Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Кто «съедает» новую электричку?

18.05.2001
Корни безбилетного проезда уходят в глубь наших огородных грядок. Только в России можно поехать за 120 км сажать морковь - там, где дали участок...Это, увы, наше социально-историческое наследие, наш крест, нам его нести! Но из этого абсолютно не следует, что электрички сначала должны стать бесплатными, а потом и вовсе прекратить движение (нет средств - нет движения)...

 О проблеме безбилетного проезда в пригородных поездах рассказывает заместитель исполнительного директора по пассажирской работе ОАО «Экспресс-пригород» Алла Михайловна Гриневич

1. Кто виноват?

Сезон в разгаре

 Пассажир в электричке, оказавшийся безбилетником, помня о том, что лучшая защита - нападение, кричал на ревизоров:

- Вы бы лучше навели порядок на дороге - вон, даже электрички старые!

Парадокс российской действительности в том, что проблема покупки новых поездов частично упирается и в самих пассажиров. Не всех, конечно, а только тех, кто желает путешествовать «на халяву».

А таких «халявщиков», как показывает практика, немало. В апреле ревизоры провели 17 рейдов (рейд - это работа усиленной бригады из 20 человек на каком-то направлении). Несмотря на то, что часть безбилетников уже при входе в вагон отсеивали, оштрафовано за время рейдов ни много ни мало 1300 человек - 33 тысячи почти украденных рублей вернули в кассу ревизоры. А ведь это только часть денег. Немалые суммы так и прошли мимо железной дороги.

А за счет чего тогда приобретать новые электрички?

С одной стороны, радуются железнодорожники, когда растут показатели ревизорской работы (в апреле 2000 года выявлено 9763 безбилетника, в том же месяце 2001 года - 16570). А с другой - айсберг виден все лучше - значит, масштабы проблемы проясняются, растут. Сколько их, реальных безбилетников?

2. Что делать?

 Корни безбилетного проезда уходят в глубь наших огородных грядок. Только в России можно поехать за 120 км сажать морковь - там, где дали участок. Эту тему граждане активно мусолят в письменных жалобах, суть которых сводится к тому, что проезд в электропоездах от дома до грядок им кажется слишком дорогим. Это, увы, наше социально-историческое наследие, наш крест, нам его нести! Но из этого абсолютно не следует, что электрички сначала должны стать бесплатными, а потом и вовсе прекратить движение (нет средств - нет движения).

Чтобы этого не случилось, ревизоры выходят на линию. И, как они сами утверждают, основная задача - не штрафовать пассажира, а приучать его платить за проезд. И здесь пока наиболее оптимальны традиционные методы.

Перронный контроль: это когда контролеры в желтых жилетах перекрывают входы и выходы на станции, рейды ревизоров (о них уже говорилось).

Турникеты (как в метро) эффективны, но не везде. Хитрые граждане предпочитают брать билет до определенной зоны, а ехать дальше (приходится проводить повторную проверку), или на городском транспорте (особенно у кого бесплатный проезд) добираться до промежуточной станции, а оттуда начинать поездку на электропоезде...

Живой контроль пока все-таки предпочтительнее. Хотя, как показывает практика, безбилетник в России - это всерьез и надолго. Поэтому ревизорской службе придется брать на вооружение комплекс современных методов. Турникеты турникетами, но и о душе не мешает подумать. И теперь ревизорам помогают специалисты-психологи.

3. В роли громоотвода

Перронный контроль действует

 Однажды исполнительный директор ОАО «Экспресс-пригород» Кузьмин А.И. отправил всю нашу службу (всех без исключения, в том числе секретаря, водителей) в ревизорский рейд. Таким образом в 5.27 мы двинулись в южном направлении, чтобы все не понаслышке знали, как нелегок ревизорский хлеб.

Ведь ревизору приходится принимать на себя, как громоотводу, недовольство пассажиров ситуацией в стране. Справедливо или нет - но от этого никуда не денешься.

Правда, теперь ревизорам помогает профессиональный психолог. Его главная задача - научить наших работников избегать конфликтных ситуаций, искать выходы из них.

Хотя, конечно, не все в наших силах: некоторые безбилетники, особенно молодые да пьяные, весьма агрессивны. Серьезной проблемой стали бомжи, приспособившие электропоезда дальнего следования под места ночевок. Эта категория граждан, похоже, сегодня мало кого интересует. Если вокзал «Новосибирск-Главный» от них избавили, то вагоны электричек полностью очистить пока не удается.

А ведь, согласитесь, не очень приятное соседство - бомж в вагоне, который, само собой, едет еще и без билета.

4. Что делать, чтобы первая «Ласточка» не стала последней?

 Новый комфортабельный электропоезд «Ласточка», о котором мы уже рассказывали читателям, сумел завоевать непререкаемый авторитет среди пассажиров. Отличные вагоны, классное обслуживание - об этом пассажиры с удовольствием пишут в книге отзывов. Лишь один паренек отметил, что «поезд крутой во всех отношениях», посетовал, что ему «водки не предоставили». Отсутствие водки - не беда, считают в ОАО «Экспресс-пригород». Главное, что пассажиры довольны, да и ревизорам забот меньше: в «Ласточке» безбилетников практически не бывает, потому что в каждом вагоне проводники.

Другое дело, что «Ласточка» в области - единственная, потому что стоит 51 миллион рублей. Если учесть, что за год убытков от безбилетного проезда набегает в три раза больше, то получается, что любители халявы ежегодно отбирают у остальных пассажиров по три таких «Ласточки».

Факты

 На железнодорожных станциях Японии действует схема турникетов и карточек (подобно метро). Любопытно, что пассажир, оплативший проезд не до своей зоны, не сможет пройти через турникет и покинуть станцию.

***

По наблюдениям ревизоров, самыми дисциплинированными пассажирами являются пенсионеры.

***

В 2000 году убытки от безбилетного проезда в нашей области составили 159 миллионов рублей. Это означает, что около 30 процентов пассажиров не оплачивают проезд.

Резонанс
Новости
Губернатор Андрей Травников объявил, что министром науки и инновационной политики назначен Алексей Васильев. Официальное представление нового министра состоялось на оперативном совещании в правительстве Новосибирской области 19 ноября.
«Злые снеговики» прервали серию из шести поражений в матче с хабаровским «Амуром». В серии послематчевых бросков – счет 2:1 в пользу «Сибири». Радость болельщиков омрачила травма защитника команды Олега Пигановича, из-за которой он выбыл на три недели.
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
420 из 665 школьных маршрутов необходимо привести в нормативное состояние, отремонтировать дороги, ведущие к районным больницам. На заседании совета по выполнению указа Президента РФ губернатор Андрей Травников выслушал доклады министров о реализации в области проектов «Безопасные и качественные дороги», «Академгородок 2.0», «Жилье и городская среда».
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

Бюст генералиссимусу не будет размещен на общественных территориях в связи с отказом худсовета. Его установят возле обкома КПРФ к 9 Мая 2019 года. «Долго обсуждали, но иного решения просто нет», – заявили члены инициативной группы во главе с Алексеем Денисюком, с 2016 года бьющиеся над установкой памятника.