Новосибирск 4.6 °C

Шерифы российских кварталов

28.04.2001 00:00:00

 «Ну какие в российских городах шерифы?» - удивится читатель, взглянув на заголовок. И будет прав, потому что шериф - снаряженный новейшими достижениями криминальной техники, одетый с иголочки во все белое, в белой же широкополой шляпе блюститель порядка - это не наш стиль. Наш стиль - это участковый инспектор, или, как его в недалеком будущем станут называть, «участковый уполномоченный». С шерифом же нашего участкового сравнил Евгений Яковлевич Беляев, начальник милиции общественной безопасности Заельцовского района, подбирая аналог нашему работнику «местной милиции». Сравнил, разумеется, не по внешнему виду, а по роду занятий и по статусу. Ибо участковые инспекторы жалование за службу получают от местных властей, а не из федерального бюджета. Кроме того, они являются «основным связующим звеном правоохранительных органов с населением» и «практически единственными представителями государственных субъектов профилактики правонарушений по месту жительства граждан».

В кавычки взяты определения из разных документов, выпущенных во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности». А если без кавычек?

А если без кавычек, то участковый - это представитель власти, знающий на вверенной ему территории каждого человека в лицо, и его знает в лицо каждый человек, живущий на этой территории. Он - скорая помощь, педагог, психолог, социолог... Участковый погасит конфликт, возникший между хозяйками в коммунальной квартире из-за натянутой среди общего коридора бельевой веревки. И он же предотвратит тяжкое преступление, на которое способен живущий на вверенной ему территории алкоголик или наркоман. Потому что он знает, на что именно они способны.

Знает потому, что живет рядом с ними и, выйдя рано утром из подъезда своего дома, тут же оказывается на работе.

Но последнее - в идеале. Эти идеальные для работы условия помнит подполковник Беляев, сам начинавший когда-то службу в милиции участковым. Тогда участковый получал квартиру, пусть для начала небольшую, считавшуюся служебной, но после десяти лет службы мог считать ее своей. А после десяти лет службы он так прикипал к работе, к участку, что и менять место службы не было смысла. Сейчас в подчиненном ему штате участковых тридцать один человек на 148000 жителей района. Трое из них проживают в общежитии, пятнадцать у родственников, двое совсем не имеют жилья. Но и те, кто имеют, живут подчас далеко от места службы. Один из лучших, старший участковый инспектор капитан Валерий Петрович Кукса, курирующий два участка в районе, живет у родителей в Криводановке. Не удивительно, что из общего числа участковых района только один имеет стаж более 10 лет.

Работы у участковых - море. Искать ее не нужно. По пять тысяч человек на брата приходится при норме 1000 у старшего инспектора, потому что он должен руководить еще и своими подчиненными, и 3000 - у инспектора. И народ-то в правовом отношении все более грамотный пошел, заявлений от него поступает масса по разным поводам. От заявления не отмахнешься, с каждым нужно разобраться, а иначе нельзя. Иначе люди доверять не будут. Но это прямые, святые обязанности участкового инспектора. Однако, кроме них, участковые наравне с другими службами дежурят, в поддержании порядка на разных массовых мероприятиях участвуют. Отдежурил - и дальше, с заявлениями разбирайся. И в срок уложись. Иначе... Бывает, на вверенном ему участке где-нибудь на дискотеке ЧП произойдет. Разбираться надо, а тот, с кем надо разбираться, живет, допустим, в Первомайке. Тут хоть разорвись. Другие дела не терпят, но на Первомайку день непременно уйдет. Добираться туда, конечно, только на обычном пассажирском транспорте, а он в большинстве своем - «коммерческий». Билеты туда и обратно в «копеечку» обойдутся. При зарплате-то: от 700 рублей у стажера до 1900 у инспектора. Правда, у старшего инспектора гораздо выше - 2100 рублей.

При таком раскладе как не загрустить. Но это, как видно, не в правилах Евгения Яковлевича. Улыбается, вспоминая свою «участковую» молодость. Бывало, начальство отчитывало за то, что после шести вечера (по окончании рабочего дня) домой не появлялся. Мол, в семье нелады. Будто не знало то начальство, что у участкового рабочий день в двенадцать часов едва укладывается. То же и сейчас. Только труднее. С приватизацией квартир бомжей на улицах объявилось множество. А бездомному человеку кражу, например, совершить - раз плюнуть. Ищи потом ветра в поле. В домах квартиры за железными дверями пустуют - тоже может все что угодно случиться. Кражи, ранее невиданные: то счетчики воруют, то лифты обдирают. Правда, с этим работники ЖЭУ разбираться помогают. Со связью - беда. Не то что домой, по служебным делам участковому позвонить неоткуда. Переговорные устройства давно устарели, телефонов-автоматов на улицах почти нет, да и для тех нужны карточки. Домашние телефоны имеют только шестеро участковых из трех десятков.

Трудно. Однако, должно быть, глядя на Беляева, и его подчиненные не унывают. Недаром текучесть кадров в «хозяйстве» участковых инспекторов почти отсутствует. Среди подобных служб других районов Заельцовская - в числе первых. В прошлом году участковые инспекторы раскрыли 510 преступлений, то есть на их счету каждое седьмое раскрытое всеми службами ОВД преступление. И это наряду с выполнением основных, профилактических обязанностей. Работают участковые инспекторы.

Работают и надеются, что помогут им привести в порядок опорные пункты - уже и деньги на это выделены администрацией района, и со связью уладится. И с жильем, и с зарплатой...

«Жаль только, - посетовал Евгений Яковлевич, - об участковых инспекторах никто не пишет. И фильмы о них не снимают. А у нас есть о ком написать. Вот капитан Владимир Разимович Мавлянов. Восемь лет работает, всего себя службе отдает, живет с семьей в общежитии. Александр Владимирович Смольников. У него самый бойкий участок - площадь Калинина. Тот же Валерий Петрович Кукса. Молодой участковый Сергей Владимирович Барышев. Живет в помещении при школе N 200. Директор школы на него не нарадуется - он и там за порядком присматривает».

А ведь и верно. Последняя в российской литературе и, возможно, единственная повесть об участковом инспекторе была написана Борисом Васильевым в 1970 году. И называлась она будто символично: «Самый последний день». И фильм был снят по этой повести с Михаилом Ульяновым в главной роли. Трогательная история. С тех пор если и появится участковый в фильме о милиции, то только в качестве провожатых для героев из «убойного» отдела.

А они, участковые инспекторы, и сами не лыком шиты.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: