Morta sua vivit. - Смертью своею живет. (лат.)
«Я крещу Вас в воде, в покаяние,
но Идущий за мной (Иисус) сильнее меня...
Он будет крестить Вас Духом Святым и огнем».
Новый Завет (3.11)
В редакцию газеты и на Печальный телефон Новосибирского крематория продолжают поступать звонки и письма с вопросами, советами, мнениями, пожеланиями... Строительство крематория волнует все слои населения, и, как выясняется, дело далеко не в экономической стороне вопроса. Согласно общероссийскому опросу, кремирование как вариант быстрой, безопасной для окружающих минерализации останков наиболее предпочтительно для 65% россиян.
Сегодня мы продолжаем публиковать ответы А.М. Кравчука, генерального директора Новосибирского крематория, на наиболее часто задаваемые вопросы.
***
***
Может ли семья наблюдать за процессом кремации тела их родственника?
Глеб Минкин, сварщик.
У нас предусмотрена такая услуга. После церемонии прощания родственники могут пройти в специальную комнату, примыкающую к залу печи, и через стекло наблюдать процесс загрузки гроба в печь. Семья может находиться в этой комнате до окончания кремации, и после охлаждения праха получить урну для последующего погребения.
В начале века в Америке разрешалось родственникам через специальный глазок в печи наблюдать за самим процессом горения тела. Но позднее это правило было отменено, поскольку у многих наблюдавших кремацию впоследствии возникали разные психологические комплексы. Дело в том, что вследствие высоких температур в начале кремации происходит резкое сокращение мускулов, разрыв сухожилий. Бывает, что сгибаются ноги в коленях, иногда наблюдается сгибание тела в пояснице - верхняя часть тела немного приподнимается. Такое происходит далеко не всегда. Я, например, во время своей стажировки в Чехии, Италии и Германии такого не видел. Но те, кому пришлось наблюдать шевеление тела в печи, потом получали сильный стресс. Они долго находились в шоке, поскольку им казалось, что в крематории сожгли их живого родственника. В России и СССР таких правил кремации никогда не было. Сегодня по инструкции в зале печей может находиться только обученный персонал.
В последнем номере «Вечерки» в качестве эпиграфа своего выступления вы взяли слова Святого Праведного Иоанна Кронштадтского: «Как дым от горящего дерева идет в воздух, так и душа из тела, предавшегося горению тления...» Но Иоанн Кронштадтский - православный святой. Значит ли это, что Православная церковь терпимо относится к сожжению умерших. Мне всегда казалось, что это не так.
Благодарю за вопрос. Признаюсь, этот же вопрос тревожил меня и моих коллег, когда мы начали развивать проект крематория. Мой заместитель - Л.Я. Резникова - женщина воцерквленная. Когда ей предложили занять эту должность, она пошла за советом в православный храм. «Рассматривайте эту работу как послушание» - такой совет она там получила. Но этого разъяснения нам было мало, и мы продолжали исследовать тему. Вот некоторые важные аргументы, которые нам удалось собрать.
Отдельные религиозные культы, существовавшие в истории человечества, попеременно запрещали кремацию, терпели ее, разрешали или предписывали. Подобное различное отношение к кремации имеют отдельные народы и до сих пор. И в этом нет ничего противоестественного: каждый имеет право выбирать приемлемый для себя вид погребения. Римско-католическая церковь, например, почти повсеместно благосклонно относится к кремации, не препятствует своим духовным лицам в участии на похоронных обрядах в крематориях. Аналогично теперь поступает и Русская православная церковь.
Члены Священного синода не имеют принципиальных возражений против кремации. Об этом они открыто выступали не раз в средствах массовой информации. Немаловажным является факт признания кремации православной церковью в лице Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, сделанного несколько лет назад. В 1994 году Синод Русской православной церкви рассмотрел этот вопрос, и с тех пор заупокойные молебны служат в крематориях России.
Замечу, ни один христианский собор или канон не запрещает кремацию, поэтому противники кремации, с позиций церкви, не правы и по сути, и по форме. Однозначно говорить о несовместимости кремации и православия нельзя. Судите сами. В древнееврейском тексте Библии, например, слово, которое обозначает то, во что превратится человек после смерти, звучит «афар», и в точном переводе означает «пепел», но никак - не земля. Теперь еще об одном месте из Библии - о воскрешении мертвых. Даже самый религиозный человек понимает, что до Страшного суда от его трупа в земле останутся только одни косточки. Если это не мешает верить в воскрешение мертвых, то по аналогии можно верить и в воскрешение из пепла. И ещё: зададим вопрос: а многие святые мученики, защитники христианства, которые были сожжены на костре, - разве их тела не воскреснут?
Теперь о самом процессе тления. Попробуйте сунуть руку в середину компостной кучи на своем дачном участке - получите ожог. Нередко компост даже самовоспламеняется. По этой же причине часто горит торф. Гниение есть ни что иное, как медленное горение. А кремация - это огненное тление. Что происходит с телом в земной толще - оно тлеет, т. е. медленно горит. Тление - это выделение тепла без искр и видимого огня. Необходимо понять, что между тлением в земле и сжиганием в крематории нет разницы, кроме времени процесса - в земле процесс испепеления происходит примерно за 15 лет, а в печи крематория за час-полтора.
Именно поэтому многие мыслители человечества считают кремацию более достойным процессом, чем самовольное биологическое разложение в почве. Что же касается могильного холма на кладбище, который так дорог русскому человеку, то кремация не исключает захоронение урны с прахом в могилу с холмиком, цветником и памятником.
Марианна Хлебкова, учащаяся 8 класса
Мне приходилось слышать такой недоуменный вопрос. Могу сказать, что кремация - это не погребение и это не церемония прощания. Кремация - это процесс ускоренной минерализации останков человека: вместо 25-50 лет - один час. Кремация - это способ уменьшения биомассы человеческого тела, который проходит под действием высоких температур - 900°С и пламени огня.
К огненному тлению прибегают по разным причинам. Часто это необходимо по санитарным и экологическим требованиям, когда, например, нельзя допустить заражения грунтовых вод, водоемов, распространения инфекций, которыми при жизни страдал умерший, - СПИД, туберкулез, менингит, оспа.
Бывает, что необходимость кремации диктуют религиозные соображения. Целый ряд религиозных учений не приемлет погребение в землю. Например, в буддизме считают, что нужно как можно скорее избавить душу умершего от его тлетворной прижизненной оболочки, чтобы она скорее соединилась с вселенским духом - Нирваной.
В России люди в основном православные. И хотя до недавнего времени православие, как и христианство в целом (католицизм, протестантизм), воздерживались от рекомендаций своим прихожанам кремировать тела их умерших родственников, все же подавляющее большинство населения России, как свидетельствуют общероссийские опросы, - 65%, не возражали бы или хотели бы, чтобы их тела после смерти были кремированы.
Есть и социально-психологические причины для такого отношения к кремации. Большая прослойка населения - 20% россиян, живет ниже черты бедности. Еще 50% располагает только минимумом для проживания. Поскольку кремация дешевле на 30-40%, чем похороны в землю, предпочтение отдается кремации. Люди не хотят становиться обузой для семьи в скорбные минуты своей смерти. Один ветеран войны написал в своем волеизъявлении, которое направил нам: «Мне стыдно, что при жизни я не смог обеспечить нормального финансового положения в своей семье. Не могу, не имею права рассчитывать на то, что семья в день моей смерти понесет дополнительные затраты. Хочу, чтобы меня кремировали».
Есть и эмоционально-психические причины, по которым люди хотят быть кремированными. Некоторые испытывают отвращение от самой мысли, что после смерти их тело, которое они всю жизнь холили, тренировали, лечили, кормили, будет лежать и гнить в сырой земле, по нему будут ползать черви и жуки. Такой конец их страшит, неприятие вызывают натуралистические ощущения и эстетическое неудовольствие, и потому эти люди непременно хотят избежать такой кончины. А это позволяет сделать кремация.
Для других предпочтительнее, если их прах будет развеян над полем или водной гладью, чтобы ничего вообще не осталось от их тела. Вот какую запись мы получили в книге мнений, которая лежала на нашем стенде на прошедшей на прошлой неделе выставке «Сибирской Ярмарки» МЕДСИБ. Автор объяснила, что у нее нет детей, и фактически она осталась в конце жизни одна, без родственников. Она знает, что за ее могилой ухаживать будет некому, и потому она хотела бы, чтобы ее прах был развеян на Поле жизни в колумбарии: «Так будет мне спокойнее умирать. Не хочу, чтобы моя могила оказалась заброшенной и проваленной, знаю, что повалившийся памятник будет некому поправить и покрасить, ограду тоже».
Что касается самого ритуала прощания, который по ошибке часто называют кремацией, то это специальная церемония прощания с покойным, напоминающая и по сути являющаяся гражданской панихидой. Совершается она в крематории перед кремацией. Проходит церемония прощания в прекрасно оборудованном, высокохудожественно оформленном зале, под звуки музыки, с участием оркестра и профессионального ведущего. Похороны в крематории доступны всем. Однако по уровню культуры, содержательно-духовной наполненности, эстетической и эмоциональной силе такое прощание предпочтительнее традиционных похорон в квартирах многоэтажных домов.
Маргарита Петровна Захарченко
Крематорий, так, как он запроектирован сейчас, предназначен исключительно для кремации тел людей. Ни о каком сжигании мертвых животных и тем более хирургических отходов, абортного материала, волос из парикмахерской не может быть и речи. Не потому, что конструктивные особенности печи это не позволяют. Как раз наоборот, наша печь наилучшим образом, эффективно и без экологических последствий, могла бы справиться с этими задачами. Есть этический аспект проблемы.
Расскажу вам одну историю, которая имела место в годы денежной реформы. По заданию правительства в одном из крематориев сжигались изъятые из оборота купюры: чиновники решили, что кремационная печь - самый эффективный и надёжный способ избавиться от обесцененных бумажек. Деньги сожгли быстро, но с тех пор печь словно кто заколдовал - она остановилась и больше ни разу не «позволила себя разогреть».
Крематорий - это не завод по переработке отходов. Крематорий - это последний приют людей, это пантеон коллективной памяти об умерших. Кремация - это путь на небо. Кремация нужна для возвышения души. Известный православный святой Иоанн Кронштадтский писал: «Господь твой есть Огнь...»
По моральным, нравственным соображениям печь должна использоваться строго для кремации тел людей. В ней должно быть все чисто. Иначе будут страдать души умерших. В этом мировоззренческом смысле сторонники кремации сливаются с христианством, которое учит не бояться смерти. Крематории тоже всей своей деятельностью формируют новое общественное отношение к смерти и памяти усопших.
Для кремации животных разработана специальная печь. В наших планах такую установку приобрести в следующем году. Пока не определено место в городе, где эта печь будет установлена. Скорее всего, это будет в промышленной зоне, неподалеку от зоопарка. По своим рабочим характеристикам она близка к нашей печи, только меньше. Несомненно, крематорий для животных во многом улучшит экологическую обстановку в городе - ведь до сих пор близких питомцев хоронят во дворах, рядом с песочницами, в школьных садах.
Что касается кладбищ для животных, как сторонник кремации и организатор этого нового дела, я не могу быть заинтересованным в том, чтобы такие кладбища открывались, но, думаю, у людей должен быть выбор. Это будет справедливо и честно. Кладбища для домашних питомцев - явление, распространенное за рубежом. Правда, услуга эта не дешевая. Похоронить животного в Америке, например, нередко стоит дороже, чем человека. Но это законное право людей, их выбор, который, разумеется, зависит от финансовых возможностей семьи. Не думаю, чтобы эта услуга у нас пользовалась большим спросом ввиду дороговизны. А значит, земли под кладбище для животных много не потребуется. Насколько мне известно, в Новосибирске среди похоронщиков есть энтузиасты, которые хотели бы организовать кладбище для животных. По закону им никто не вправе препятствовать продвигать эту услугу.
Валентина Николаевна Пономарева, фармацевт
Меня радует, что среди православных священников сейчас немало тех, кто думает и озабочен экологией земли, дарованной нам всем Господом. Недавно на «Сибирской Ярмарке» прошла духовная выставка, на которой Новосибирский крематорий имел свой стенд. Наш стенд был в одном ряду со стендами Новосибирской Епархии, новосибирских мусульман, римско-католической церкви... На выставке собрались практически все конфессии, действующие в Новосибирске. Мы тщательно готовились к этой выставке, больше морально, конечно. Думали, как поведут себя религиозные деятели, по канонам которых обряд погребения должен совершаться в землю. Многие из них подходили к нам, расспрашивали, брали проспекты. Наш «первый выход» тогда прошел успешно. Даже те, кто отвергал кремацию, беседовали и говорили с нами на эту тему с миром. Бескомпромиссных отрицателей кремации мы не встретили ни одного.
Дважды мимо нашего стенда проходил Владыка Тихон. Именно благодаря участию в выставке удалось впервые сформулировать концепцию религиозной толерантности (терпимости), объявить и обсудить с религиозными организациями разных направлений их возможное участие в проекте строительства крематория.
Мы показали Владыке проект здания и колумбарного парка. Епископ Новосибирский и Бердский выбрал нишу на фасаде, которую займет Русская православная церковь. Владыка разъяснил позицию православия в отношении кремации: никак не ухудшать экологию и не мешать государству решать социальные, экологические, эпидемиологические проблемы, связанные с похоронной деятельностью. Открытых призывов, активного противоборства или отказов от заупокойных молебнов в крематории православные священники допускать не будут.
Кто-то из священнослужителей мне подарил замечательную книгу «Мысли русских патриархов». Так вот в ней, уже в самом конце, я с удовлетворением и к радости моих коллег прочитал слова Патриарха Алексия II, которые созвучны и с вашими переживаниями, Валентина Николаевна, о сохранении природных свойств земли: «Человек не хозяин земли, а арендатор. Евангельские притчи явно говорят нам об этой ситуации.... Предоставляя человеку мир в пользование (не во владение!), Господь требует с человека труда и отчета о плодах этого труда».
***
Один из фрагментов бронзового украшения стелы в центре колумбарного парка - «голуби в крестах» как символ того, что каждая отлетающая душа освящена небом. По Библии, голубь - Дух Святой. «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и... отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». (Новый Завет 3.16)
Семейный наземный склеп. Закон о погребении предусматривает право выбора вида захоронения урны с прахом. Урну можно замуровать в колумбарную нишу, захоронить в землю, подзахоронить в существующую родственную могилу или сделать погребение в семейный подземный склеп, рассчитанный на 4, 6, 9, 12 урн. Такой семейный склеп напоминает обычную могилу. Гранитная или мраморная плита с памятником - съемные, с тем чтобы в дальнейшем можно было легко делать подзахоронения новых урн.
Колумбарная стена Новосибирского крематория имеет 4 метра в высоту. Вся она по своей огромной площади будет использоваться для захоронения урн в нишах. Для того, чтобы услуги крематория и колумбарного парка были доступны для всех, впервые в России предусмотрен новый размер ниш 40х40 см., с тем чтобы можно было использовать керамические плитки, которые продаются в большом ассортименте и которые дешевле гранита и мрамора.
Крематор (кремационная печь) для животных. В последнее десятилетие резко возрос спрос на такие крематоры для животных, так как захоронение животных и человеческих тел в определенных районах планеты считается неприемлемым по экологическим соображениям. В России пока крематории для животных не получили развития, хотя тема эта широко обсуждается, и объективная потребность в зоокрематориях высока. Похоже, Новосибирск станет первым городом, где будет установлена печь для животных. Ежегодно в нашем городе погибает и захоранивается без всякого регламента и определенного места около одного миллиона домашних животных, что усугубляет и без того удручающую экологическую обстановку вокруг мест человеческих погребений.
А.М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория, в часовне вблизи Франкфурта, Германия. Одну их ниш часовни украшает барельеф голубя - символ колумбария. По преданию, на крыльях белых птиц-ангелов души усопших взлетают на облака.