Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Композитор — уходящая профессия?

Композитор — уходящая профессия?
Закрытие сезона в театре музыкальной комедии ознаменовалось необычной премьерой — спектаклем «Вий», поставленным санкт-петербургским мастером хореографии Гали Абайдуловым. Музыку к этому спектаклю написал новосибирец.

Гоголевское произведение никогда еще не ставилось на сцене музыкального театра, и жанр спектакля тоже получился необычным. Каким? Где, кроме театров, сегодня еще востребована живая музыка? И есть ли у нее будущее? Об этом и о многом другом мы поговорили с композитором Андреем КРОТОВЫМ, пригласив его на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Не вымрем!
— Известный композитор Леонид Десятников сказал, что, по его мнению, профессия ваша — вымирающая. Неожиданное заявление?

— Спорить с ним я не буду. Но мое мнение другое. В принципе, сейчас филармоническая музыкантская прослойка не так объемна, чтобы все существующие композиторы были ею востребованы. Но эта профессия не вымрет совсем, потому что с живой музыкой не сравнится никакая электроника. Композиторское творчество, может быть, менее востребовано в эпоху Интернета, и можно не заказывать музыку профессионалу, а что-то найти в Сети. Но включается авторское право, и платить за ворованный трек придется дороже в разы. Поэтому уважающая себя киностудия всегда использует оригинальную музыку.

Интересно другое: сейчас никто не требует ноты, все ждут готовое произведение. Исключение составляют, пожалуй, лишь филармонии, но, как правило, композиторам их сочинения не оплачивают. Только авторские — за исполнение. Но эту музыку могут исполнить, а могут и не исполнить. Могут Моцарта сыграть, которому платить не надо.

— Где вы ищете вдохновение и что делать, если его нет?

— Дилетанты сочиняют, когда к ним придет вдохновение. К профессионалам это не относится. Есть хорошая русская пословица: «Аппетит приходит во время еды». У тебя есть задача, и ты ее выполняешь. В процессе появится интерес. И когда что-то не получается, я не волнуюсь, потому что знаю — не идет сегодня, пойдет завтра. По-другому просто не бывает.

— Насколько сложно быть композитором? Как совместить служение музыке и зарабатывание денег?

— Трудный вопрос. Наверное, во все века композиторов, зарабатывающих музыкой на жизнь, было меньше, чем пишуших свободно, без всяких финансовых обязательств. Мои друзья-композиторы — выпускники консерватории — кем только не работают. Один, например, несколько лет трудился проводником в поездах. Вообще, ведь такой профессии — композитор — нет. Когда я работал в театре «Старый дом», то моя должность называлась «заведующий музыкальной частью». Сегодня я являюсь заведующим музыкальной частью театра «На левом берегу».

— Продуктивным, насколько я понимаю, у вас получилось и сотрудничество с театром музыкальной комедии?

— Да, вполне. Четыре спектакля с моей музыкой уже есть в репертуаре: «Буратино», «Слоненок», «А зори здесь тихие» и «Вий».

— Я знаю, что именно во время работы над спектаклем «А зори здесь тихие» возник творческий тандем с вашей женой — Нонной Кротовой. Как это получилось?

— Мы с Нонной оба музыканты, несмотря на то, что она сейчас — профессиональный журналист. У нее безошибочный вкус и ум критика. Она — настоящая соратница композитора и всегда помогала мне понять, правильно ли я все делаю. Нам всегда хотелось поработать вместе. Когда директор театра музыкальной комедии Леонид Кипнис предложил мне переделать для театра оперу Молчанова «А зори здесь тихие», я сказал, что лучше сделать оригинальную версию. Он меня спросил: «А кто стихи напишет?» Я и заявил: «Нонна напишет!» Вот так и вышло, что Нонна взялась за либретто. И, как всем известно, справилась! Потом написала еще либретто для спектакля «Летучий корабль». А потом появился «Вий». Нонна оказалась очень талантливым либреттистом. Наверное, нужен был стимул, чтобы талант проявился в полной мере.

По-новому взглянем на классику
— У кого возникла идея сделать «Вия»?

— У директора театра. Я сначала с опаской воспринял это предложение, потому что после гоголевских «Записок сумасшедшего» даже не хотел к Гоголю близко подходить, так мне это тяжело далось. Но мы с Нонной подумали и согласились. Кстати, музыкальный театр еще никогда не ставил «Вия». Нигде! Даже попыток не было.

— А что вы хотели сделать, берясь за это произведение?

— Хотели показать историю заблудшей души. Гоголь говорит о простых вещах через призму своего, может быть, излишне болезненного, сознания. Он ведь очень честный автор — в этой своей странной и притягательной энергетике. И «Вий» для меня — история неоднозначная. Это история человека, который попадает в ловушку своих страхов. Только любовь извне, искреннее отношение кого-то, кто сопереживает ему, может его из этого состояния вытащить. И поэтому появился новый персонаж. Но мы ничего не меняли. У Гоголя все это есть. И баба в красном очипке, и девчонка, которая пирожки подает, тоже есть. Мы ее назвали Аленой и просто допустили, что она сопереживает главному герою. Гали Абайдулов как постановщик вообще ее вывел на уровень спасительницы души. Мы закончили все песней «Дороги», и если внимательно смотреть, то в финале все-таки можно увидеть свет — такой огонек.

— Удивительно, но «Вий» получился жизнеутверждающим.

— Да, злые силы и страхи не смогли убить душу. Для русской культуры — это абсолютно идеальный мотив.

— И жанр получился необычным. Это ведь не мюзикл?

— Я могу это назвать лайт-оперой. Но лучше сказать — «облегченно-демократичная», или народная. Жанр ближе к мюзиклу, но из-за своей достаточно серьезной музыкальной драматургии он близок и к опере.

— Сколько вы работали над «Вием»?

— С «Вием» я поработал рекордно: начал в начале января, а закончил в начале марта. Писал сразу партитуру и работал с утра до утра. В период интенсивного напряжения спал по три-четыре часа в сутки. Гоголя иначе не возьмешь! Без такого погружения так и останешься плавать на поверхности. А с ним так нельзя.

«Ай да Кротов! Ай да сукин сын!»
— Мне «Вий» открылся с новой стороны после вашего спектакля.

— И все это говорят. Ведь о чем написал Гоголь? Человек совершил убийство, за это он потом и терпит наказание. И неважно, что он убил ведьму. Важно, что убил. Почитайте внимательно Гоголя.

— А какая реакция на этот спектакль у тех, кто его смотрел?

— Мне, как ни странно, понравилось, что зрители начали выяснять, кто такая Алена, стали спорить по поводу каких-то непонятных моментов. Даже в Интернете горячие дискуссии идут, в такие дебри уходят! Далеко от музыки и режиссуры — в мировоззренческие области. Вот куда мы их вывели. Мне нравится сама спорность нашей концепции. На мой взгляд, мое решение музыкальной драматургии иногда идет вразрез с режиссурой. Но это не воспринимается как режиссерский прокол или композиторская недоделка, а именно — как спорные моменты. Наш спектакль получился не таким уж однозначным. И мне нравится, что всем людям, принимавшим участие в постановке, от первого солиста до последнего рабочего сцены — всем в кайф пришлась эта работа. Что может быть лучше?

— Вы сказали, что есть некие разночтения у вас и у режиссера спектакля. В чем это выражается?

— Гали Абайдулов — человек политизированный, и для него имело значение, что это — украинский хутор. Он намеревался это дать вторым планом, но я не хотел этой ассоциации. Потому что это и так больная тема. Я ее своей музыкальной драматургией забиваю, снимаю. Но она есть. Поэтому появилась последняя страшная и беспросветная сцена — с вурдалаками, с панночкой. Но надо помнить, что Гоголь это написал в 1834 году. И важно понимать: когда люди не работают над своей душой, это оборачивается тем, что в нее проникает бесовщина. И неважно, где именно это происходит.

— Все знают, как Александр Пушкин, бывало, приговоривал: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» У вас такое бывает?

— Постоянно! И это намного важнее, чем деньги, которые ты получаешь за работу. Когда что-то совершенное создаешь, то испытываешь очень сильные эмоции. Думаешь: «Откуда это пришло? Неужели это я создал?» Наверное, все-таки есть связь с космосом.

— Имеет ли какое-то значение то, что композитор живет в Новосибирске, а не в Москве?

— Ответ не может быть однозначным. С одной стороны, жить в Москве или даже в Санкт-Петербурге, где культурное поле мощнее, — это прекрасно. Но реализоваться там сложнее. Там можно утонуть. Так что, с другой стороны, если бы я работал в Москве в каком-нибудь театре, то был бы абсолютно незаметен. Я живу в Новосибирске, и что получается? Задаем вопрос: «Кто у нас за Уралом пишет музыку к спектаклям?» Андрей Кротов. Вся комиссия «Золотой маски» уже знает это имя. Уж простите за нескромность.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Подключение к горячему водоснабжению самой большой зоны ТЭЦ-5 планировалось в полночь 23 июня, но не все дома получили долгожданную воду. Часть домов увидит кипяток в кранах в течение суток, а часть останется без горячей воды до 28 июня.
Участников патриотических клубов, избивавших ради забавы школьников в Барабинске, будут судить по нескольким статьям Уголовного кодекса. Следователи закончили расследовать дело, возбужденное после публикаций в соцсетях шокирующего видео с фрагментами побоев. В ближайшее время уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением будет направлено в суд.

Новая дорога в левобережье Новосибирска связала улицы Титова и Заозерную. Участок длиной 700 метров станет важной транспортной артерией для расположенного поблизости микрорайона «Чистая слобода». Теперь его жителям можно добираться до дома по прямой. К тому же это значительно разгрузит соседние двухполосные улицы Бийскую и Танкистов.
24.06.2019 Видео
Впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку новосибирские школьники. В этом году предмет выбрали девять человек. Пока испытание прошли две 11-классницы - остальным предстоит это сделать в конце июня.
24.06.2019
Четыре новых случая менингококковой инфекции зарегистрировано в Новосибирске. На оперативном совещании в региональном правительстве министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов сообщил, что на завтра запланирована пресс-конференция с целью разъяснения СМИ ситуации с менингококковой инфекцией.
Депутат горсовета Наталья Пинус поборется за кресло мэра Новосибирска в качестве кандидата от партии «Российский общенародный союз». О причинах такого решения вероятный участник кампании по выборам мэра рассказала на своей странице в соцсети.