирск. Именно в Новосибирске в эти дни все более стремительно раскручивается пружина коллизии, о которой уже писала наша газета. Речь идет о возможном переделе собственности в ОАО «Новосибирскэнерго» - предприятии, имеющем жизненно важное, первостепенное, стратегическое для города и области значение.

Впрочем, «происходит в Новосибирске» - сказано не совсем точно. В деле начинает фигурировать город Кемерово и никому не известный его житель господин Скороходов, а далее - город Томск и живущая в нем гражданка Бакулина, руками которых кое-кто и намеревался, очевидно, ввести в «Новосибирскэнерго» троянского коня. В отличие от шахматного коня, который, как известно, ходит буквой Г, этот «троянский конь» перемещается весьма необычным способом - по горизонтали.

Рядовым гражданам поневоле приходится осваивать азы экономики, когда дело касается их собственных интересов. После пережитых в последние годы катаклизмов слова «инфляция», «дефолт», «дивиденды» и многие другие известны, пожалуй, даже старушкам весьма преклонного возраста. Похоже, для рядовых граждан настало время узнать и некоторые юридические тонкости, связанные с деятельностью акционерных обществ, - по крайней мере без этого не обойтись при изложении дела, связанного с ОАО «Новосибирскэнерго». А исход этого дела, подчеркнем еще раз, может существенно повлиять на нашу с вами жизнь.

Анатомия событий такова. 26 февраля нынешнего года Совет директоров ОАО «Новосибирскэнерго», большинство в котором сейчас представляет интересы РАО «ЕЭС России» и московских компаний «НЭК» и «РЭКОР», вынес решение о проведении общего годового собрания акционеров 25 апреля сего года. Сопровождалось заседание Совета многочисленными нарушениями, ущемляющими интересы и нарушающими законные права акционеров, особенно мелких.

Назовем, в частности, одно из таких нарушений - превышение Советом директоров своих полномочий. Дело в том, что по закону и в соответствии с уставом акционерного общества предложения по повестке дня годового собрания могут подавать акционеры, владеющие более чем двумя процентами голосов, но никак не сам Совет директоров. Последний, однако, по своему усмотрению вносит в повестку дня предстоящего собрания вопрос, который не фигурировал ни в одной поданной от акционеров заявке - о прекращении полномочий генерального директора ОАО «Новосибирскэнерго» Виталия Томилова.

Не будем утомлять читателей перечислением всех допущенных нарушений, скажем лишь, что в силу этого решение о проведении годового собрания акционеров 25 апреля является, по сути, незаконным. Именно такой вердикт вынес федеральный суд Железнодорожного района города Новосибирска, куда один из акционеров направил иск с требованием о запрете проведения собрания в назначенную дату. Определение суда: собрание 25 апреля не проводить.

7 апреля Совет директоров собирается вновь и принимает решение о переносе даты собрания на 25 мая. Заседание Совета проходит с явными, если не сказать демонстративными, нарушениями. Вот тут-то и появляется «троянский конь» в лице спешно созданного и подготовленного акционера (владельцем 100 именных акций «Новосибирскэнерго» он становится по странному стечению обстоятельств буквально через два дня после заседания Совета директоров - 9 апреля). Ущемленный в своих правах акционер Скороходов, детально обосновывая глубину и степень этого ущемления, подает жалобу на действия Совета директоров в федеральный суд Центрального района города Кемерова и требует обязать Совет провести злополучное собрание в ранее установленную дату - 25 апреля. Для чего, надо думать, вся комбинация, собственно, и затевалась.

«Почему в Кемерово?» - спросите вы. Дело в том, что господин Скороходов именно там и проживает. Следовательно, жалобу он подал по месту своего жительства. Дальше всем нам придется поднапрячься, чтобы усвоить некоторые существенные тонкости юридического характера, важные для понимания сути нашего дела.

Есть такая конституционная норма и соответствующее процессуальное правило: решение суда обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми органами и лицами. А это значит, что определение суда Железнодорожного района Новосибирска, запрещающее проводить собрание 25 апреля, по закону действует на всей территории РФ, и никто его не может, как говорят юристы, преодолеть. Отменить его может либо сама судья, которая вынесла это определение, либо областной и выше суд - словом, отмена возможна только судом более высокой инстанции «по вертикали». Но никак не судом той же первой инстанции, то есть «по горизонтали». Словом, не может по закону определение районного суда города Новосибирска быть преодолено районным же судом города Кемерова.

Продолжая юридический ликбез, можно сказать, что дело господина Скороходова вообще неподсудно. Почему? Да потому, что есть постановление двух высших судебных инстанций - Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», по которому решение Совета директоров АО может быть оспорено путем предъявления иска. ИСКА, а не жалобы, с которой имеет дело кемеровский судья. Нам-то, обывателям, все рано, как бумага называется, но закон эти понятия строго различает. Жалоба может быть рассмотрена по месту жительства гражданина, а вот иск - только по месту нахождения ответчика («Новосибирскэнерго»), то есть не иначе как в Новосибирске.

Коллизия создавалась явно намеренно, и напрашивался вопрос: что произойдет, если судья из Кемерова примет-таки решение, обязывающее Совет директоров назначить дату собрания акционеров на 25 апреля? Лицом к лицу столкнутся две группы во главе с судебными приставами и исполнителями, намеренные исполнить решение - каждая свое. Одна - о проведении собрания в назначенный день, другая - о запрещении. Чем это закончится? Перестрелкой?

К сожалению, ситуации, связанные с переделом собственности акционерных обществ, когда «стенка идет на стенку» при участии крепких парней в камуфляже и с оружием, когда назначается две даты проведения собрания акционеров, появляются два «законных» генеральных директора, идет раскол коллектива и т. д., вплоть до полного криминала, уже случались в последние годы не однажды. Другое дело, что в нашей истории на карту поставлена судьба не конфетной фабрики и не ликеро-водочного завода.

Комбинация не удалась. К моменту выхода этой публикации суд в Кемерово состоялся. Его решение: в жалобе отказать, т.к. продолжает действовать решение Железнодорожного суда Новосибирска. Проведение собрания - отложить.

Тем не менее 25 апреля группа акционеров во главе с Юрием Хардиковым, первым заместителем генерального директора «Сибирьэнерго» и одним из претендентов на пост генерального директора «Новосибирскэнерго», инициировала проведение собрания. Все происходившее в тот день напоминало плохо срежиссированный детектив на грани фарса. В здании филармонии на Спартака, 11 появились восемь человек с урной для голосования. Что это была за урна, еще предстоит разобраться - весь город был свидетелем того, как незадолго до этого урна была изъята судебными приставами.

Обошлось, правда, без перестрелки, но противостояние было налицо. Судебные приставы Управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области вручили г-ну Хардикову требование о запрещении проведения годового собрания акционеров 25 апреля на основании решения Железнодорожного суда Новосибирска. В ответ г-н Хардиков извлек на свет невесть откуда взявшееся решение Кировского суда города Томска (!) по иску акционера «Новосибирскэнерго» Бакулиной, из которого (все тот же «ход конем»!) следовало, что собрание должно состояться именно 25 апреля и препятствовать его проведению третьим лицам запрещено. «Третьи лица» - это о судебных-то приставах, представителях власти! Кстати, если о суде в Кемерово в «Новосибирскэнерго» все-таки знали, то о томском его даже не потрудились известить, то есть даже не дали возможности защитить свои интересы.

Но вернемся к событиям в Новосибирске. Спасаясь от приставов, г-н Хардиков попытался перенести собрание в актовый зал трикотажной фабрики «Сибирь». А далее - подтвердились худшие прогнозы: в результате голосования в ОАО «Новосибирскэнерго» появились два генеральных директора. Впрочем, нелегитимность избрания на этот пост второго - Юрия Хардикова, как и нелегитимность самого собрания не подлежит сомнению. Но произошедшее и есть ответ на главный вопрос: что стоит за всеми этими рокировками?

О том, что нынешний генеральный директор ОАО «Новосибирскэнерго» Виталий Томилов давно неугоден РАО ЕЭС, новосибирцы уже знают. В конце прошлого года, когда настойчиво поползли слухи о том, что его вот-вот отстранят от должности, в ситуацию (а надо помнить, что это был пик отопительного сезона) вынуждены были вмешаться губернатор В. Толоконский (встречавшийся в Москве с г-ном Чубайсом), Новосибирская мэрия и городской Совет.

От имени последних в Москву, в адрес председателя Совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго» Дмитрия Журбы было направлено открытое письмо. Вот цитата из него: «Мы уверены, что Виталий Георгиевич Томилов в данный момент именно тот человек, который способен гарантировать, что ситуация с теплообеспечением города не выйдет из-под контроля. Разговоры об отставке и о предстоящих переменах в ОАО «Новосибирскэнерго» уже породили негативные последствия. В условиях непредсказуемости угольщики и газовики диктуют новые, более жесткие требования, которые становятся практически невыполнимыми для бюджета города. В течение нескольких последних дней тонна кузбасского угля подорожала на 20%, а «Межрегионгаз» предупреждает о прекращении поставок газа, если мэрия не обеспечит предоплату и 100-процентные расчеты в денежной форме. До сих пор нам удавалось договориться. Работая на паритетных началах с руководством «Новосибирскэнерго», городские власти предприняли все необходимые меры, чтобы подготовить город к зиме... Убеждены, что вы примете взвешенное решение и не станете рисковать тем устойчивым положением, которое сложилось на сегодня в городе с обеспечением его теплом и электроэнергией. Мы не хотим повторения приморского «опыта» здесь, в Новосибирске».

Тогда просьбе вняли. Сейчас, когда зима кончилась, московские структуры в отношении Томилова настроены решительно.

По сути, это фигура преткновения, которая, защищая наши, региональные интересы, лояльно и с сочувствием относясь к городу и области, не выкручивая руки безденежной местной власти, умея находить компромисс между интересами акционерного общества, населения и предприятий, мешает московским структурам проводить свою жесткую политику. Хотя новосибирских энергетиков многие и сейчас, при Томилове, обвиняют в излишней жесткости, но давайте признаем: младенцы в барокамерах и больные на операционных столах по причине отключения электроэнергии за долги в нашем городе, слава Богу, не умирали. А в ряде городов подобное уже случалось. Кто гарантирует, что этого не произойдет, если энергосистему возглавит человек для города чужой и случайный, слабо представляющий, какой ценой дается благополучие полуторамиллионного мегаполиса?

В настоящее время в судах рассматриваются два дела, связанных с крупными пакетами акций ОАО «Новосибирскэнерго». Один, почти в 25%, как уже писал «ВН», незаконно удерживает ИФК «Алемар». Другой, 20-процентный, принадлежал когда-то администрации Новосибирской области и был перепродан коммерческим фирмам за бесценок. В случае устранения Томилова судебные дела будут однозначно прекращены, и контроль над «Новосибирскэнерго» окончательно перейдет в руки московских фирм. Потому и торопятся избавиться от нынешнего генерального директора, пока почти половина акций находится в подвешенном юридическом состоянии.

Характерна реакция на происходящее губернатора Виктора Толоконского (которого, кстати, даже не пригласили на собрание!): «Группа акционеров нагло пытается реализовать свой собственный интерес, не имеющий отношения к интересам «Новосибирскэнерго».

Что же касается интересов энергосистемы, города и области, то они требуют дождаться решения вопросов по спорным акциям. Избавившись от судебных пут, вернув то, что ему принадлежит, оздоровившись, общество сможет, наконец, работать полноценно. Чем скорее это произойдет, тем лучше для всех нас. В противном случае первая же зима может стать для Новосибирска тестом на морозоустойчивость.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: