Новосибирск 3.2 °C
  1. Амбиции
  2. НОВОСИБИРСК

Слепая девушка поверила в себя и, будем надеяться, станет журналистом

23.05.2001 00:00:00
Слепая девушка поверила в себя и, будем надеяться, станет журналистом
В прошлом году в НГУ стартовал проект «Доступное высшее образование для людей с физическими ограничениями здоровья». Тогда же многие местные СМИ сообщали о слепой девушке, поступившей в НГУ на отделение журналистики. Сегодня мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию первый журналистский опыт Светланы Васильевой, которая, собственно, и рассказывает о проекте, что называется, изнутри.

В прошлом году в НГУ стартовал проект «Доступное высшее образование для людей с физическими ограничениями здоровья». Тогда же многие местные СМИ сообщали о слепой девушке, поступившей в НГУ на отделение журналистики. Сегодня мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию первый журналистский опыт Светланы ВАСИЛЬЕВОЙ, которая, собственно, и рассказывает о проекте, что называется, изнутри. Текст приводится с небольшими сокращениями.

 С 1 марта 2000 года в Новосибирском университете осуществляется российско-американский проект «Доступное высшее образование в Сибири для людей с физическими ограничениями здоровья - реальность сегодняшнего дня».

Я постараюсь рассказать о проекте с позиций непосредственной участницы.

Немного истории. В начале 70-х годов группа американских студентов с различными физическими ограничениями сама для себя создала программу, дающую возможность получать высшее образование.

- Я и Роберт Метс закончили университет и были вовлечены в первую программу подобного рода в Америке, - рассказывает незрячий профессор биологии в университете в Беркли Дэннис Фантин. - Мы получили грант и сами себя приняли на работу. Нам знакомы все трудности, связанные с подобными проектами. Двадцать лет назад мы сами прошли через это, преодолевая множество препятствий.

- Мои права человека нарушались с детства, - вспоминает профессор экономики из Невады Роберт Метс, потерявший способность самостоятельно передвигаться после полиомиелита. - Меня поместили в класс для умственно отсталых детей, а я выполнял домашние задания своих друзей, обучающихся в обычной школе, чтобы доказать, что с моим интеллектом все в порядке. Благодаря моим усилиям и поддержке родителей, я победил в этой борьбе.

- Мы давно дружим с Робертом, - вспоминает Фантин. - Когда мы учились в Калифорнии, он ездил на тележке для гольфа, потому что инвалидная коляска была слишком широкой. Мы тогда создали с ним команду: Боб направлял, а я управлял тележкой, так мы и ездили на ней вдвоем.

...О том, что подобный проект начинает работать в Новосибирском государственном университете, мы с мамой узнали за неделю до подготовительных курсов. Школьный социолог убеждал меня не рассчитывать на высшее образование с моей справкой ВТЭК, но он же и рассказал мне об этой программе, услышав о ней по радио.

Центр по делам семьи и молодёжи города Минусинска, в котором я живу, отправил запрос в Новосибирск, и мы получили ответ от координатора проекта с российской стороны Светланы Ляпуновой с приглашением испытать свои силы.

Я очень сомневалась в своих возможностях, но мама была настроена оптимистично и сказала, что попытаться стоит. За оставшуюся неделю мы прошли медицинскую комиссию и собрали все учебники, которые нашли у знакомых и друзей, кое-что из литературы привезла в день нашего отъезда моя бывшая учительница.

В Новосибирске нас поселили в общежитие. Мы записались на десятидневные подготовительные курсы. Мама ходила со мной на лекции, потому что я не успевала записывать за преподавателями. После лекций мама читала мне вслух до двенадцати ночи, учила со мной стихотворения. За десять дней мы сделали то, что требовало нескольких месяцев.

Как-то перед экзаменом одна из абитуриенток задала мне вопрос по предмету. Вместо меня ответила мама. Мои новые подружки говорили смеясь: «Тетя Тамара, поступайте вместе с нами!» Во время экзаменов мама волновалась больше меня. Она хорошо знала, какой вопрос я знаю хуже других, и очень переживала, ожидая меня в коридоре. Экзамены закончились, из 15-ти возможных я набрала 13 баллов. Мы прочитали моё имя в списке зачисленных в университет.

Иногда я думаю, кто же из нас поступил в НГУ, я или мама?

Всего в рамках проекта поступало 35 человек с ограниченными возможностями, из них поступило 13, после зимней сессии продолжило обучение 12. Наибольшей популярностью пользовались гуманитарный и экономический факультеты.

Мне было очень страшно оставаться одной далеко от дома, но получение высшего образования всегда оставалось мечтой для меня. На вступительных экзаменах я уже познакомилась кое с кем из моих будущих одногруппников, среди которых оказалась еще одна участница проекта Инна Баталова, поэтому уже после нескольких дней пребывания в университете я полностью погрузилась в студенческую жизнь с ее поздними прогулками, разговорами, песнями. Для меня началась новая жизнь с радостями и трудностями.

За прошедший учебный год мне больше всего запомнились посвящение в студенты, совпавшее с моим днем рождения, и первая сессия, во время которой было выпито море кофе и объявлена война Морфею.

Первую неделю занятий ребята из группы часто подходили ко мне, интересуясь тем, как я пишу и читаю. Две одногруппницы даже выучили систему Брайля.

НГУ - престижное учебное заведение. Поступить сюда сложно, но вполне реально. Нужно верить в себя, в свои силы, не зацикливаться на своей болезни, потому что в большинстве случаев она не мешает работе интеллекта. Обычно родители боятся отпускать далеко даже здоровых детей, но я хочу заверить мам и пап будущих участников проекта, что в НГУ обучаются и работают замечательные корректные люди. Вероятно, в начале появление подобных студентов повергало их в недоумение, в шок, но сейчас, по-моему, они уже привыкли, очень доброжелательно настроены.

С российской стороны в проекте участвуют деятельные интересные и очень милые люди, о некоторых из которых можно смело писать художественные книги. Это руководитель проекта Екатерина Меркулова, координатор Светлана Ляпунова, директор областной специальной библиотеки для людей с нарушением зрения Юрий Лесневский, ответственный за довузовское вовлечение в проект школьников Евгений Алаев и ответственные за обучение в университете Наталья Дулепова и Елена Берус.

Работают они увлеченно, с большим интересом. Мы, участники проекта, которым они дали возможность жить полноценной жизнью, изъявляем им самую искреннюю благодарность и признательность. Здесь есть у кого поучиться, так что добро пожаловать в НГУ, будущие абитуриенты!

Действие проекта уже заканчивается, но при этом администрация университета полна решимости продолжать начатое дело. Что же сделано? В НГУ обучаются 12 студентов с различными физическими ограничениями здоровья. «Где же достижения? - спросите вы, - ведь такие студенты и раньше учились в университетах». Но это были либо специализированные заведения, либо исключения. Что касается проекта, то его уникальность заключается в том, что студенты с проблемами здоровья полностью интегрированы в студенческую среду, живут полнокровной студенческой жизнью, участвуют в ней. Да, возможно, они поступили бы в университет без проекта, но у них было бы слишком много трудностей.

В рамках проекта в НГУ создан технический адаптивный центр, в котором размещено специальное супердорогое оборудование для незрячих и слабовидящих: речевые синтезаторы, тактильные строки, брайлевский принтер, увеличительные лупы, диктофоны; закупили специальные компьютерные «мышки» для ребят с ДЦП. Если раньше незрячему студенту было сложно сдавать преподавателю объемные работы (приходилось просить кого-то переписывать), то теперь он может самостоятельно набрать реферат, курсовую работу или письмо на компьютере, распечатать на принтере и свободно пользоваться материалом.

Несмотря на то, что молодые люди, передвигающиеся на колясках, не поступили в этом году, их уже ждет специально оборудованная комната в общежитии, для них сделаны пандусы и переоборудованы туалеты на всей территории НГУ. У двух студенток есть персональные помощницы из числа одногруппниц, которые читают учебную литературу и помогают по мере необходимости.

- Около двадцати лет назад подобная программа распространилась по всей Америке. Россия не первая страна, в которой мы реализуем свой проект, - говорил Дэннис Фантин на пресс-конференции. - Я надеюсь, что НГУ - лишь начало этого большого дела и проект будет поддержан остальными вузами России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: