Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Хотя НГАВТ расположена не на берегу Оби, это вуз с видом на реку

16.05.2001
Пятнадцатого мая 1951 года приказом министра речного флота РСФСР в Новосибирске был образован Институт инженеров водного транспорта.Тогда, 50 лет назад, в институте было три факультета и около 350 студентов. За полвека институт превратился в крупное современное учебное заведение. Сегодня это единственный вуз в восточных районах России, который готовит квалифицированных специалистов по всем направлениям отрасли.

Пятнадцатого мая 1951 года приказом министра речного флота РСФСР в Новосибирске был образован Институт инженеров водного транспорта. Тогда, 50 лет назад, в институте было три факультета и около 350 студентов. Вуз располагал девятью аудиториями, вмещавшими всего по 25 человек каждая. А для лабораторий и учебных мастерских использовались первый этаж и подвал жилого дома. За полвека институт превратился в крупное современное учебное заведение. Сегодня это единственный вуз в восточных районах России, который готовит квалифицированных специалистов по всем направлениям отрасли. В 1994 году институт получил статус академии. За годы своего существования НИИВТ-НГАВТ выпустил свыше 24 тысяч специалистов.

Золотые кадры академии

 На торжествах, посвященных 50-летию НГАВТа, гостей будут принимать ветераны, заслуженные деятели науки, работники высшей школы, отдавшие работе в вузе не один десяток лет, награжденные знаками отличия за вклад в развитие водного транспорта в целом и вуза, в частности.

В академии работают четыре профессора, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»: советник ректора, академик, доктор технических наук профессор Олег Лебедев; первый проректор, доктор технических наук, академик, профессор Венедикт Зачесов; профессор кафедры, доктор технических наук, академик Владимир Дегтярев; заведующий кафедрой, доктор экономических наук профессор Ян Черкасский.

Пять членов профессорско-преподавательского состава награждены знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Среди них декан судомеханического факультета профессор Дмитрий Лезин, автор 104 научных публикаций; заведующий кафедрой гидротехнического факультета доктор технических наук Владимир Ботвинков; профессор Анатолий Суханов; заведующий кафедрой философии и права Геннадий Лихачев; заведующий кафедрой факультета «Управление на водном транспорте» Александр Овсянников.

Еще пять педагогов НГАВТа в честь 50-летия академии получили знак «Почетный работник транспорта Российский Федерации». Это заведующий кафедрой судомеханического факультета Георгий Егоров, декан гидротехнического факультета Анатолий Кабанов, проректор по научной работе Николай Яичников, проректор по экономике Анатолий Клопотной, декан судоводительского факультета Валерий Саленек.

Престиж вуза определяется научной деятельностью его сотрудников

Учебная лаборатория управления транспортным процессом

 Регулярную научную деятельность НИИВТ ведет с 1956 года. За 50 лет здесь выполнено более 1700 научно-исследовательских разработок. По результатам научных исследований сотрудниками академии опубликованы 36 монографий, 260 сборников статей, создано 140 изобретений, получено 133 авторских свидетельства и 19 патентов. Девять экспонатов академии были удостоены дипломов и медалей ВДНХ СССР, 15 авторов работ награждены медалями выставки.

Начало научной деятельности НИИВТа совпало с процессом перевода паровых речных судов на жидкое топливо (мазут). В связи с этим возникла проблема. Из-за неправильной доставки и хранения топлива на суда попадал сильно обводненный мазут, что приводило к выходу из строя частей двигателей. Изменить ситуацию можно было двумя способами: улучшить качество топлива или модернизировать двигатели. Первое оказалось невозможным. Тогда в НИИВТе были выполнены лабораторные исследования паромеханических форсунок, которые и выходили из строя при работе на некачественном топливе. В результате исследований удалось добиться такой регулировки форсунок, которая позволила улучшить качество сжигания обводненного мазута. Это была одна из первых научных задач, успешно решенных научно-исследовательским коллективом НИИВТа.

В 1964 году институт был утвержден головным по двум проблемам речного транспорта: судовождение и транспортное освоение малых рек. Под эти исследования были открыты две лаборатории: гидромеханики судна и судовождения, а также лаборатория малых рек. В 1965 и 1968 годах по данным темам были защищены первые в НИИВТе диссертации.

Единственный в отрасли опытовый бассейн для испытания судов и составов на моделях
 В период с 1968 по 1976 год в институте создается вычислительный центр пароходств восточных бассейнов, вводятся в эксплуатацию опытовый и циркуляционный бассейны, русловой ангар, лаборатория испытания автосцепов.

Укрепление материально-технической базы позволило ученым НИИВТа разработать и внедрить ряд открытий, значительно поднявших научный престиж института и попавших на страницы Большой Советской Энциклопедии, как-то: изгибаемые составы, теория и методика проектирования берегозащитных сооружений, способ оценки влияния дноуглубления на окружающую среду. В эти же годы были развернуты работы по транспортному освоению малых рек Сибири.

Период с 1976 по 1985 год характерен бурным развитием районов Сибири и северо-востока страны. НИИВТу были поручены следующие задачи: улучшение эксплуатации транспортных средств, планирование и рационализация грузопотоков; поиск новых эффективных форм организации работы флота; улучшение структуры флота путем пополнения его оптимальными типами судов; увеличение провозной способности за счет улучшения судоходных условий и продления периода навигации; совершенствование способов перевозки грузов, позволяющее резко сократить потребность в людских ресурсах и потери при перегрузке; координация взаимодействия речного транспорта со смежными видами транспорта; совершенствование технико-эксплуатационных качеств судов речного флота.

В ходе выполнения поставленных правительством задач были обследованы двадцать рек сибирского бассейна, ранее не используемых для судоходства, общей протяженностью более двух тысяч километров. Экономический эффект использования этих рек в качестве транспортных путей составил в тогдашних ценах более 15 миллионов рублей. Одновременно с этими работами в НИИВТе разработали проекты оптимального использования флота Обь-Иртышского, Ленского, Западно-Сибирского пароходств.

Спортивный комплекс академии
 Специалисты кафедры механизации и организации перегрузочных работ разработали и внедрили транспортно-технологические системы, которые обеспечили повышение производительности труда от 1,5 до 4,3 раза. В 1991 году авторский коллектив был удостоен Государственной премии Совета Министров РСФСР. За создание и внедрение изгибаемых составов, которые показали свою эффективность на реках с извилистым и стесненным фарватером, авторский коллектив НИИВТа также получил Государственную премию.

В период с 1990 по 2000 год докторские диссертации защитили 28 научных сотрудников НГАВТа. Кандидатские - 51 человек. За эти же годы написано и опубликовано 27 монографий и 38 сборников научных трудов.

Сейчас ученые академии развернули работы по обеспечению безопасной эксплуатации причальных сооружений речных портов; по поддержанию в рабочем состоянии судовых и портовых энергетических установок; по обеспечению экологической безопасности работы речного транспорта. Особое место занимают исследования по выработке теории развития речного транспорта в современных экономических условиях.

Сколько корней у древа познания под названием «НГАВТ»?

 Сегодняшняя академия водного транспорта - это семь факультетов: управление на водном транспорте, судомеханический, гидротехнический, электромеханический, судоводительский, заочный и довузовской подготовки. Обучение ведется по 14 специальностям высшего профессионального образования, 11 специальностям послевузовского образования, 6 специальностям дополнительного образования. Филиалы академии действуют в Омске, Тобольске, Томске, Красноярске, Якутске, Хабаровске. Академия имеет 10 представительств: в Тюмени, Семипалатинске, Иркутске, Усть-Куте, Киренске, Подтесово, Дудинке, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре, Находке.

Академия стремится стать университетом

 В перспективах развития НГАВТа открытие новых специальностей. На рынке труда требуются менеджеры, маркетологи, логистики. Ректорат вуза добился того, что в учебных планах эти дисциплины есть. Планируется открытие специальности по управлению автотранспортом, ряд специальностей, связанных с экологией.

К первому сентября 2001 года администрация академии рассчитывает осуществить проект «Объединение компьютеров НГАВТ в единое информационное пространство с выходом в Интернет».

Приоритетным направлением своей работы ректорат вуза считает усилия по защите на звание университета. Профессора и преподаватели уверены, что в ближайшем будущем в Новосибирске появится университет водного транспорта.

Резонанс
Новости
Второй тур группового этапа ЧМ продолжается в России. Вечером в пятницу и в предстоящие выходные на поле выйдут такие команды, как сборные Бразилии, Германии, Англии, Исландии и Бельгии. Матчи покажут в прямом эфире «Первый канал» и «Матч ТВ», также все игры можно будет посмотреть в записи.

23.06.2018
Сразу пять салютов прогремят в Новосибирске в воскресенье, 24 июня. Где и во сколько смотреть праздничные салюты в День города-2018? Самый долгий 45-минутный салют – это шоу фейерверков в парке «Городское начало» на Михайловской набережной в честь 125-летия Новосибирска.

21.06.2018
Табу на продажу спиртных напитков в воскресенье, 24 июня, действует не во всем Новосибирске, а лишь в пределах тех площадок, где проходит празднование Дня города 2018. В барах и ресторанах центра города продажа алкогольных напитков разрешается, но выносить их на улицу строго запрещено. Ограничения коснутся продажи даже безалкогольных напитков в стеклянной таре.

В День города-2018 мы празднуем 125-летие Новосибирска. Почему? Потому что мы так договорились. Это дата общественного согласия, которая прочно устоялась в массовом сознании и стала официальной. Хотя историкам известны альтернативные даты, которые вполне могли бы претендовать на статус момента основания города. Ведь люди жили на месте Новосибирска очень давно.

Патриоты Новосибирска негласно именуют город «столицей Сибири». Скептикам мозолят глаза приметы его провинциальности: «Большая Караганда»... Как и почему жители Новосибирска и приезжие определяют негласный статус города, и какой вердикт вынесли Новосибирску собеседники, опрошенные корреспондентом? Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2017 год».
Митю Фомина называют «талантливым и красивым», Шуре припоминают отсутствие зубов и старые хиты, «Калинов мост» молодежь вообще не знает. Сразу несколько эпатажных звезд из Новосибирска выступают вечером 24 июня. На чей концерт в День города 2018 пойдут горожане, расспрашивала корреспондент VN.ru.

x^