Олег Гонжаров о музыке, о политике и о себе
Фото Сергея ПЕРМИНА |
Известие о том, что бывший депутат Государственной думы Олег Гонжаров, человек в новосибирской политике весьма заметный, написал... симфонию, - многих удивило. Многих, но не тех, кто хорошо знал Олега Гонжарова. Не так давно, уезжая на работу в столицу, Олег Павлович попрощался с новосибирскими журналистами и подарил всем компакт-диски со своим музыкальным произведением.
Какое оно? Некогда певший в нашем оперном театре Владимир Огнев - ныне солист Московского государственного театра «Геликон-Опера» - написал об этом так: «Прекрасные мелодии новой для музыкального мира симфонии «Сорок первый год».
А вот что сказал об этом сам Олег Гонжаров:
- 2000-й год был для меня нелегким. Выборы в жизни, конечно, не главное, но поражение в любом случае отражается на жизни. Со всех точек зрения... Я оставался в Новосибирске, работал над собранием сочинений. Предложений мне никаких не было, а сам я напрашиваться ни к кому не стал, хотя мне казалось предпочтительнее работать в Новосибирске, чем в столице.
- Значит, музыка появилась в межсезонье?
- На самом деле я еще в 70-е годы писал небольшие музыкальные произведения - для жены и для друзей. Это были небольшие пьесы. В музыкальной школе я, кстати, не учился, но в ГДР, где тогда служил отец, у меня были очень хорошие педагоги и замечательное пианино. В студенческие годы я был частым гостем в оперном театре, в филармонии. Тогда собрал коллекцию пластинок более тысячи штук: в основном классика. Помню, что с Сахалина, где работал в стройотряде, привез пару сотен пластинок, которые там были никому не нужны и практически ничего не стоили. Среди них были и «Аида», и «Отелло». Ну а больше всего я люблю фортепианные концерты Моцарта.
- Я часто бывал в Подмосковье, в местах самых тяжелых боев Великой Отечественной войны, и как-то сама собой появилась мысль написать симфонию памяти наших солдат и тех, кто ковал победу в тылу. Название пришло сразу же: «Сорок первый год». И сразу же пришли строки посвящения: «Героическим защитникам Бреста и Смоленска, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы, всем советским людям, кто в суровом 1941 году до конца исполнил свой долг перед Отечеством и не потерял Надежды на победный исход войны».
Работал я на компьютере с музыкальными редакторами по четырнадцать-шестнадцать часов в сутки. Спать ложился обычно в три-четыре часа утра. Первая часть «Последний рубеж» далась мне очень нелегко, и я с мая по октябрь взял тайм-аут. А остальные части - «Будет и на нашей улице праздник», «Тревожная осень 41-го года» и «Надежда» - я закончил к декабрю.
- Но сочинить - мало, нужно ведь еще и записать, а это очень непросто.
- Не зря говорится: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Мне очень помогли друзья - и в Москве, и в Новосибирске. Очень помог председатель совета директоров ОАО «Сибиар» Владимир Казачанский. Диск записал известный дирижер Константин Кримец с Московским международным симфоническим оркестром «Глобалис». Запись провели в «Тон-студии» «Мосфильма». Я очень благодарен музыкантам, которые поняли мою идею и мастерски претворили ее в жизнь.
- А каковы ваши дальнейшие жизненные планы?
- По гороскопу я - Рыбы. Значит, либо - на гребне волны, либо - в глубину. Сейчас я выбрал второе. Работаю в межфракционном депутатском объединении «Энергетический клуб». В его аппарате мне придется заниматься и организационной работой, и вопросами законодательной деятельности. Возглавляет «Энергетический клуб» Виктор Степанович Черномырдин: недавно мы с ним встречались, все обсудили.
- Напоследок все-таки о музыке. Скажите, Олег Павлович, вы надеетесь, что ваши симфонии когда-нибудь сыграют в Новосибирске?
- Я мечтаю об этом!