Новосибирск -1.4 °C

Сначала возбудился член Совета директоров, потом - уголовное дело, или Сколько сегодня генеральных в «Новосибирскэнерго»?

04.05.2001 00:00:00

 Уже не первую неделю «ВН» следит за развитием событий вокруг «Новосибирскэнерго». К сожалению, происходящее дает основание говорить, что наша энергосистема не избежала участи всех сладких пирогов: желающие проглотить их непременно находятся. В результате, если уйти от гастрономических аналогий, в России сейчас осталось по сути лишь две самостоятельные независимые энергосистемы. Одна из них - наша, новосибирская. Первая попытка московских структур «проглотить» ее с ходу, не жуя, провалилась 25 апреля.

В этот день, как мы уже сообщали, вопреки определению федерального суда Железнодорожного района Новосибирска о запрете проведения годового собрания акционеров «Новосибирскэнерго», была сделана-таки попытка провести его и избрать нового генерального директора. Попытка, как считают устроители действа в лице прежде всего представителя РАО ЕЭС в регионе, члена Совета директоров «Новосибирскэнерго» и его новоиспеченного генерального директора (все в одном лице) Юрия Хардикова, успешная.

Правда, этот оптимизм с самого начала не разделяли почему-то представители областной службы судебных приставов, заявившие, что собрание является незаконным. А 26 апреля, то есть на следующий же день после проведения так называемого собрания, заместителем прокурора Новосибирской области было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении г-на Хардикова по признакам преступления, предусмотренного статьей 315 Уголовного кодекса. Если коротко - за неисполнение судебных решений.

Все, кто смотрел 25 апреля в местных теленовостях сюжеты с места события, стали свидетелями того, как крайне неуважительно и вызывающе пренебрежительно вели себя по отношению к представителям службы судебных приставов устроители собрания. Господа нарывались. Не понимали, что за этим последует? Или были уверены, что все сойдет с рук?

Скажем сразу: речь идет не о правонарушении, а именно о преступлении. И достаточно серьезном. Уважающее себя государство такого беспардонного отношения к представителям власти - грубого, прилюдного - не прощает и наказывает жестоко. Кстати, судебные приставы, которые актировали в тот день все допущенные устроителями нарушения, предупреждали их и об ответственности, упоминая ту самую 315-ю статью УК (по которой может светить вполне реальный срок) и штраф (уже по своей линии) в размере 400 «минималок».

Но предоставим вершить правосудие Фемиде. Мы же попытаемся ответить на главные вопросы, которые задают не искушенные в юридических тонкостях горожане, обеспокоенные развитием событий и нешуточным накалом страстей. Так было ли законным состоявшееся 25 апреля собрание акционеров ОАО «Новосибирскэнерго», кто в конце концов является в настоящее время его главой и, наконец, каков прогноз дальнейшего развития событий?

На первый вопрос ответить проще всего. Даже если отвлечься от запрета, наложенного на проведение собрания определением Железнодорожного суда Новосибирска (а оно было и есть в силе - эта причина остается главной), собрание де-юре не состоялось еще по нескольким причинам. Взять, например, такую существенную, как место его проведения. «Прокол» здесь допущен явный и грубый. Началось собрание, как известно, в филармонии на Спартака, 11 (кстати, чтобы «запутать следы», зал заказали якобы для семинара), а закончилось в актовом зале трикотажной фабрики «Сибирь». По закону такие экспромты с передислокацией просто недопустимы.

Другое основание для признания собрания незаконным, не менее важное, - изъятие судебными приставами регистрационных списков, где фиксируются все присутствующие. Без этих списков, опять же в соответствии с законом, протокол собрания АО не может считаться действительным.

Стоит сказать и об урне для голосования акционеров - ее, как известно, опечатали и также изъяли еще до проведения собрания судебные приставы. Что за «дубль» фигурировал 25 апреля вместо настоящей - остается только догадываться, но комментарии к подобным махинациям можно без труда найти в Уголовном кодексе.

Небезынтересен и расклад голосов на собрании (кстати, некоторые акционеры, задав недоуменные вопросы по поводу отсутствия в зале Виталия Томилова и главного бухгалтера и почуяв неладное, просто удалились). Для кворума, как известно, требуется 50 процентов акций плюс одна. По словам г-на Хардикова, на собрании проголосовало 54 процента. Однако анализ показывает, что при любом раскладе этого быть не могло.

Арифметика простая. В настоящий момент арестованы и, следовательно, не могли участвовать в голосовании два крупных пакета акций - в 25 и почти в 20 процентов. Еще 8 процентов акций - у Виталия Томилова, который в собрании не участвовал. Итого в сумме непроголосовавшие акции составляют примерно 53 процента. Проголосовавших, стало быть, 47 процентов. Откуда тогда взялась цифра 54? Нестыковка налицо, но внятного объяснения нет.

Есть и еще одни момент, который представляет интерес с точки зрения оценки законности происходившего 25 апреля. Перед проведением собрания на крыльце филармонии судебный пристав Санников и г-н Хардиков обменялись документами. У представителя власти, как известно, было определение Железнодорожного суда о запрете собрания. Что касается Юрия Хардикова, то он предъявил исполнительный лист из Кировского районного суда города Томска (по иску акционера «Новосибирскэнерго» гражданки Бакулиной), где черным по белому значилось: запретить исполнительной дирекции и третьим лицам препятствовать проведению собрания.

Увы, явный «прокол» вышел и здесь. Как пояснил судебный пристав, сославшись на федеральный закон об исполнительном производстве, исполнительный лист подлежит отправке назад. Во-первых, что очень существенно, пришла сия бумага в Новосибирск не на Свердлова, 7, а по другому адресу, где «Новоси-

бирскэнерго» отродясь не было. Во-вторых, по закону после получения подобной бумаги для выяснения всех обстоятельств судебным приставам дается три дня. За это время они должны возбудить исполнительное производство, вынести постановление и т. д. А исполнительный лист из Томска появился утром в день собрания внезапно, словно кукиш из кармана.

Кстати, по нашей информации, томский судья подписал свое определение в тот же самый день, когда к нему поступила жалоба от гражданки Бакулиной, - 24 апреля, как раз накануне собрания. Обращает на себя внимание особая оперативность, с которой принято решение, - весьма похвальная, если учесть, что суды завалены делами и иные откладываются очень и очень надолго.

Впрочем, появление подобного судебного решения спрогнозировать было нетрудно. Оно могло быть и не из Томска (первый пробный шар, напомним, был пущен в Кемерове, где точно так же районным судом рассматривалась жалоба другого акционера - Скороходова). Схема одинакова, почерк явно схож с кемеровским. И за этим исполнительным листом, скорее всего, последуют новые, возможно, массово, из самых разных городов. Смысл очевиден, но лучше предоставим прокомментировать его человеку компетентному, оказавшемуся невольным свидетелем событий:

«Эти люди не гнушаются ничем. Предположить, что у них нет правового сопровождения, грамотных юристов? Не может быть. Но в действиях отдельных членов Совета директоров, в том, как они относятся к судам, как фабрикуют дела, сквозит самоуверенность и наглость. Попробовали наскоком - не вышло. Везде проходило, а здесь - осечка. Наша энергосистема не поддалась. И администрация у нас сильная. Сказал же Толоконский: «Нельзя со своим уставом в чужой монастырь. Здесь не Москва». Но они не успокоятся, ресурсы у них есть, и можно ожидать затяжной борьбы».

На вопрос: «Так кто же сейчас в «Новосибирскэнерго» генеральный директор?» собеседник ответил так: «А это смотря откуда глядеть на события в регионе. Если издалека, из Москвы, то Юрий Хардиков, безусловно, генеральный директор ОАО. Для РАО ЕЭС вопрос легитимности пребывания его на этом посту, похоже, не стоит. На равноудаленном от столиц страны и Сибири расстоянии, где-нибудь с Урала, видится, что есть ситуация двоевластия: два Совета директоров, два директора. Ну а в Новосибирске есть только один законный генеральный директор - Томилов».

Юрий Хардиков, однако, уже издал приказ о своем назначении на эту должность. А через своего представителя (также приказом г-на Хардикова назначенного замом по вопросам права) «новый генеральный» уже обратился официально в Новосибирский областной арбитражный суд с ходатайством об отзыве доверенностей назначенных прежде Томиловым представителей и об отзыве иска «Новосибирскэнерго» к ИФК «Алемар» по делу о трех миллионах акций. Чего и следовало ожидать.

Правда, физически обозначить свое присутствие в кабинете генерального директора на Свердлова, 7 у Юрия Хардикова не вышло. Попытка такая была, но ее пресекли стоявшие на входе охранники, у которых имелось на руках постановление судебных приставов. В аналогичных ситуациях, бывало, в кабинеты с руководящими креслами новоиспеченные генеральные или управляющие пытались проникнуть через окно. Правда, тут высоковато будет: кабинет Томилова - на третьем этаже.

Но, думается, Виталий Томилов находится куда выше. По мнению многих авторитетных в городе людей, ни одного из претендентов на пост генерального директора «Новосибирскэнерго» вровень с нынешним не поставишь.

Все причастные к этой истории понимают: силы и капиталы здесь задействованы мощные. В то, что Томилов ухудшил состояние энергосистемы, вряд ли кто-то верит всерьез: едва ли другой на его месте смог бы сделать большее. И то, что во время его пребывания на посту главы «Новосибирскэнерго» сбоев в снабжении города и области теплом и светом не было, даже в последние, самые тяжелые для экономики годы, - это факт, с которым не поспоришь.

Характерна оговорка Юрия Хардикова, который в одном своем недавнем интервью, рассуждая о положении дел в энергосистеме соседнего региона, заметил: «Беспощадно отключают должников, и губернатор это поддерживает». После чего г-н Хардиков выразил надежду, что аналогичную позицию займет и новосибирский губернатор. В том числе - и в отношении должников бюджетных (а это и школы, и поликлиники, и больницы; сюда же - объекты горводоканала; были в Сибири прецеденты отключения за долги предприятий городского электротранспорта - трамваев, троллейбусов).

Бюджетные долги Новосибирска перед энергетиками и роль местной власти, оказавшейся, по сути, в заложниках и разрывающейся перед выбором: платить зарплату учителям или готовиться к зиме, - это тема отдельного большого разговора. Но правда то, что многое сейчас действительно будет зависеть от позиции администрации области. В позиции, которую занимает губернатор Виктор Толоконский, без труда просматривается не столько политический, сколько здравый смысл: нельзя ставить на карту благополучие области и третьего в России по величине города. Энергетику, как и село, лето кормит. Сейчас вовсю идет подготовка к новому отопительному сезону, а развернувшаяся борьба может полностью парализовать начавшуюся работу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: