Новосибирск 2.9 °C

Воздушный старожил

22.05.2001 00:00:00

45 лет - таков летный стаж командира Ту-154 Юрия Дьякова

Новосибирец Юрий Дьяков, летчик, командир корабля Ту-154, сотрудник авиакомпании «Сибирь», 13 мая 2001 года отметил 45-летие летного стажа. Юрий Федорович за свою карьеру налетал 22 тысячи часов и провел в воздухе в общей сложности три года. Такой летный стаж имеют единицы из тысяч.

И воздушные дороги не всегда бывают гладкими

 Первым местом работы Юрия Федоровича был аэропорт Северный. Первым самолетом - Ан-2, «кукурузник». Начались бесконечные командировки на Север, где только начиналось строительство городов нефтяников - Нижневартовска, Когалыма, Мегиона. Тогда это были не города, а всего лишь поселки геологов с маленькими, наспех построенными аэродромчиками. От Новосибирска до Сургута - 6 часов лету (сейчас менее двух часов). Скорость самолета - 180 километров в час. Кабина негерметичная, страшный холод, громоздкая, сковывающая движения меховая одежда. Была еще Средняя Азия, сельскохозяйственные работы, а именно - химическая обработка полей. А уж Новосибирскую область Юрий Дьяков облетел на «кукурузнике» вдоль и поперек.

Через семь лет работы на Ан-2 его пересадили на Ил-14. Это был грузовой самолет, выполнявший трассовые полеты с засекреченными грузами военных заводов.

Всего за 45 лет Юрий Дьяков освоил более девяти моделей самолетов. Самым любимым стал Ту-104. А полюбил его Дьяков «за норов». Летчики, прошедшие школу Ту-104, справятся с любой задачей, освоят любую машину, так как Ту-104 - самый сложный в управлении самолет гражданской авиации: «У него громадные посадочные скорости, сравнимые со скоростями современных истребителей. Чуть не выдержишь скоростной режим - либо сядешь до полосы, либо при взлете выкатишься за полосу». Потом появилась более современная модель - Ту-154. На нем Дьяков работает уже 23 года и 17 из них командиром корабля.

- А нештатные ситуации в вашей работе случались?

- Был как-то случай. Мы летели на Ил-14 спецрейсом Новосибирск-Владивосток. Недалеко от Иркутска отказал двигатель. Пришлось садиться в Нижнеудинске, это Иркутская область. В прошлом году перед самым Новосибирском в самолет ударил грозовой разряд. Вышел из строя один двигатель. Долетели на двух. Наши самолеты и на одном двигателе летают.

- Что вы испытывали в эти моменты?

Юрий Федорович пожимает плечами - мол, ничего особенного: «Главное - не впасть в панику. Все остальное - по инструкции. Мы специально каждые три месяца отрабатываем разные нештатные ситуации на тренажерах».

За 45 лет Юрий Дьяков облетел весь бывший Советский Союз на несколько кругов. Особенно любил юг: Адлер, Симферополь, Одессу. Сейчас в Одессу, как и на Украину вообще, рейсов нет. Приятно было бывать в Баку и Ереване, но туда тоже теперь из Новосибирска не летают.

Летчик раскладывает на столе черно-белые, с узорчатыми краями фотографии - разные аэропорты, разные самолеты, разные времена, разные лица. Вот рядом с Дьяковым стоит председатель Совета Министров РСФСР Михаил Соломенцев. Фото датировано 1973 годом.

 - Я многих высокопоставленных чиновников возил, и областных, и рангом повыше. Меня часто посылали в командировки - столичных чиновников обслуживать. Можно было, перед «шишкой» выслужившись, квартиру в Москве получить или машину выпросить, - Юрий Федорович выдает «кремлевские тайны» эпохи Брежнева. - У них, у «шишек», тогда персональные самолеты были - переоборудованные Ил-14: уютная комфортабельная кабина, шикарное убранство салона, куча бытовой техники на борту.

Доверяли перевозку членов только лучшим летчикам. Выбирали самых красивых стюардесс. Перед каждым полетом особо инструктировали, самолет осматривали, помимо штатных техников, специальные люди. Команда сопровождения составляла 28 человек.

- Как относились к вам представители властной элиты?

- Соломенцев очень хорошо относился. Я думал, все начальники такие. Оказывается, нет. Муху, например, я возил бессчетное количество раз. За все эти годы он ни разу со мной не поздоровался. Смотрит в глаза, а выражение, как будто видит пустое место. Часто с Мухой летал Толоконский. Вот он всегда здоровался и улыбался. Драчевский - культурный, интеллигентный человек. Но и он, и Толоконский всегда ведут себя сдержанно. Так что, пообщаться не удавалось. Зато Иван Индинок в бытность свою губернатором любил посидеть в кабине, поговорить с нами.

Николай Крючков просился в кабину на перекур

 Артист Олег Табаков в свой последний приезд в Новосибирск дал Юрию Дьякову автограф прямо в салоне самолета. «Я вышел из кабины, а он сидел на переднем сиденьи, - рассказывает Дьяков. - Он мне сказал: «Товарищ командир, вы, наверное, уже очень долго работаете?» Я говорю: «Нисколько не меньше, чем вы». И, воспользовавшись случаем, попросил у него автограф».

Николай Крючков однажды попросился в кабину к Дьякову на перекур. Тогда в самолетах курить запрещалось. Крючков был заядлым курильщиком и вытерпеть без сигареты в течение нескольких часов не мог. «Командир, можно покурить», - Юрий Федорович вспоминает, что Крючков был уже в годах, говорил сиплым голосом. - Вообще-то, в кабину посторонних пускать нельзя. Но такого постороннего мы пустили».

Тридцать пачек «Беломора» в месяц на всю жизнь отбили желание курить

Основными предпосылками своей столь продолжительной летной карьеры Юрий Дьяков считает две: наследственность и спорт. Ведь главное в авиации - здоровье. В военном училище, которое он закончил в свое время, обязательным требованием был 3-й разряд по гимнастике. На экзаменах первой сдавали физкультуру. Потом все другие предметы.

- Предки у меня были очень могучими людьми. Отец с матерью прожили по 90 лет, родились еще в 70-х годах прошлого столетия. Братья отца, мои дядья, служили в знаменитом Семеновском полку, охраняли царя. В этот полк брали только самых здоровых и рослых. Точно так же, как сейчас выбирают солдат в президентский полк. Всю молодость я занимался десятиборьем. Два раза ездил на всесоюзные соревнования. Сейчас люблю лыжи, плавание, теннис.

- Ну, а питие, курение, прочие излишества?

- В училище нам выдавали по 30 пачек «Беломора» в месяц на человека. Этот «Беломор» на всю оставшуюся жизнь отбил у меня желание курить. Насчет пития - позволяю себе. Но только хорошие и дорогие спиртные напитки и только по праздникам.

Юрий Федорович сетует, что нынче молодежь пошла не та. Хилая. В 2000 году был набор в летную школу. Для Новосибирска выделили 10 мест. Так вот, в конечном итоге занятым оказалось только одно.

Летчик не должен сидеть на земле!

 Сегодняшнее положение отечественной авиации Дьякова удручает, как и многое другое в постреформенной России. Заработок российского летчика сегодня составляет 200 долларов. Для сравнения: в Швеции командир пассажирского лайнера получает порядка 15 тысяч долларов в месяц. Наши самолеты не котируются за рубежом, потому что сжигают в два раза больше горючего, чем западные. Поэтому даже страны бывшего соцлагеря отказываются покупать наши ТУ, предпочитая им «Боинги». Российские аэропорты пустуют, особенно зимой, потому что билет, к примеру, от Новосибирска до Москвы стоит 4.100 рублей при средней зарплате новосибирцев - две тысячи. Как следствие, меньше рейсов, летчики меньше летают, теряют квалификацию. А летчик не должен сидеть на земле, убежден Юрий Дьяков.

Тем не менее, без авиации России не обойтись. Это не какая-нибудь маленькая страна, которую можно объехать на велосипеде. От Петропавловска до Калининграда 14 тысяч километров! Потому, уверен Юрий Федорович, авиация у нас будет. Что касается родного Новосибирска: здесь откроется международный аэропорт - проекты уже имеются, будут новые самолеты. Недавно авиакомпания получила Ту-204 - лайнер нового поколения. Ну а опытные летчики здесь были всегда.

- Летать с нами можно! - сказал напоследок Юрий Дьяков.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: