О проблеме безбилетного проезда в пригородных поездах рассказывает заместитель исполнительного директора по пассажирской работе ОАО «Экспресс-пригород» Алла Михайловна Гриневич
1. Кто виноват?
Сезон в разгаре |
Пассажир в электричке, оказавшийся безбилетником, помня о том, что лучшая защита - нападение, кричал на ревизоров:
- Вы бы лучше навели порядок на дороге - вон, даже электрички старые!
Парадокс российской действительности в том, что проблема покупки новых поездов частично упирается и в самих пассажиров. Не всех, конечно, а только тех, кто желает путешествовать «на халяву».
А таких «халявщиков», как показывает практика, немало. В апреле ревизоры провели 17 рейдов (рейд - это работа усиленной бригады из 20 человек на каком-то направлении). Несмотря на то, что часть безбилетников уже при входе в вагон отсеивали, оштрафовано за время рейдов ни много ни мало 1300 человек - 33 тысячи почти украденных рублей вернули в кассу ревизоры. А ведь это только часть денег. Немалые суммы так и прошли мимо железной дороги.
А за счет чего тогда приобретать новые электрички?
С одной стороны, радуются железнодорожники, когда растут показатели ревизорской работы (в апреле 2000 года выявлено 9763 безбилетника, в том же месяце 2001 года - 16570). А с другой - айсберг виден все лучше - значит, масштабы проблемы проясняются, растут. Сколько их, реальных безбилетников?
2. Что делать?
Корни безбилетного проезда уходят в глубь наших огородных грядок. Только в России можно поехать за 120 км сажать морковь - там, где дали участок. Эту тему граждане активно мусолят в письменных жалобах, суть которых сводится к тому, что проезд в электропоездах от дома до грядок им кажется слишком дорогим. Это, увы, наше социально-историческое наследие, наш крест, нам его нести! Но из этого абсолютно не следует, что электрички сначала должны стать бесплатными, а потом и вовсе прекратить движение (нет средств - нет движения).
Чтобы этого не случилось, ревизоры выходят на линию. И, как они сами утверждают, основная задача - не штрафовать пассажира, а приучать его платить за проезд. И здесь пока наиболее оптимальны традиционные методы.
Перронный контроль: это когда контролеры в желтых жилетах перекрывают входы и выходы на станции, рейды ревизоров (о них уже говорилось).
Турникеты (как в метро) эффективны, но не везде. Хитрые граждане предпочитают брать билет до определенной зоны, а ехать дальше (приходится проводить повторную проверку), или на городском транспорте (особенно у кого бесплатный проезд) добираться до промежуточной станции, а оттуда начинать поездку на электропоезде...
Живой контроль пока все-таки предпочтительнее. Хотя, как показывает практика, безбилетник в России - это всерьез и надолго. Поэтому ревизорской службе придется брать на вооружение комплекс современных методов. Турникеты турникетами, но и о душе не мешает подумать. И теперь ревизорам помогают специалисты-психологи.
3. В роли громоотвода
Перронный контроль действует |
Однажды исполнительный директор ОАО «Экспресс-пригород» Кузьмин А.И. отправил всю нашу службу (всех без исключения, в том числе секретаря, водителей) в ревизорский рейд. Таким образом в 5.27 мы двинулись в южном направлении, чтобы все не понаслышке знали, как нелегок ревизорский хлеб.
Ведь ревизору приходится принимать на себя, как громоотводу, недовольство пассажиров ситуацией в стране. Справедливо или нет - но от этого никуда не денешься.
Правда, теперь ревизорам помогает профессиональный психолог. Его главная задача - научить наших работников избегать конфликтных ситуаций, искать выходы из них.
Хотя, конечно, не все в наших силах: некоторые безбилетники, особенно молодые да пьяные, весьма агрессивны. Серьезной проблемой стали бомжи, приспособившие электропоезда дальнего следования под места ночевок. Эта категория граждан, похоже, сегодня мало кого интересует. Если вокзал «Новосибирск-Главный» от них избавили, то вагоны электричек полностью очистить пока не удается.
А ведь, согласитесь, не очень приятное соседство - бомж в вагоне, который, само собой, едет еще и без билета.
4. Что делать, чтобы первая «Ласточка» не стала последней?
Новый комфортабельный электропоезд «Ласточка», о котором мы уже рассказывали читателям, сумел завоевать непререкаемый авторитет среди пассажиров. Отличные вагоны, классное обслуживание - об этом пассажиры с удовольствием пишут в книге отзывов. Лишь один паренек отметил, что «поезд крутой во всех отношениях», посетовал, что ему «водки не предоставили». Отсутствие водки - не беда, считают в ОАО «Экспресс-пригород». Главное, что пассажиры довольны, да и ревизорам забот меньше: в «Ласточке» безбилетников практически не бывает, потому что в каждом вагоне проводники.
Другое дело, что «Ласточка» в области - единственная, потому что стоит 51 миллион рублей. Если учесть, что за год убытков от безбилетного проезда набегает в три раза больше, то получается, что любители халявы ежегодно отбирают у остальных пассажиров по три таких «Ласточки».
Факты
На железнодорожных станциях Японии действует схема турникетов и карточек (подобно метро). Любопытно, что пассажир, оплативший проезд не до своей зоны, не сможет пройти через турникет и покинуть станцию.
***
По наблюдениям ревизоров, самыми дисциплинированными пассажирами являются пенсионеры.
***
В 2000 году убытки от безбилетного проезда в нашей области составили 159 миллионов рублей. Это означает, что около 30 процентов пассажиров не оплачивают проезд.