Новосибирск 11.4 °C

«Коппелия» на сцене новосибирской оперы

21.05.2001 00:00:00

Величайшая из хореографических комедий
возрождается в варианте 1894 года

 В НГАТОиБ заканчивается работа над главной премьерой сезона, балетом Делиба «Коппелия». Премьера состоится 24 мая, под занавес сезона, который в этом году театр завершает раньше обычного из-за больших гастролей оперной и балетной трупп в Китае.

Новая постановка будет реконструкцией старого балета 1894 года - возрождением спектакля Мариинского театра, постановка которого была осуществлена Мариусом Петипа. На новосибирской сцене полностью восстанавливается хореография, декорации и костюмы.

Авторами реконструкции выступили хореограф-постановщик Сергей Вихарев (хореографический текст реставрирован на основе записей из театральной коллекции Гарвардского университета, США) и художник-постановщик Вячеслав Окунев (декорации и костюмы реконструированы по оригинальным эскизам и фотоматериалам из коллекций Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки). Изысканием архивных материалов занимался петербуржец, известный балетный критик и историк балета Павел Гершензон.

Возрождение «Коппелии» на новосибирской сцене - работа для театра знаковая. Реставрацией старых балетов театр декларирует аутентичность как часть своей художественной политики. Сегодня эта тенденция весьма популярна и имеет своих сторонников и оппонентов. Сторонники возрождения шедевров говорят о неприкосновенности образцов классического наследия, которые не могут быть ни исправлены, ни отредактированы, ни пополнены, а должны восстанавливаться на сцене при полном сохранении старинного оригинала. Противники реконструкций старых балетов, напротив, заявляют, что искусство балета, как и все прочее, не стоит на месте и нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

Поставивший на новосибирской сцене «Коппелию» Сергей Вихарев - известный мастер балетных реставраций, за реконструкцию «Спящей красавицы» Петипа удостоен «Золотой маски» прошлого года, и вопрос, быть или не быть аутентичности в балетном искусстве, для него не стоит:

- Это уже есть. Это пользуется спросом, это признано профессионалами, путь не всеми, но в обществе и не должно быть «все - как один». Аутентичность, как и пантомима, были абсолютно изъяты из нашей балетной культуры почти на весь прошлый век. И что? Весь XX век русского балета - это попытки усовершенствовать классику, сделать ее лучше, заставить развиваться искусство по законам диалектического материализма, в ногу со временем, с обществом. А оказалось, что не совсем так просто и прямо искусство шагает вверх. И чем дальше отрывались от шедевра-первоисточника, тем более спорными становились версии.

«Коппелия» - балет комедийный, а комедийных балетов, что примечательно, очень мало. К тому же это Делиб, музыка, удостоенная многих лестных слов, и Дж. Баланчин в свое время признал «Коппелию» величайшей из хореографических комедий в истории балета.

В спектакле занята практически вся труппа театра: он «густонаселен» различными персонажами (либретто создано на основе сказки Гофмана «Песочный человек»), в нем много характерных танцев, среди персонажей - люди и куклы, балет отмечен яркими дивертисментами.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: