Новосибирск 7.7 °C

От Алтая до Салехарда

04.05.2001 00:00:00

 Западно-Сибирское речное пароходство, обслуживающее речные перевозки по Оби от Алтая до Салехарда, трижды становилось лауреатом конкурса «За успешное развитие бизнеса в Сибири», имеет официальный статус «Надежный партнер». О том, чего ждут речники от предстоящего судоходного сезона, какие перспективы для себя видят, корреспондент «ВН» расспрашивал первого заместителя генерального директора ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» Владимира Макарова.

- Владимир Николаевич, были годы, когда пароходство испытывало большие проблемы: грузооборот падал, клиенты уходили, работники увольнялись, предприятие несло убытки. В последнее время экономика оживилась. Надо полагать, этот факт положительно сказался и на речных перевозках?

- Да, конечно. Перспективы на предстоящую навигацию куда более радужные, чем раньше. В этом году нам впервые удалось заключить договоры с клиентами на условиях предоплаты. Благодаря этому смогли отремонтировать флот, купить топливо. На сегодняшний день контракты уже заключены на перевозку более 3,5 миллионов тонн грузов. Львиная их доля приходится на второй квартал, то есть май и июнь. Все клиенты стремятся перевезти груз именно в это время, потому что, во-первых, это период большой воды, во-вторых, в мае-июне начинаются все ремонтные и строительные работы. Сейчас мы даже вынуждены отказывать вновь обратившимся клиентам, так как на второй квартал загружены полностью. Если все пойдет по планам, повысим зарплату речникам. Сейчас средний заработок в пароходстве составляет 2280 рублей в месяц. Надеемся увеличить его до 3200 рублей. Регулярно платим текущие налоги и стараемся погасить недоимку прошлых лет.

- Кто является основными вашими клиентами и каков характер грузов?

- В числе заказчиков выступают, как правило, крупные нефтяные и газовые компании, а также администрации Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Возим преимущественно строительные грузы - щебень, песок, гравий в города Тюменского Севера - Нижневартовск, Октябрьск, Сургут, Нефте-

юганск. Там постоянно открываются новые месторождения полезных ископаемых, их нужно обустраивать, подводить к ним дороги.

- По каким принципам вы строите отношения с клиентами?

- Основной наш принцип - гибкая, сбалансированная ценовая политика. Клиенту выгодно перевозить большие объемы грузов у нас, так как чем больше, тем дешевле. Опять же, конкуренция делает свое дело. Есть немало мест, где, кроме речного сообщения, проходит железная дорога. Да и на реке имеются другие перевозчики. Одних только мелких судовладельцев - 600. Чтобы конкурировать, например, с железной дорогой, мы держим более умеренный уровень тарифов. Ну и главное - неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств.

- А пассажирскими перевозками будете заниматься?

- Пассажирские рейсы из Новосибирска вниз по Оби начнутся примерно с 10 мая. Теплоходы «Восход» вместимостью 65 человек будут курсировать через день. По воде из Новосибирска летом можно добраться до Томска, Каргаска, Колпашева, Нижневартовска.

- Пригородные речные перевозки в этом году подорожали на тридцать процентов. По карману ли окажутся новосибирцам дальние речные путешествия?

- Билет от Новосибирска до Нижневартовска будет стоить не дороже 1200 рублей. Это в полтора раза дешевле, чем на самолет. Время в пути - двое суток. Возможно, бизнесмен, для которого время - деньги, полетит самолетом, но пенсионер или человек со средним достатком наверняка предпочтет теплоход.

- Некоторое время назад у сибиряков были популярны речные круизы. Круизные теплоходы ходили от Новосибирского речного порта до Тобольска, Салехарда. В каком положении сейчас речной туризм?

- Пароходство имеет два круизных теплохода - «Виктор Гашков» и «Михаил Калинин». «Калинин» уже несколько лет служит плавучим детским лагерем для детей речников. «Гашков» работает в районе Ханты-Мансийска, обслуживает тамошних туристов. Есть одно заманчивое предложение от немецкой фирмы: иностранные туристы приезжают в Новосибирск, здесь садятся на теплоход, путешествуют по Оби до Тобольска, там садятся в поезд и едут обратно. Для того, чтобы осуществить этот проект, нужно вложить порядка 10 миллионов рублей в ремонт одного из теплоходов. Сейчас ищем инвесторов.

- Увеличение потока грузов как-то сказалось на вашей работе? Возможно, выявились новые проблемы, требующие решения?

- Основных проблем выявилось две. Первая - нехватка несамоходного флота, то есть барж. Из года в год мы выделяли баржи в аренду Новосибирскому речному порту. В этом году сказали, мол, извините, самим не хватает. Вторая - поддержание на реке необходимых для судоходства условий. В настоящее время тяжелые буксиры-толкачи типа ОТ-2000, способные вести составы барж весом до 18 тысяч тонн, пассажирские теплоходы класса «Метеор» могут ходить по реке только два месяца в году - май и июнь. Потом для них наступает мелководье. Это, во-первых, убыточно. Во-вторых, вызывает возмущение плавсостава - что это такое, в самом деле, работать два месяца в год?! С плавсоставом мы проблему решили. Сделали один экипаж на два теплохода. Первую половину навигации экипаж ходит на ОТ-2000, потом пересаживается на более легкий толкач РТ-600.

Но это частичный выход. Необходимо вести дноуглубительные работы. Раньше их проводило Бассейновое управление путей. Уже пять лет оно этим не занимается - нет денег. В этом году, возможно, дело сдвинется с мертвой точки, так как три крупнейшие судовые компании - пароходство, Новосибирский речпорт и Томская судовая компания - договорились выделить путейцам топливо, чтобы они все-таки провели дноуглубительные работы.

Теперь о несамоходном флоте. В идеале, в дополнение к имеющемуся арсеналу, нам неплохо иметь еще штук тридцать барж грузоподъемностью 3 тысячи тонн. У нас есть три мощных предприятия, в принципе способных обеспечить пароходство несамоходным флотом - Новосибирская, Моряковская и Барнаульская ремонтно-эксплуатационные базы. В этом году мы планируем вложить в ремонт порядка 15 миллионов рублей.

- Сколько стоит строительство одной баржи-трехтысячницы?

- Двадцать миллионов рублей.

- Баржа без буксира - просто корыто. Каково положение самоходного флота?

- Теплоходов пока хватает. В этом году расконсервировали восемь ОТ-2000. Они несколько лет не эксплуатировались, так как грузооборот был невелик. В целом же основные фонды пароходства изношены на 50 процентов. Мы ведь до 2000 года ничего не приобретали. Проедали «жир», накопленный в «годы советской власти». Но сейчас, если не будем вкладывать средства в ремонт и модернизацию, ничего хорошего не добьемся.

- Многих, кто интересуется экономикой Новосибирской области, волнует судьба Ташаринской пристани. Раньше там был крупный лесоперевалочный участок. Потом лесная промышленность пришла в упадок, и Ташаринская лесоперевалка «загнулась». Что там сейчас?

- В 1997 году Западно-Сибирское пароходство совместно с предприятием Сибпромдоржелтранс решило создать там участок пароходства по приему грузов с железной дороги на воду. Сейчас в Ташаре действует специализированный причал для нефтепродуктов, вводится в эксплуатацию третий портальный кран. Работают 100 человек от пароходства и 85 от железной дороги. Думаю, введение в эксплуатацию Ташаринского грузового участка сыграло положительную роль и для Новосибирска, и для Ташары. В Новосибирске от этого выиграла экология. В Ташаре отчасти решилась проблема безработицы, кстати, стоящая на селе очень остро.

- Последний вопрос, Владимир Николаевич. Ваши прогнозы на предстоящую навигацию: сработаете вы с прибылью, с убытком, лучше или хуже, чем в прошлом году?

- Сработаем с прибылью и лучше, чем в прошлом году. В прошлом году мы получили дохода 4 миллиона рублей. В этом планируем получить шесть. Это нормально для транспортной отрасли, такой, как наша. С выводом на полную мощность Ташаринского грузоперевалочного участка, думаю, прибыли будет еще больше. В нынешнем году на ташаринских площадках планируется переработать более 700 тысяч тонн грузов. В следующем - уже миллион.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: