Новосибирск 4.9 °C

Как выжить микроавтобусу?

23.05.2001 00:00:00

 Новосибирск - один из очень немногих городов России, сохранивших даже в самые мрачные времена приватизации как муниципальные таксомоторные перевозки, так и оба ПАТП, которые ими занимались. В подавляющем большинстве областных центров, а также в столице и Петербурге «Волги» с шашечками были благополучно распроданы еще в эпоху Гайдара. Вслед за ними с молотка, нередко за бесценок, из муниципальной собственности уходили также здания и территории таксопарков.

Сегодня приватизационная эйфория почти повсеместно сменилась транспортным похмельем - и начался медленный и непростой процесс возрождения городского такси. Ставка при этом делается не только на чисто легковой транспорт в свободном полете (при нищете среднего россиянина та же «Волга» теперь «Мерседесом» кажется), но и на маршрутные перевозки на «Газелях», именуемых по-научному автобусами особо малого класса. Несмотря на столь уменьшительное название, эти юркие агрегатики помогли и помогают выживать многим экс-таксопаркам, а теперь, по существу, микроавтобусным предприятиям, которые повсеместно не только обходятся без муниципальных дотаций, но и исправно платят все причитающиеся бюджетные и прочие платежи.

Валерий Ильенко, директор ПАТП-5: «Сам процесс выживания можно трактовать по-разному. Можно, что называется, еле-еле сводить концы с концами: год, два, три... Но если при этом не развиваться, не обновлять подвижной состав - тем более в условиях сегодняшней суровой конкуренции с независимыми перевозчиками, - то неминуемо настанет момент, когда выживание сменится вымиранием».

Сегодня основной доход ПАТП-5 и ПАТП-6 приносят «Газели»-«маршрутки»: в одном предприятии их насчитывается 65 штук, в другом - 50. Их предшественники РАФы уже, в основном, развалились от старости. Есть, разумеется, и «Волги» с шашечками, но они большой финансовой погоды не делают - так, жидкий рублевый ручеек вместо полноводной денежной реки советских времен.

Валерий Ильенко: «Для нормальной работы предприятия необходимо иметь хотя бы 100-150 «Газелей». Новый микроавтобус обходится в 180-190 тысяч рублей - где их брать? Дотации - нереально, кредиты - недешево, да и возвращать их рано или поздно придется, а даже прошлый год и мы, и ПАТП-6 закончили с убытками. Сегодня наше предприятие организовало получение дополнительных доходов: оказываем услуги автомобилистам, сдаем в аренду площади, открыли продовольственный магазин и магазин запасных частей. Но чем дальше, тем больше возникает ощущение, что в одиночку каждое из ПАТП - и пятое, и шестое - не выживет...»

Скажу сразу - я не сторонник проводимых ныне нашей мэрией транспортных реформ по слияниям и присоединениям хвостов к носу. Слишком явственно во всех этих мероприятиях торчат уши тех, кому это может быть выгодно персонально, в то время как конкретная выгода для транспортников и тем более пассажиров или близка к нулю, или вообще идет с лихим знаком минус. К примеру, слили недавно ПАТП-8 и ПАТП-9 в единый организм: теперь вместо суммарных 135 тысяч рублей дневной выручки по прошлогоднему тарифу новый гибрид везет 120-125 тысяч по увеличенному на 20% тарифу этого года. Самая сильная команда профессионалов у руля, все условия для работы - но нет приема против известного тезиса, что один переезд равен как минимум двум пожарам.

Все это так. И тем не менее есть хорошая немецкая присказка о том, что исключение подтверждает правило. От цифр, которыми оперирует Валерий Ильенко, с ходу не отмахнуться: есть над чем подумать.

Валерий Ильенко: «В управлении пассажирских перевозок прорабатывались два варианта одной идеи: объединить автомобильный парк ПАТП-5 и ПАТП-6 на базе одного из хозяйств, а на базе второго создать муниципальный технический центр. По всем расчетам и по структуре самих ПАТП более выгодным вариантом является организация эксплуатации в ПАТП-5, а технического центра - в ПАТП-6. В этом случае дополнительный доход составит примерно 13 миллионов рублей в год, что позволит в течение трех лет практически полностью обновить подвижной состав, что невозможно при сохранении нынешней ситуации.

При этом мы можем и должны полностью перевести всех водителей и службу эксплуатации на новое место работы вместе с подвижным составом: все возможности для этого есть. А руководящая команда ПАТП-6 способна возглавить будущий технический центр и вместе с ремонтным персоналом создать действительно мощное специализированное предприятие. Таким образом, источников доходов и в том, и в другом хозяйстве хватит, чтобы сохранить для города оба ПАТП».

Впрочем, и предлагаемый вариант реформ не устраняет всех опасений касательно судьбы ПАТП-5 и ПАТП-6. Как известно, нашим приватизаторам от мэрии муниципальный палец в рот не клади - приватизируют в частную собственность вместе с конечностью. Допустим, сохранили мы одно ПАТП в качестве эксплуатационного: где гарантия, что второе, техническое, тут же не ухнет с молотка? За базу любого из хозяйств, что «пятерки», что «шестерки», иной коммерсант от автотехники, что называется, полжизни отдаст... Да и прецедент, что ни говори, есть: несчастное ПАТП-8, территория которого, по заявлению нашего транспортного вице-мэра, должна быть выведена из муниципального имущества.

Валерий Ильенко: «На мой взгляд, это вопрос решаемый - и контролируемый. Тем более что комитет по имуществу мэрии уже два раза пробовал провести приватизацию ПАТП-5, которое, по предлагаемому варианту, должно быть защищено как раз эксплуатационным статусом. О ПАТП-6 речь в этом контексте пока не шла - и дай Бог, как говорится... Сегодня все же главнее другое - не довести оба предприятия до той экономической черты, за которой уже точно придется продавать как минимум одно из них. Пока время для принятия взвешенного решения есть, но счетчик, что называется, уже включен».

Что ж, надо думать и решать - есть серьезные аргументы «за» и опасения «против».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: